23 580
15 сентября 2017 в 15:00
Автор: Настасья Занько. Фото: Анна Иванова, из архива героев публикации, иллюстрация: Олег Гирель

«Феминизм — это не установление матриархата». Парни-феминисты о том, почему стоит поддерживать женщин в борьбе за их права

Автор: Настасья Занько. Фото: Анна Иванова, из архива героев публикации, иллюстрация: Олег Гирель

Когда речь заходит о феминизме, многие отмахиваются: мол, снова эти маргиналки будут недовольны рекламой или станут требовать употреблять «директорка», «философка» и так далее. Чего на самом деле сейчас требуют женщины и почему их поддерживают даже мужчины? Об этом — в нашей традиционной рубрике «Неформат».

Кто это?

Алексей Адамович, 23 года, учитель физкультуры в школе. Считает, что феминизм — это не просто борьба женщин за свои права. Феминизм для него — это движение за отсутствие какой-либо дискриминации по половому признаку.

Дмитрий Васькович, 24 года, студент Лундского университета Швеции. К взглядам по равноправию полов пришел несколько лет назад. Считает, что мужчинам не стоит бояться феминисток и их борьбы.

«Если смотреть на нашу историю, то быть мужчиной в нашей стране — это уже привилегия»

— Мужчины часто воспринимают феминизм как посягательство на их права. Словно женщины придут, будут править миром, вернется матриархат и будет другая дискриминация...

Дмитрий:

— Меня всегда веселят такие высказывания. Феминизм — это не матриархат. У феминисток нет цели поработить мужчин и править ими. Феминизм зародился потому, что на протяжении истории в большинстве случаев мужчины доминировали над женщинами. Как бы нам, мужчинам, ни хотелось закрыть на это глаза, но давайте будем честны: в течение веков женщины страдали от дискриминации с мужской стороны.

Фото: postnauka.ru.

Что и говорить, если еще в конце 19-го века женщины в Европе не могли голосовать на выборах, не имели права получать образование, немыслимо было вообразить женщину в качестве преподавателя в университете. Той же Софье Ковалевской не разрешили вести лекции просто потому, что она была женщиной.

Или, к примеру, Мария Склодовская-Кюри могла не получить Нобелевскую премию из-за своего пола. Ее вычеркнули из списка лауреатов, так как она была женщиной. Но ее муж, Пьер Кюри, настоял на включении ее в список, чтобы она получила премию с ними наравне. Это было 114 лет назад.

Мария Склодовская-Кюри получила Нобелевскую премию за исследование радиации. Фото: careerwoman.ru.

Для нас сейчас немыслимо и дико, как так — женщины не могут голосовать, не могут учиться в университете. Или, к примеру, как в Саудовской Аравии, когда женщины не имеют права управлять автомобилем.

Если смотреть на нашу историю, то быть мужчиной в нашей стране — это уже привилегия. Быть мужчиной у нас намного легче, чем женщиной.

И поэтому мы, мужчины, зачастую не принимаем всерьез те проблемы, с которыми женщинам приходится сталкиваться в своей жизни. Поэтому мужчинам кажется, что женщины там что-то себе надумали, опять у них перепады настроения и на самом деле все не так. Поэтому и транслируется такое отношение.

Алексей:

— Проблема наша в том, что мы видим мир через призму «подчиненный — начальник». У нас в голове не укладывается схема партнерства, ситуация, когда люди равны вне зависимости от пола.

«По негласным правилам считается, что женщине достаточно минимальной зарплаты»

— Вам возразят: у нас женщины голосуют, могут учиться в университете, устраиваться на работу. Мол, у нас нет таких проблем, как в прошлом или же как в той же Саудовской Аравии. Ведь у нас после Октябрьской революции женщины как раз и получили максимальное количество прав и свобод. За что феминисткам бороться сейчас?

Алексей:

— Вот я работаю в школе и даже на бытовом уровне сталкиваюсь с сексизмом. Если парень оскорбляет другого парня, то это все равно сравнение с девушкой: «Ты играешь, как девчонка, ты бросаешь мяч, как девчонка». И все в этом духе, как будто девчонки хуже.

Я зачастую сталкиваюсь с тем, что девочки говорят, мол, вот почему я не родилась парнем. Играла бы в футбол, там еще какими-то мужскими вещами занималась бы. Я говорю: «В чем проблема?» Она: «Так мне все повторяют: „Ты же девочка, какой футбол“». Эти стереотипы транслируются через поколения.

