По данным за два года (с 1 июля 2018 по 1 июля 2020 года) количество ИП в стране выросло на 25 886 человек. Сейчас в стране 264 109 «ипэшников». Но нет информации о том, в каком состоянии находится ИП, какие у него планы и так далее.
Только за полгода все ИП страны внесли в бюджет 303,9 миллиона рублей. Это 2,4% от всех налоговых поступлений Беларуси.
70% индивидуальных предпринимателей применяют упрощенную систему налогообложения, 25% — платят единый налог и только около 5% находятся в рамках общей системы налогообложения.
Весной, как раз в разгар коронавируса, «Перспектива» проводила опрос участников объединения. У 74% ИП розничной торговли выручка в месяц составляет 1000 рублей. С этих денег нужно еще заплатить налоги. У 46% расходы без учета закупки товаров превышают 1000 рублей. То есть почти половина предпринимателей работала, чтобы хоть как-то продержаться. О развитии речи не шло.
В мае у 56,6% «ипэшников» не было никакого резерва, так как деньги были заморожены в товаре.
Подняли ли цены «ипэшники» вслед за ростом курса? Нет. Предприниматели в розничной торговле, по словам Шумченко, продолжают работать по старому курсу. «Ты можешь поставить, конечно, курс и по 2,6, и по 3 рубля за доллар, но вопрос, кто это будет покупать», — отмечает Шумченко.
Главные источники заимствований для ИП розничной торговли — это друзья, родственники и знакомые. Банковская система практически никак не задействована для них.
Предприниматели предлагали правительству те варианты помощи, которые устроили бы их: например, выделить каждому ИП по $1000 безвозмездно и порядка $3500 как беспроцентный заем. Но эту инициативу отклонили. Единственное, что у многих получилось договориться о снижении арендных ставок в размере от 20% до 50%. Но здесь частник договорился с частником. Государство здесь никакой роли не сыграло.
Пока количество ИП ограничивается условиями деятельности в пользу поддержки среднего и крупного бизнеса. Если бы государство было заинтересовано в развитии малого бизнеса и создавало условия для ИП, то сейчас у нас было бы около полумиллиона «ипэшников». И, соответственно, вдвое больше налоговых поступлений от них. Но для этого нужно было полностью перейти на рыночную экономику.
У нас практически нет условий для того, чтобы человек стал ИП, а затем развивал свое дело до более крупного. Для этого нужны «дешевые» деньги, хорошая рыночная экономика и законы, которые не так часто меняются.
«Как чувствуют себя предприниматели сейчас? У многих апатия и мысли о переезде. Это свидетельствует о плохом состоянии экономики Беларуси», — говорит Анатолий Шумченко.
Что будет, если ИП пропадут как класс? Во-первых, исчезнет конкуренция, а это всегда плохо для потребителя. Во-вторых, на рынок труда выйдут 267 тысяч человек и их работников. Их всех нужно будет трудоустроить. В-третьих, сократятся доходы бюджета и отчисления в ФСЗН. По данным на прошлый год, в стране было 257 тысяч «ипэшников», они внесли в бюджет 599,2 миллиона рублей. Если это сопоставить с выплатами пенсий, то этого хватит, чтобы год платить пенсию 115 тысячам белорусов. Это 4,5% от всех пенсионеров страны. В-четвертых, сами ИП перестанут давать прибыль арендодателям, различным системам оплаты, курьерам и так далее.
01:07—6:00. Сколько предпринимателей в Беларуси и как изменились их заработки с начала года. Подняли ли они цены.
6:00—10:17. Поддерживает ли государство предпринимателей и каким образом. Как реальность отличается от статистики.
10:17—16:10. Какие настроения среди предпринимателей и почему их количество ограничивается. Обсуждаем неравные условия работы частного и государственного бизнеса. Кому списывают долги и кредиты, а кому нет.
16:10—24:30. Почему ИП как класс планировалось убрать. Что было бы, если бы сейчас все «ипэшники» исчезли.
24:52—33:09. Какой выход из сложившейся ситуации видят «ипэшники».
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by