В такую слякотную погоду многие белорусы с тоской вспоминают жару и летний отпуск. А вот гродненец Сергей Золотухин и его жена при напоминании о нем до сих пор вздрагивают. В июле пара отправилась на автобусе в Хорватию, но по дороге в салоне сломался кондиционер. По словам туристов, путь домой превратился в пекло. Между тем туркомпании не согласны с претензиями клиентов и видят ситуацию совсем в другом ключе.
— Путевку мы покупали в гродненской фирме «Сейлтур» — это посредник минского туроператора «Белтурист» (компания «Садлер»), — объясняет Сергей. — Путевка на двоих стоила €530. Это 12-дневный автобусный тур с ночевкой в двух-трехзвездочных отелях и бунгало. В общем-то, неплохой вариант. Нам нужно было проехать почти 2000 километров. По дороге туда мы ехали через Будапешт, а на обратном пути заезжали в Краков.
Супруги остались бы довольны, если бы по пути из Хорватии в автобусе не сломался кондиционер.
— Буквально через полчаса после выезда он перестал работать. Это был кошмар, — вспоминает мужчина. — В это время температура воздуха в хорватском городе Сплит днем была +35°C. До Кракова (а это где-то 21 час в пути) мы ехали в душном салоне. Люди подходили поближе к водителям: там было прохладнее и можно было подышать воздухом. Уже в Кракове одной женщине стало плохо. К слову, погода там оказалась не лучше, чем в Хорватии: +34°C днем и +27°C вечером.
По словам Сергея, в Кракове водители пытались починить кондиционер, но неудачно. Группа продолжила ехать без него.
— В общей сложности мы больше суток проехали в автобусе без кондиционера. Для нас с женой это была настоящая пытка. Поэтому мы решили не ехать до Минска, а выйти в Бресте, — говорит Сергей.
Когда супруги вернулись домой, они решили написать претензию в адрес туркомпании. Они посчитали, что услуга оказана ненадлежащим образом, и попросили о «соразмерном уменьшении» ее стоимости.
— Мы предложили уменьшить стоимость тура на €150, то есть вернуть эти деньги нам, — объясняет мужчина. — В договоре четко указано, что автобус оборудован кондиционером.
Денег гродненская турфирма не вернула. Более того, прислала объяснение: автобус выехал исправным.
«Как сообщил оператор „Белтурист“, на обратном пути были отдельные сбои в работе системы охлаждения, автобус был доставлен на сервис (во время экскурсии по Кракову), однако полное устранение неполадок оказалось невозможным, — говорится в ответе. — Данный факт признается форс-мажором».
Компания ссылается на статью 372 Гражданского кодекса, согласно которой ответственность лица за ненадлежащее исполнение обязательств не наступает, «если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства».
«В Кракове автобус доставили на сервис. Провели полный объем работ по устранению неисправности. Однако на пути в Беларусь также имелись сбои. При этом ООО „Яваштранстур“ (перевозчик) и ЧТУП „Садлер“ (туроператор „Белтурист“) были приложены все усилия по устранению неполадок, — объясняет турфирма. — Кроме того, сопровождающим лицом были приняты все меры по минимизации неудобств для туристов. Выезд нового автобуса за туристами в Хорватию или Польшу мог вызвать задержку с возвратом туристов в Беларусь на 1—2 суток и более».
Туркомпания также считает, что описанная неисправность «не повлекла причинение вреда здоровью, жизни и имуществу туристов (подтвержденному документально учреждениями здравоохранения или другими документами)», и поэтому претензии Сергея Золотухина необоснованны. А значит, никакого уменьшения стоимости и возврата денег.
Туроператор «Белтурист» поддержал коллег, заявив, что автобус выехал исправным. А по поводу неработающего кондиционера там отметили, что «это техника, и с ней иногда происходят непредвиденные обстоятельства».
«Также просим учесть тот факт, что в договоре нигде не указано, что автобус должен быть с кондиционером. Подводя итог, считаю договорные обязательства исполненными надлежащим образом, в полном объеме», — гласит ответ компании.
Сергей не сдался. Он обратился в Гродненское общество защиты потребителей и подал иск в суд. На заседание представители ни туроператора, ни туркомпании не явились. И 31 августа суд Октябрьского района Гродно вынес решение в пользу Золотухина.
— Суд решил взыскать с турфирмы не только €150, которые просил я, но и 150 рублей денежной компенсации морального вреда. Всего я должен был получить 493 рубля, — говорит Сергей. — Ну и еще столько же штрафа государству, пошлина, около 150 рублей в пользу общества защиты прав потребителей.
Узнав о решении суда, компания «Сейлтур» написала заявление об отмене заочного решения. По их словам, письмо с повесткой пришло на другой адрес и поэтому они не смогли явиться. Сейчас дело рассматривают заново.
В дополнение к иску компания заявила, что при возвращении в Беларусь переезды были только ночью, когда температура была ниже (от +17 до +21).
— Таким образом, температура окружающего воздуха намного ниже, чем указано истцом в исковом заявлении, — отметили в компании. — Работающий (с перебоями) кондиционер и естественная вентиляция автобуса при движении обеспечивали комфортную атмосферу при движении, что подтверждается отсутствием претензий иных туристов по данной программе тура. […] Удовлетворить все требования пассажиров при переезде невозможно, поскольку кому-то жарко — «включите кондиционер», кому-то холодно — «выключите кондиционер», у кого-то спина затекла, необходимо в туалет по нужде — требования об остановке и так далее.
Исполнитель не несет ответственности за несоответствие фактически предоставленных услуг субъективным ожиданиям и представлениям заказчика.
Компания также заявила, что действия истца — это «потребительский экстремизм», они «не связаны с защитой нарушенных прав, а являются желанием извлечь прибыль».
Сергей Золотухин на такие заявления только разводит руками.
— Никакой я не экстремист, — говорит он. — Думаю, суд разберется, кто прав, а кто нет.
После выхода статьи с редакцией связалась компания «Сейлтур» и попросила уточнить информацию по поводу ситуации с туристами.
— Во-первых, кондиционер работал, но с перебоями. Во-вторых, стоит отметить, что вся сумма проезда в туре составляет 60 евро. В-третьих, судебные разбирательства еще в процессе, и соответчиками привлечены также туроператор, который отвечает за качество услуги, и перевозчик, в чьей собственности находится автобус, — рассказала Onliner.by директор компании Елена Валюшко. — Согласно закону «О туризме» турагентство лишь отвечает за предоставление информации о туре, а также за оплату и отправку туристов. И в-четвертых, сумма иска у туристов постоянно растет. Сейчас они пересмотрели свои требования, и теперь это не 150 евро, а более 600 (1328 рублей).
— Да, исковые требования нам предложил изменить юрист Гродненского общества защиты прав потребителей, — отмечает Сергей Золотухин. — По закону «О защите прав потребителей» (п. 1 ст. 33) требования о соразмерном уменьшении цены за оказанную услугу подлежат удовлетворению в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение сроков предусмотрена неустойка 1% в день.
Поскольку мы отправили претензию об уменьшении цены 7 августа, то срок удовлетворения по закону — 14 августа. Следовательно, за просрочку с 15 августа по 06.10.2017 (52 дня) подлежит уплате неустойка в размере 682,77 рубля. Именно эта сумма прибавилась к тем требованиям о понижении цены на 150 евро и моральной компенсации в 300 рублей. Итого с учетом изменения курса евро сумма иска сейчас составляет 1329 рублей 32 копейки.
Чемоданы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by