Все девочки у нас растут матерями и хозяйками, а все мальчики — теми, кем они сами захотят быть. Хотя, конечно, и в отношении мужчин тоже много гендерных предрассудков. Мальчиков ведь как растят? Вояками, добытчиками. Если вдруг парень захотел заниматься парикмахерским делом или маникюром, то его сразу обзовут: «Не мужик».

Если посмотреть на ситуацию дальше, то мы видим дискриминацию в семье — бытовое насилие, которое направлено в основном в отношении женщин. Реже — мужчин. Признаться в том, что ты жертва насилия, у нас стыдно и даже опасно: поставят на социально опасное положение и даже могут отобрать детей. В этом плане женщины довольно уязвимы.

Опять же очень много у женщин проблем, связанных именно с работой. У меня появился реальный пример по разнице в оплате труда. Мои знакомые, девушка и парень, работали в печатном центре, на одинаковых должностях, одинаковый рабочий день. И девушка получала всегда меньше. У нее зарплата была 400 рублей, у ее парня — 500.

И когда они вместе пришли к начальнику узнать, в чем дело, тот ответил: «Ну она же девушка, она же все равно в машинах хуже разбирается, как я могу ей столько же платить?» Мужчине всегда могут накинуть премию или какие-то бонусы непонятно за что, такое есть.

— К сожалению, даже статистика это подтверждает. У нас в стране женщины получают в среднем на четверть меньше мужчин. На ваш взгляд, с чем это связано?

Алексей: 

— По негласным правилам считается, что женщине достаточно минимальной зарплаты. Знаете, есть фраза у нас про заработок: «Для женщины даже хорошая зарплата». Почему меньше? Подразумевается, что у нее всегда есть ухажер, который, если что, заплатит за нее в ресторане, что-то ей купит и обеспечит. Хотя к профессиональным обязанностям женщины это не имеет никакого отношения, есть у нее мужчина или нет.

Дмитрий:

— К сожалению, мужчинам платят больше не только у нас. В среднем заработки у них выше даже в странах ЕС. Лично для меня эта ситуация кажется дикостью, и я считаю, что женщины справедливо требуют равноправия в этом вопросе.

«На мужчину, взявшего декретный отпуск, есть большое социальное давление»

— Многие скажут, ведь мы же разные, чисто даже физиологически. Женщина рожает детей, тратит на это время. Мужчина при этом берет на себя обязанности по содержанию ее и ребенка, а значит, у него зарплата и должна быть выше. Да и вообще, традиции так сложились...

Дмитрий:

— Да, мы физиологически разные. Но при этом, когда мы говорим о феминизме, мы говорим о равных возможностях, предоставлении равных ресурсов и равных правах, понимаете? Правами, которые есть у мужчины, по умолчанию должна обладать женщина. Возьмем традиционные роли, которые существуют в нашей стране. Женщина рожает детей, а мужчина обеспечивает семью — это особенность нашей системы и гендерных ролей в ней. Женщина должна готовить, убирать, заниматься детьми. А мужчина должен зарабатывать. И проблема нашего общества в том, что мы не даем вариативности. Мы считаем, что существует одна, единственно верная норма.

Фото: testdnk.pro.

Поэтому, когда девушка хочет устроиться на работу, у нее зачастую спрашивают, есть ли у нее дети, какого возраста, если нет — то спросят, когда планирует. Если она не замужем, то обязательно спросят, когда собирается, и так далее. И если женщина беременна или воспитывает маленьких детей — то большая вероятность, что ее просто не примут на работу. Откажут под любым предлогом.

А если бы мы допускали вариативность? Если бы мы допускали, что мужчина тоже может пойти в декретный отпуск? Если бы у нас работодатель четко знал, что этот работник (неважно, мужчина или женщина) в любом случае сходит в декрет, то тогда не имело бы значения, женщина или же мужчина устраивается на работу. Думаю, даже вопросы бы в этом случае отпали. И женщины и мужчины стали бы более равными.
Фото: lifehacker.ru.

К примеру, в Швеции, где я сейчас живу, есть правило: если родители хотят получать пособие по уходу за ребенком, мужчина обязан взять декретный отпуск. Работодатель не может его не дать, так как это дискриминация и она преследуется по закону. И поэтому папы пользуются такой возможностью: в парках можно увидеть очень много пап-хипстеров с коляской и стаканом кофе в руке. Это здесь абсолютно нормальное явление. Это расхожий миф, что младенцу нужна только мама. Ребенку важно внимание обоих родителей.

