Результаты налоговых проверок у предпринимателей могут быть разными. У кого-то, как у Татьяны из Пинска, появляется иск на 992 тысячи рублей, у кого-то, как у Ирины из Минска, — изымают товар. Зачастую сами предприниматели не всегда знают, как должна проходить налоговая проверка, как по закону могут себя вести инспекторы и какие документы предъявлять.
Onliner.by задал специалистам компании Revera, адвокату Анастасии Павлюченко и юристу Андрею Лойше, наивные вопросы по поводу налоговых проверок.
— Все зависит от вида проверки. Выездные проверки делятся на два вида: плановые и внеплановые, — говорят специалисты. — О проведении плановых проверок можно узнать на сайте Комитета государственного контроля, где размещаются координационные планы. Их публикуют дважды в год, не позднее 15 декабря и 15 июня.
Если организацию или ИП добавили в координационный план, вы имеете право обратиться в налоговую и узнать о причинах включения. Не позднее чем за 10 дней до начала проверки налоговая должна письменно предупредить компанию путем направления уведомления.
Частота проведения плановых проверок зависит от отнесения компании к высокой, средней или низкой группе риска. Критерии для разных групп можно посмотреть в Указе №510.
Если же проверка внеплановая, никакого официального уведомления вы не получите. Скорее всего, о ней вы узнаете в тот момент, когда к вам придут проверяющие с предписанием. Чаще всего внеплановые проверки проходят, если налоговым органам известно о том, что вы нарушили или могли нарушить законодательство.
Есть еще один вид проверки — камеральная, которая проходит в самом налоговом органе. В ходе нее проверяются налоговые декларации и другие документы. Если нарушений налогового законодательства не обнаружат, скорее всего, об этой проверке вы даже не узнаете. Если нарушения все-таки будут, налоговая вызовет вас для подписания и вручения акта камеральной проверки.
Допустим, к вам приехали проверяющие. Перед началом проверки они обязаны:
— Важно, чтобы проверяющий представил все эти документы: без хотя бы одного из них проверка будет незаконной. Исключение — когда налоговая проводит контрольную закупку. Логично, что в этом случае налоговый инспектор покажет удостоверение и составит акт лишь после ее завершения, — говорит Анастасия.
В целом для организаций этот срок составляет не более 30 рабочих дней. Но бывают и исключения. Например, дополнительная проверка может длиться не более 10 рабочих дней.
По общему правилу максимальный срок, на который может быть приостановлена проверка, составляет 3 месяца. Однако иногда проверку приостанавливают и на больший срок, что, как правило, существенно затрудняет работу компании.
— На практике контролирующие органы порой злоупотребляют этим правом и пользуются им, когда не успевают закончить проверку вовремя. Очевидно, что это противоречит законодательству, и мы, как правило, обжалуем такое решение, — отмечает Андрей.
Чаще всего налоговые органы проверяют компании за определенный период. За какой именно, вы узнаете из предписания, которое вам предъявят перед проверкой. Как правило, он не превышает три календарных года до ее начала; также проверять могут прошедшую часть текущего календарного года.
За весь период работы вас могут проверить, если хотят удостовериться в соблюдении:
По каким именно вопросам вас проверяют, вы также узнаете из предписания.
Основные вопросы, которые проверяет налоговая инспекция:
— Арест на имущество могут наложить, если плательщик не уплатил налоги и сборы или не сделал это вовремя, — объясняет Анастасия. — При этом арест не обязательно означает изъятие: сначала происходит опись и запрет распоряжаться имуществом. Условно, если ваше имущество — компьютеры, вы сможете продолжить пользоваться ими, но продать — нет. Арестовать могут только то имущество, которое покроет невыплаченные налоги и пени.
Арест может быть наложен:
Изъятое имущество могут передать на хранение самой компании либо третьим лицам. При этом они несут уголовную ответственность за его сохранность.
При контрольной закупке сотрудники налоговой покупают товар или заказывают услугу, чтобы проверить:
— После того как закупка состоялась, инспектор предъявит удостоверение и составит акт проверки, — говорит Анастасия. — Вне зависимости от того, были нарушения или нет, продавец должен вернуть инспектору деньги за купленный товар или услугу, а тот в свою очередь вернуть товар. Исключение — если у продавца не было права продавать товар (например, не было госрегистрации или накладных).
Если во время проверки были выявлены нарушения, составляется акт проверки, а в некоторых случаях еще и протокол об административном правонарушении. Если нарушений не было, оформляется справка проверки.
И то и другое составляется как минимум в двух экземплярах. Руководитель проверки должен подписать эти документы не позднее 5 рабочих дней после ее окончания, указав при этом дату подписания.
— Проверяемый получит подписанные акт или справку под подпись в течение двух рабочих дней после этого. При этом он имеет право отказаться от подписания акта проверки и письменно изложить мотивы отказа: например, если проверяющие нарушили правила и не предъявили необходимые документы. Юридических последствий это не влечет, — поясняет Андрей.
— Не советуем так поступать, это только усугубит ситуацию и приведет к административной или даже уголовной ответственности, — строги специалисты. — Продавец имеет право не пустить проверяющих, если у них нет служебного удостоверения, предписания на проверку или они отказываются заполнить книгу учета проверок, но просто проигнорировать и оказывать сопротивление — нет.
Другие законные права проверяемого:
Я не согласен с результатами проверки. Что делать?
— Как мы уже говорили, указать это в акте проверки. Тогда у вас будет 15 рабочих дней на то, чтобы отправить аргументированные возражения в орган, проводивший проверку. Он в свою очередь составит письменное заключение по возражениям в течение 15 рабочих дней, — говорит Анастасия. — Мы всегда советуем подавать возражения: это не только сделает возможной корректировку акта проверки, но и позволит «отсрочить» на 1 месяц потенциальные неблагоприятные последствия проверки.
Решение по акту проверки можно обжаловать, причем как в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), так и в экономический суд. Жалобу в суд можно подать в течение одного года со дня вынесения решения. Жалобу в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) можно подать в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения. При этом одно не исключает другое.