Это была не пуля. Француза судят в Гомеле за «польский сувенир»

 
15 ноября 2017 в 10:01
Автор: Андрей Рудь. Фото: Onliner.by
Автор: Андрей Рудь. Фото: Onliner.by

Эта нелепая история началась в сентябре на белорусско-украинской границе. 24-летний гражданин Франции Жолан Вийо (Jolan Viaud) пытался покинуть нашу страну. В кармане его рюкзака оказался пистолетный патрон. (В соцсетях били в набат и писали, что это пуля, — но нет.) Француз говорит, что «сувенир» ему подарил польский знакомый. Путешественника отправили в СИЗО, где он провел почти 2 месяца. Сегодня состоялось первое заседание суда.

Француз, который живет в Лондоне и работает помощником менеджера в обувном магазине, попал в Беларусь, отправившись путешествовать по Европе.

В Гомельской таможне сообщили: 21 сентября при попытке пешего пересечения границы Евразийского экономического союза в пункте пропуска «Новая Гута» у гражданина Франции изъят «предмет, похожий на патрон к огнестрельному оружию с неповрежденным капсюлем и пулей», не задекларированный в установленном порядке. (Позже эксперты дали заключение, что это пистолетный патрон 9×19 Parabellum.)

Таможней в отношении задержанного было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 333.1 — за незаконное перемещение боеприпасов. В данном случае речь идет о ввозе патрона в страну без предъявления на границе. Нижний предел по этой статье — 3 года лишения свободы. Впоследствии добавилась ч. 2 ст. 295 — незаконные действия в отношении боеприпасов (в частности, хранение, ношение и перевозка).

Фото: Гомельская таможня

Подарок от Павла из Польши

О происхождении патрона так толком ничего и не известно, кроме того что, со слов француза, этот подарок достался ему от некоего Павла в Варшаве. Вообще, такие боеприпасы подходят к пистолетам польской полиции (так же как и ко многим видам оружия, включая немецкие пистолеты-пулеметы Второй мировой).

С сентября Жолан находился в гомельском следственном изоляторе. О соотечественнике писали французские СМИ, переживали, собирали деньги на оплату юриста и прочие расходы.

Сегодня суд Гомельского района начал рассмотрение этого дела. Жолан, которому пришлось сбрить бороду и постричься, не очень-то похож на собственные снимки из соцсетей.

В здании суда не протолкнуться. Поддержать Жолана приехал его старший брат Гийом.

Репортаж о земляке приехал снимать французский 6-й канал.

Много и белорусских журналистов. В зал все не помещаются, часть журналистов остается за дверьми.

— Вы доверяете суду? — задает стандартный вопрос судья.

— Да, — по-русски отвечает Жолан. Впрочем, этим словом его знание русского почти исчерпывается, знает еще «нет» и «что?».

Жолан виновным себя не признает. Говорит, варшавский друг Павел, отдавая ему эту «пулю», сказал, что это муляж. Сам француз в армии не служил, как выглядят оружие и боеприпасы, знает из фильмов.

Фактически патрон пересек как минимум несколько границ — сначала польско-литовскую, потом литовско-белорусскую. Жолан говорит, что тогда показать на границе патрон не догадался. Только 21 сентября в пункте пропуска «Новая Гута» решил «проявить честность» и спросил у таможенников по-английски, считается ли «пуля» запрещенным предметом. Таможенники уточнили, что имеется в виду. Тогда и достал из внутреннего кармашка рюкзака этот патрон вместе с горстью других сувениров.

— На таможне я спросил: «Is a bullet considered as forbidden?» Таможенник ответил: «Что?» Он ничего не понял.

После того, как путешественник достал из рюкзака патрон, все и завертелось...

В качестве свидетеля в суд вызван таможенник, который проводил досмотр.

— Есть индикаторы риска, в данном случае таковым послужила борода,
— сообщил свидетель. — Он первым делом показал этот маленький патрончик. По моему опыту, человек, который собирается сокрыть что-то, показывает это в последнюю очередь, когда совсем прижмет. Думаю, человек просто забыл про этот предмет. И вспомнил только после моего вопроса. По-человечески считаю, умысла он не имел.

Инспектор вспоминает, что при досмотре начал общение по-английски. Сам он в суде иронично определил свой уровень языка как «постыдный», однако фраз, сказанных в тот день, достаточно, чтобы понять смысл вопроса: «Имеются ли запрещенные предметы, оружие, боеприпасы?» После этого Жолан и решил спросить про свой злополучный сувенир.

После того как были выслушаны двое представителей таможни, адвокат выступил с ходатайством изменить меру пресечения под личное поручительство минских знакомых Жолана. Обвинитель возражает.

Ходатайство не удовлетворено, Жолан остается под стражей. Процесс продолжится 17 ноября.

Читайте также:

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!