30 873
14 октября 2023 в 10:00
Источник: Яков Журбин. Фото: gobankingrates.com, Forbes
Спецпроект

Не взяли работать ростовой куклой, а в итоге заработала $1 млрд на нижнем белье. Помог случай

Источник: Яков Журбин. Фото: gobankingrates.com, Forbes

Сара Блейкли — удивительный пример того, как благодаря спонтанной идее без должного опыта можно создать невероятный бизнес и в 41 год стать самой молодой женщиной-миллиардером. И это при том, что у Сары не было богатых родителей и солидного капитала для старта, а помогал ей поначалу бойфренд. О том, как Блейкли из обычной американской девушки превратилась в одну из самых влиятельных бизнесвумен США, расскажем совместно с Betera в цикле «Озарения».

Не взяли на роль куклы Гуфи — не подошла по росту

Детство Сары прошло в курортном городке Клируотер, штат Флорида. Местечко что надо. Вдоль города тянутся километры песчаных пляжей, а температура обычно не падает ниже 20 градусов. Неудивительно, что в 2012-м Клируотер попал в топ-10 городов США для выхода на пенсию. Казалось бы, отличное место для жизни, но наша героиня реализовала себя далеко за его пределами.

Сара росла в семье адвоката и по примеру отца мечтала связать свою жизнь с юриспруденцией. Правда, сначала она получила диплом по специальности «Коммуникации» в университете штата Флорида, а вот с поступлением на юриста случился конфуз. Блейкли дважды провалила вступительные экзамены и пришла к выводу, что жизнь все-таки готовит ее к чему-то другому. Покинув родной Клируотер, девушка попыталась найти себе работу в крупном парке развлечений «Дисней Уорлд», расположенном вблизи Орландо. Хотела попробовать себя в качестве ростовой куклы Гуфи, дружелюбного пса из мультика про Микки-Мауса, но и здесь не вышло.

— К сожалению, чтобы стать Гуфи, нужно было быть ростом не ниже 176 см, у меня — 170 см. И мне сказали, что я могу работать только бурундуком. Эта карьера не сложилась, — рассказывала Блейкли во время одного из выступлений.

Но парк она не покинула и какое-то время занималась тем, что пристегивала посетителей на мультимедийном аттракционе World of Motion. Люди садились в машинки и отправлялись в путешествие по павильону, рассматривая сценки и видеокартинки о достижениях человека, а Сара тем временем ждала следующую партию отдыхающих. «В свой первый день в „Диснее“ я пошла на перерыв и увидела, как Белоснежка затягивается сигаретой», — призналась Блейкли в интервью Forbes.

Через три месяца она начала искать новую работу и устроилась продавать факсы в компанию Danka.

Проблем в новой сфере не возникло. У Сары с детства была предпринимательская жилка. Как-то во время Хеллоуина она устроила дома зону с привидениями и за проход брала деньги с соседей. А в 20 лет открыла детский клуб в отеле Hilton. Пока родители отдыхали, сидела с детьми, получая за каждого по $8.

О своих планах не рассказывала даже самым близким родственникам

Сара так хорошо убеждала купить продукцию Danka, что через несколько лет стала национальным тренером компании по продажам. Однако продавать офисную технику в жаркой Флориде ей не нравилось.

Хотелось кардинальных перемен — и ей помог случай.

Девушке не нравились колготки, которые приходилось регулярно надевать на работу. Они, по ее словам, были крайне неудобными — с торчащими швами на носках. Пик ее недовольства пришелся на подготовку к одной из вечеринок. В какой-то момент Сара поняла, что колготки не наденешь под белые брюки и босоножки — это моветон. Тогда Блейкли просто обрезала нижнюю часть и отправилась на тусовку.

— Все началось с того, что мне не нравилось, как моя фигура выглядит в белых брюках, — вспоминает бизнесвумен. — Я, как и многие женщины, не знала, что надевать под одежду. Тогда были обычные корректирующие колготки. Слишком плотные, они образовывали складки и выпуклости. Было нижнее белье, проступавшее под одеждой. Потом появились стринги, которые до сих пор приводят меня в недоумение. Я решила взять это дело в свои руки и обрезала у корректирующих колготок ту часть, где они прикрывают стопу, и надела их под белые брюки.

Выглядело это великолепно, и чувствовала я себя изумительно, но они все время закатывались вверх. К концу той вечеринки я решила, что мне во что бы то ни стало нужно придумать, как сделать так, чтобы они не закатывались.

Что было дальше? Блейкли решила запустить свой продукт, однако целый год никому об этом — даже родственникам и подругам — не рассказывала. До вечера Сара отдавалась работе в Danka, а после шла в библиотеку Технологического института в Атланте и изучала патенты на чулки и носки. Ходила по магазинами, подбирала необходимый материал, обзванивала фабрики и занималась прочими организационными вопросами. В итоге, получив прототип изделия (дело было в 2000-м), она собрала вместе родственников, друзей и сказала: «Вы готовы? Вот это колготки без основания».

— А потом я попросила маму и лучшую подругу примерить. Их реакция была мгновенной и эмоциональной: «Мне это нравится! Так удобно, никаких выпуклостей! Я теперь могу носить вещи, которые не носила прежде. Например, брюки кремового цвета...» — рассказала Блейкли в интервью журналу Inc.

