Детский дом. Пронзительная черно-белая съемка из 80-х

15 июля 2022 в 10:30
Автор: Снежана Инанец . Фото: Вадим Качан

Детский дом. Пронзительная черно-белая съемка из 80-х

Автор: Снежана Инанец . Фото: Вадим Качан
«Рядом с детским домом стояла телефонная будка, и дети ходили к ней звонить домой. Это было как звонок в другой мир», — рассказывает Вадим Качан. В конце 1980-х белорусский фотограф погрузился в непростую тему: жизнь закрытых детских учреждений. Что снимал? Портреты с пронзительным взглядом, уроки, игры в коридорах, пары одинаковых резиновых сапог, сохнущие на батареях после прогулки, советский телевизор. Спустя почти 35 лет смахиваем пыль с черно-белых снимков.
  • Мы бы хотели узнать, как сложилась жизнь воспитанников, попавших на фото. Если вы узнали себя и готовы рассказать свою историю открыто, пишите журналисту Снежане Инанец на почту sn@onliner.by.

— Это был 1988 год, — вспоминает фотограф и преподаватель Вадим Качан. — Основным местом съемки был детский дом №7 на Семашко, похоже совмещенный с интернатом: туда я ездил раза четыре. Однажды был и в детском доме №2 на Калиновского, там фотографировал в основном малышей.

В этой подборке — снимки с обеих точек.

— Детские дома — это была одна из закрытых тем в советском обществе. Никто особенно не знал, что там делается, как и в других закрытых учреждениях, — говорит фотограф. — А тут, в перестройку, появилась возможность заглянуть.

Собеседник называет и более личную причину для такой съемки:

— Когда мне было 10 или 11 лет, у меня был сосед, ровесник. Его мама рано умерла, а отец отдал сына в интернат. Каждое лето мой друг Николай приезжал домой. Естественно, рассказывал, как там хорошо — храбрился, как и все мальчишки. Но однажды, когда каникулы заканчивались, случилась такая история. У нас была общая территория для игр, между сараями. Чтобы туда попасть, надо было лезть через крышу. Я лезу, но вдруг слышу — кто-то плачет. Смотрю, а это Николай. Так не хотел возвращаться в интернат. Когда спустя много лет мой товарищ по фотоклубу «Вечерний Минск» предложил поснимать в таких учреждениях, я сразу вспомнил своего соседа из детства.

Фотограф вспоминает, что дети были обуты, накормлены.

— Чего там не было у них, так это личного пространства. Достаточно сложно это было снимать именно в эмоциональном плане.

На фотографиях спустя десятилетия можно увидеть прогулки по улице, уроки, общий сон. Из особенно любопытного — сюжет о том, как дети смотрят телевизор. Он стоит на высоком постаменте, под портретом Михаила Горбачева. Рассмотреть, что в этот момент было на экране, не выходит.

— Они как раз смотрели мультики, — улыбается фотограф. — Причем, кажется, показывали «Чипа и Дейла». Один из мальчишек старался копировать мимику одного из героев. К слову, как-то мой товарищ из Франции, который занимается разными социальными программами, видел часть этой серии. Он обратил внимание, что в детских домах к телевизору вообще особое отношение.

Читатели рассмотрели, что на экране в момент съемки — советский мультфильм «Мама для мамонтенка». А особенно внимательные заметили, что смотрят дети его, похоже, с видеокассеты. В кадре — видеомагнитофон «Электроника ВМ-12».

Вадим Качан с теплотой отзывается о преподавателях, с которыми встречался во время съемок.

— Видно было, что душу вкладывали в свою работу. Препятствий нам не чинили. Единственное, было несколько табу. Например, не снимать, как дети принимают пищу.

Еще просили не приносить воспитанникам конфет и вообще подарков.

— Несмотря на это, в последний мой приход туда воспитатели рассказали, что дети ко мне уже привязались. Они в каждом, кто туда приходит, видят своего отца или мать. Мечтают, фантазируют, что вот сейчас их заберут.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by