— У нас законодательно разрешено папам брать декретный отпуск...

Дмитрий: 

— Да, но вот только чуть больше 1% мужчин пользуются этой возможностью. Общество считает, что негоже мужику менять пеленки и готовить смеси. А если ты вдруг вышел в декрет, то на тебя будет огромное социальное давление.

Когда существует общественное давление, вряд ли будет расти число мужчин, готовых пойти в декрет и заниматься детьми. А значит, этим будут по-прежнему заниматься женщины. Со всеми вытекающими...

Алексей:

— А разделение «женской» и «мужской» работы? По последним исследованиям, женщины на домашнюю работу тратят вдвое больше времени, чем мужчины. В среднем 23 года дополнительной работы за всю жизнь. Это ли не дискриминация? Почему современная женщина, точно так же придя с работы, не может полежать и посмотреть телевизор? В чем проблема современному мужчине закинуть белье в стиральную машину, пропылесосить или вымыть пол? Ни в чем, это банальные стереотипы.

«Помните знаменитое высказывание про борщ? Оно же транслируется везде, пусть и негласно»

— В последнее время мы часто слышим сообщения, что вот в Беларуси появилась первая женщина-пилот, первая женщина, ставшая вице-премьером. Казалось бы, ситуация уже меняется. Ведь так?

Дмитрий:

— Что-то меняется, безусловно. Но опять же у нас по-прежнему есть множество профессий, куда женщинам доступ очень ограничен. Особенно среди высших должностных лиц.

У нас очень мало министров-женщин, я уже не говорю о том, что министром обороны, к примеру, у нас вряд ли может стать барышня.

К примеру, в МЧС, Академию милиции и так далее девушек набирают по отдельному конкурсу, и их ограниченное количество. Да что там говорить — у нас даже полковника-женщины нет. До недавнего времени не было женщин — водителей автобусов, до сих пор нет женщин-машинистов ни в метро, ни на железной дороге. Помните знаменитое высказывание про борщ? Так оно же транслируется везде, пусть и негласно.

Фото: ljplus.ru.

— Почему мы очень много слышим о протестах по поводу нашумевшей рекламы типа Mark Formell или питьевой воды «Славная»? Или феминитивов. И очень мало видно выступлений по поводу дискриминации в оплате труда или при приеме на работу. А ведь это более важные вопросы, на мой взгляд.

Алексей:

— Мне кажется, что в вопросе гендерного равенства нет тем более важных или менее важных. И вопрос дискриминации по половому признаку на работе, и объективация, и употребление феминитивов — эти вопросы все важны, всеми ими нужно заниматься параллельно.

Более того, дискуссия вокруг объективации в рекламе — это показатель развития нашего общества. Я не помню, чтобы пять лет назад эта тема в принципе обсуждалась.

Дмитрий:

— Я думаю, здесь немалая роль современных СМИ. Ну кому интересны протесты по поводу важных вопросов? Конечно, интереснее развести хайп на ситуации с феминитивами или акцентировать внимание на каком-то эпатаже.

— Есть среди феминисток радикальное мнение, что мужчина априори не может бороться за права женщин. На ваш взгляд, это так? И в чем все-таки роль мужчин, которые считают себя феминистами?

Дмитрий:

— На мой взгляд, мужчина должен принять тот факт, что в обществе нет равных прав у мужчин и женщин и что есть у женщин дискриминация. Вы можете не называться даже феминистом, если боитесь этого слова, можете сказать просто: «Я поддерживаю борьбу женщин за равные права с мужчинами».

Подумайте о том, как бы вы отреагировали, если бы вашу маму или сестру не взяли бы на работу только потому, что она женщина и потенциально может уйти в декрет.

Да и важно понимать, что традиционные роли, которые есть в нашем обществе, они нас ограничивают. И когда мы делим на нас и на них, то и открытого диалога не получается. Мы получаемся в социальной стагнации.

Алексей:

— Роль проста: раз у мужчин есть больший вес в нашем обществе, этим нужно пользоваться для помощи женщинам в борьбе за их права. Я очень жалел, что не пошел на акцию во время показа Mark Formell в торговом центре «Столица». Думаю, если бы на акции присутствовали мужчины, которые тоже выступали бы против объективации, эффект был бы совершенно иным. А в целом поддержка равноправия людей вне зависимости от пола — это нормальная позиция активного и думающего человека. Любого. Это какое-то стремление к справедливости.

Процессоры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by