Так у Сары родился свой бизнес — производство корректирующего белья, которое позволяло женщинам скрывать недочеты и делать фигуру стройнее.

Компания получила название Spanx. К его выбору Блейкли подошла основательно. Она заметила, что у одних из самых узнаваемых брендов — Kodak и Coca-Cola — в названии присутствует буква К. Основатель Kodak Джордж Истман и вовсе называл ее любимой литерой и видел в ней некую силу и резкость. Саре эта мысль понравилась, и она решила воспользоваться ею. Кроме того, девушка провела исследование, которое показало, что придуманные слова лучше подходят для названий продуктов, нежели настоящие. Так, однажды застряв в пробке в Атланте, она написала на листике слово spanks (шлепать), а потом заменила две последние буквы на x. Так и родился Spanx.

Но поначалу далеко не все адекватно восприняли название бренда. Предпринимательница вспоминала, как во время телефонных звонков, услышав Spanx, люди сразу бросали трубку. Приходилось набирать повторно и уверять, что это точно не розыгрыш.

Первое время офисом для Блейкли служила ее квартира. Сара сама упаковывала и отправляла товар, а главным помощником был бойфренд. Все прозвоны и маркетинг она взяла на себя и в итоге сумела добиться, чтобы ретейлер Neiman Marcus начал продавать ее корректирующее белье в своих магазинах. Ну а дальше к списку продавцов добавились другие крупные магазины вроде люксовых Saks, Bergdorf Goodman и Bloomingdale's.

Телевидение тоже не оказалось в стороне. Знаменитая журналистка Опра Уинфри включила продукт Сары в отдельную рубрику своего шоу, во время которой она советовала зрителям, что можно подарить близким на День благодарения. Бренд начал стремительно развиваться. Успеху способствовал и задор Блейкли. Она активно каталась по США и на встречах не чуралась показывать на себе, как белье меняет фигуру.

— Меня поразило то, какое эмоциональное воздействие этот бренд и эта продукция оказали на женщин. Я этого не ожидала, я всего лишь хотела скрыть выступающие трусы, и все. А женщины оказались эмоционально и глубоко тронуты нашим брендом. И это удивительно, — рассказывала Сара.

Что любопытно, Spanx нигде не рекламировался. Блейкли рекламой называет себя, так как сама общалась с клиентурой, пытаясь объяснить и показать, для чего делают это белье и чем оно лучше других образцов.

Ну а в 2002-м Саре удалось пригласить в свой бизнес экс-менеджера Coca-Cola Лаури Голдман, проработавшую в компании на этой должности до 2014 года. По мнению журналистки Коллин Лихи, именно Лаури сыграла одну из ключевых ролей в дальнейшем становлении Spanx.

«Хоть Сара Блейкли — настоящий гений чулочно-носочного дела, но ее бренд никогда бы не стал иконой без целенаправленного видения генерального директора Голдман. Она разработала бизнес-модель компании на основе уроков, которые усвоила за 10 лет работы в Coke: мыслить масштабно, начинать с малого и быстро масштабировать. Она посоветовала своей команде в Spanx сосредоточиться на качестве продукции, а не на прибыли», — писала Лихи для журнала Fortune.

Продала компанию и вручила каждому сотруднику по $10 тыс.

Что сейчас из себя представляет Spanx? Колготки с открытой ступней, утягивающее боди и прочее моделирующее белье продаются в десятках стран, найти их можно и в белорусских интернет-магазинах. В разные годы продукцию носила актриса Джулия Робертс, в ней по подиуму дефилировали модели. Голливудская звезда Гвинет Пэлтроу призналась журналистам, что после родов хотела похудеть и у нее были две пары белья от Spanx. В 2012-м Сару назвали самой молодой женщиной-миллиардером, а журнал Time по итогам того же года включил ее в список 100 самых влиятельных людей мира.

Блейкли реализовала себя не только в бизнесе, но и в личной жизни. В 2008-м она вышла замуж за рэпера и предпринимателя Джесси Ицлера. Пара воспитывает четырех детей.
Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Sara Blakely (@sarablakely)

Свою медийность Сара восприняла спокойно. Еще на заре популярности она участвовала в реалити-шоу, во время которого взбиралась по веревочной лестнице на воздушный шар, чтобы... выпить чаю с миллиардером Ричардом Брэнсоном. Блейкли стала спикером-мотиватором, снялась в кино и, конечно же, нередко попадала на обложки журналов.

Два года назад Blackstone Group приобрела контрольный пакет акций Spanx. Компания на тот момент оценивалась в $1,2 млрд. Сара по случаю сделки позволила себе щедрые подарки: каждый из 750 сотрудников Spanx получил по $10 тыс. наличными. А еще она купила каждому по два билета первым классом в любую точку мира, куда пожелают.

И в этом вся Сара Блейкли. Когда-то она пролетела мимо роли Гуфи в парке аттракционов, зато превратилась в самую молодую женщину-миллиардера.


Партнер проекта — Betera

Онлайн-казино Betera первым в Беларуси перешагнуло отметку в 2000 игр на своей платформе! Более 20% от всего игрового контента — эксклюзив, доступный только игрокам Betera. Помимо слотов, вы можете сыграть в рулетку, блэкджек, баккару, различные игровые шоу, TV-игры, краш-игры, виртуальный спорт и другие онлайн-развлечения. А также переходите по ссылке, чтобы забрать приветственный бонус!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by