Сбербанк России готовится к цене на нефть в $25 за баррель. Чего ждать белорусам?

 
12 января 2016 в 19:12
Автор: Настасья Занько
Автор: Настасья Занько

Один из крупнейших банков соседней страны пересмотрел пессимистичные сценарии по стоимости нефти. Как заявил глава «Сбербанка» Герман Греф, скорее всего, цена на нефть в нынешнем году упадет до $25 за баррель и будет оставаться на этом уровне длительное время. Сбудется ли этот тревожный прогноз и что произойдет с белорусским рублем? Экономический аналитик Владимир Ковалкин ответил на этот вопрос.

— В случае, если нефть все-таки опустится до $25 за баррель, у российских властей есть антикризисный план — сокращение бюджетных расходов на 10%, — объясняет аналитик. — Правда, это сокращение не коснется силового блока и ФСБ. Что это означает на практике? На практике это означает, что люди будут беднеть. При этом курс российского рубля продолжит падение.

— Получается, и белорусский рубль будет падать?

— Россия — основной торговый партнер Беларуси, но в последнее время объемы продаж белорусских товаров в РФ упали на 30%. Для поддержания объемов продаж нужно, чтобы цена наших товаров для россиян не увеличивалась. А значит, надо девальвировать белорусский рубль быстрее, чем падает российский. В этом случае сценарий один — наш рубль продолжит падение. Это означает и падение уровня зарплат. Если проводить аналогии, то такая низкая цена на нефть последний раз была в 2004 году. Тогда в Беларуси средняя зарплата была около $200. Поэтому можно предполагать, что при уровне цены на нефть в $25—30 за баррель средние зарплаты белорусов будут $200—300 в эквиваленте.

— Есть ли какой-то выход из этой ситуации? Что можно сделать, чтобы избежать такого сценария?

— В таком случае и одну, и другую экономику могли бы вытащить конкурентные и крепкие производства. Однако, к сожалению, белорусские производства не только не сохранили, но даже потеряли часть своей конкурентоспособности на рынке. И Россия, и Беларусь попали в так называемое «нефтяное проклятье». Стали заложниками высоких цен. А высокие ценники не стимулируют на реформирование экономики. На протяжении того периода, когда цены на нефть были высокими, мы слышали про диверсификацию рынков. Но по факту видим, что этого сделано не было. И как только цена на нефть упала, уровень жизни тоже стал падать.

— По вашим прогнозам картина рисуется довольно мрачная. Есть ли шанс, что нефть еще вырастет в цене? 

— Участники ОПЕК заявили, что к концу года попытаются выйти на цену в $45 за баррель. Если такой сценарий реализуется, то средняя зарплата в Беларуси будет на уровне $300—350 в эквиваленте. Но сможет ли ОПЕК выполнить свои обещания, неизвестно.