Директор CoffeeBox: «Хороший кофе не может стоить дешево»

 
12 декабря 2013 в 10:05
Автор: Александр Владыко. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Александр Владыко. Фото: Аркадий Соболев

Литовец Вайдас Андрюнас еще недавно работал в крупной белорусской торговой компании, набираясь опыта ведения сетевого бизнеса. С весны Вайдас руководит сетью CoffeeBox, которая насчитывает 9 торговых объектов и буквально на днях открывает 10-й. В интервью Onliner.by он рассказал о том, какой кофе предпочитают белорусы, и о перспективах «кофе с собой».

Вайдас сидит на диване в одном из CoffeeBox. Внутри — только запах кофе и простой молодежный интерьер из афиш вместо обоев. Повсюду бесплатный Wi-Fi. Рядом слышится смех, доносятся обрывки разговора — это студенты пользуются прелестями сервиса.

— Развитие сети CoffeeBox происходит очень быстро. Сегодня этот сегмент очень востребован в Беларуси, поэтому все упирается в поиск свободных торговых площадок.

— В свое время известные компании отказались от бесплатного интернета для клиентов, поскольку он создает «пробки» за столиками.

— Wi-Fi является одним из неотъемлемых элементов общения молодых людей. Поэтому нас абсолютно не смущает, что это задерживает посетителей за столиками. Мы это приветствуем и очень хотим, чтобы CoffeeBox стал для наших посетителей вторым домом.

— Почему компания решила начать бизнес в Беларуси, а не в Литве?

— В Литве рынок очень небольшой и плотный. Если вы были в Вильнюсе, то видели, что на центральных улицах города кофейни открыты буквально на каждых 50 метрах. Очень сильная конкуренция, однако даже в Литве можно открывать еще столько же точек, сколько работает сегодня, и они будут пользоваться спросом и приносить прибыль. А в Беларуси торговых объектов такого формата просто не было. Рынок пустой, а данный сегмент, на мой взгляд, очень востребован, поэтому мы и решили развиваться именно здесь.

Кроме того, в Литве мы являемся импортером кофейных зерен, имеем свое производство по обжарке, купажированию и фасовке кофе (примерно в таком же формате работает и белорусский производитель кофе «Матадор») и, кстати, занимаемся обучением специалистов. Часть кофе наша компания продает на внутренний рынок в Литве, а остальное едет в Беларусь.

— Какого «такого формата»? В Минске же есть отдельные кофейни, причем их становится все больше.

— Да, в Минске кофе продается в каждом кафе и ресторане. Но есть разные способы употребления кофе. Мы развиваем формат «кофе с собой». Здесь нет дорогой посуды или эксклюзивных стаканов. Все просто: как в интерьере, так и в сервисе. Главные герои нашей сети — кофе и посетители. Главный интерьер — общение и создаваемая ими атмосфера. Это и есть наша концепция. Недавно мы запустили собственное кондитерское производство, продукция которого будет развозиться по кофейням. Тоже ничего сверхнавороченного: обычные чизкейки, капкейки, браунис. Вкусно, быстро и удобно.

— На какую сеть вы будете похожи?

— На формирующемся рынке нельзя копировать кого-то, нужно найти свое. В Беларуси, к сожалению, пока не развита культура потребления кофе. Поэтому мы прежде всего будем развивать эту категорию, учитывая национальные особенности.

— Пока Starbucks отказывается открываться в Беларуси, вы готовы стать местным лидером?

— Таково решение Starbucks, хотя это безусловный мировой лидер. Кто мог подумать в 1971 году, что его ждет такое будущее? Но мы идем по другому пути. Если говорить о формате, то в Литве на наш больше всего похож Coffee Inn. Но еще раз повторюсь: работая в Беларуси, мы будем учитывать прежде всего особенности белорусского рынка и привносить европейские тенденции.

— У вас на самом деле простой интерьер и концепция. При этом совсем непростые цены. Они не выше ресторанных, но все же для кофе с собой не слишком ли?

— Прежде всего мы предлагаем хороший кофе, а он не может стоить дешево. Цены определяются экономикой: мы расположены в дорогих по стоимости аренды помещениях, а это, естественно, сказывается на стоимости напитка.

— Вы не будете отрицать, что кофе сегодня — это один из самых высокомаржинальных продуктов для общепита?

— Это правда. Так есть не только в Минске, но и во всем мире. При этом кофе в Беларуси не самый дорогой, если сравнивать с мировыми ценами. В Литве цены примерно такие же.

За прилавком кофейни стоят парень и девушка. Но больше в штате компании все же прекрасных бариста, чем мужественных. Вайдас признает, что бариста — в основном мужская профессия.

— На мужчину за прилавком лучше реагируют все: у парней к нему больше доверия, девушкам тоже приятно пококетничать. Кстати, когда проходят международные конкурсы, участники — в основном мужчины лет 35—40. Однако мне больше нравятся бариста-девушки [улыбается. — Прим. Onliner.by].

— Какой кофе предпочитают пить белорусские любители?

— В среднем в день мы продаем от полутора до двух тысяч стаканчиков кофе. Среди клиентов есть ценители кофе, которые приходят за эспрессо. Офисные сотрудники предпочитают американо. И есть молодежь, которая чаще остальных выбирает кофейные напитки: капучино, латте, мокко, наш фирменный напиток «Кофебокс».

— Рассматриваете ли вы областные города для развития сети?

— В следующем году мы планируем открыть еще 10—15 торговых объектов в Минске и несколько в областных центрах. А дальше время покажет. Мы считаем, что кофе — это напиток, который не имеет ограничений по возрасту и полу. Любой человек может просто наслаждаться кофе, сидя за столиком либо выйдя со стаканчиком на улицу.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by