Критик Татьяна Орлова: что не так с тяжелыми статуэтками Национальной театральной премии?

7901
24 июля 2020 в 8:00
Источник: Татьяна Орлова . Фото: rtbd.by, bgmteatr.by

Критик Татьяна Орлова: что не так с тяжелыми статуэтками Национальной театральной премии?

Источник: Татьяна Орлова . Фото: rtbd.by, bgmteatr.by
Татьяна Орлова — доктор филологических наук, профессор, театральный критик.

В чем-то скромное, в чем-то элитарное театральное искусство, как и любое другое интеллектуальное и трудовое занятие, конечно же, ожидает внимания и наград от государства. Внимание есть в виде небольшой денежной дотации. Награды — присуждаемые звания, медали и знаки — также присутствуют, хотя очень редко и во многом за выслугу лет. Но вот почти 12 лет назад в Беларуси государство в лице Министерства культуры учредило Национальную театральную премию. Это событие сильно оживило театральную общественность, заставило подтянуться, стараться, надеяться.

Премия дается по результатам республиканского конкурса, который проводится один раз в два года. В этом году он проходил в шестой раз. Событие сопровождалось созданием многочисленных инструкций, приказов, отборочных комиссий и жюри, публичным обсуждением, кого, как и за что награждать.

Небольшое сравнение. В России для награждения деятелей театра давно и ежегодно работает «Золотая маска». Отработаны правила, критерии оценки, работа экспертов и прочие составляющие. Все опубликовано. Можно ознакомиться и позаимствовать.

Мы же в Беларуси вроде решили идти своим путем, но до конца его не продумали, потому что чиновники и советники часто меняются, единства во взглядах нет. В самом начале, желая беспристрастности, даже создали жюри из 100 человек, пригласив из столицы и регионов всех известных театральных деятелей. Результат вызвал жаркие споры. Кто-то не имел времени и возможности все посмотреть. Кто-то откровенно подыгрывал своим. В дальнейшем формировали жюри из специалистов по профилю. Как участник-эксперт замечу: никогда никому эту работу не оплачивали. Все было на общественных началах, а со временем отменили командировки для отсмотра спектаклей за пределами Минска. На первом отборочном этапе предлагается судить по присланным от театра видеозаписям.

Напомню, что спектакль живой и записанный на пленку — разные вещи. Разное мастерство у режиссера и оператора записи. К тому же времени у членов отборочной комиссии мало. Не хочется смотреть предложенное целиком. Договариваются выносить вердикт «за» или «против» после пятиминутного просмотра. Может ли быть такой вердикт объективным и справедливым? Вряд ли. Вопросы возникают на всех этапах отбора спектаклей, лучших режиссерских, актерских и сценографических работ.

Завершая это предисловие, предложу свое решение проблемы. Во-первых, необходим тщательный отбор экспертов и судей, в совершенстве знающих театральную ситуацию. Во-вторых, каждый из них обязан посмотреть живой спектакль в том театре, где он играется. Заключительный этап конкурса обычно проходит в Минске. На чужой сцене, в малознакомых условиях производства хороший спектакль может пройти плохо. Все-таки это живой организм.

Итак, отобрано

На днях были опубликованы результаты работы отборочной комиссии для выдвижения лучших работ на Национальную премию 2020 года. Была подана 61 заявка. По условиям конкурса каждый театр мог выдвинуть два спектакля. Пройти могли тоже два или один. Для дальнейшего рассмотрения отобрана половина из заявленных. Попробуем проанализировать опубликованную таблицу.

  • По-прежнему остаются тайной имена отборщиков. Вероятно, это, как всегда, административный ресурс. Люди при должностях, но не владеющие в совершенстве театральной ситуацией. Независимые эксперты туда не попадают.
  • Не берусь судить о музыкальных спектаклях. У нас два музыкальных театра — Большой театр оперы и балета и Белорусский государственный академический музыкальный театр. Фактически всегда они оказываются вне конкуренции и получают все возможные награды. С их немногочисленной продукцией можно разобраться. В этом году, например, от этих театров заявлено четыре спектакля. И из них выбрать лучшее легче, чем из тридцати одной постановки всех других театров. Для разнообразия в музыкальную секцию иногда попадают и негосударственные коллективы. На прошлом конкурсе это была «Территория мюзикла». В этом году — компания «МюзикЛэнд».
  • Есть путаница в попадании того или иного спектакля в конкурсную графу. Почему-то спектакль НАДТ им. Горького «Оскар и розовая дама» оказался представленным в большой форме, хотя играется двумя артистами на малой сцене. Дважды фигурируют в списке четыре спектакля. Они разбросаны по разным секциям. Это работы Могилевского театра им. Дунина-Марцинкевича «Сиртаки», «Шлюб з ветрам» Республиканского театра белорусской драматургии, «Тутта Карлссон. Первая и единственная» Государственного театра кукол, «Динь-дон, я ваша мама!» компании «МюзикЛэнд». Все четыре спектакля отличные и достойны внимания. В свое время я подробно анализировала их в СМИ. Для их создателей двойное рассмотрение — отличный шанс на победу и особое уважение. Тогда в неравные условия попадают все остальные. Некоторые театры оказались вообще не представлены своей продукцией.
  • Всегда существуют неравные весовые категории. Особенно в этом году. Как сравнивать продукцию столичных коллективов с региональными спектаклями? Например, Купаловский театр с театром Бобруйска или Молодечно. Естественно, купаловцы всегда выйдут победителями. Уже было 5 статуэток за «Не мой», 3 статуэтки за «Ревизор» и т. д. Хотя встречались исключения, которые никто не мог объяснить. Так, на ІІ Национальной театральной премии в четырех главных номинациях победил театр кукол из Гродно со спектаклем «Пиковая дама». Режиссер Олег Жюгжда не смог поднять все четыре бронзовые статуэтки. Спектакль был разыгран четырьмя актерами с куколками на четырех стульях. Он соединил текст Пушкина и музыку Чайковского. Сила искусства была так велика и статуэточные награды так точны, что в дальнейшей жизни «Пиковая дама» стала среди кукол лидером по количеству наград на международных фестивалях. И даже заработала для театра валюту.

Еще раз о разных возможностях. Например, в России очень много театров. За пределами Москвы и Питера всегда можно найти яркое, ни на что не похожее зрелище, достойное вступить в соревнование. Всего в Беларуси около 30 театров, и они, по сути, работают в одном русле, редко выбиваясь из привычной картины. Финансовые, технические, продюсерские возможности резко различаются. Круг режиссеров хорошо известен. Однако творческие возможности могут вступать в конкуренцию и приносить неожиданности. Пример — та же «Пиковая дама». Или победитель 2016 года «Пинская шляхта» Полесского драматического театра. Конечно, во многом есть и стечение благоприятных обстоятельств. В театральном деле трудно просчитать несомненный успех.

Личное мнение

Отборочный список уже вызвал дискуссию среди театральных людей. Позволю высказать и собственное мнение. Зная продукцию большинства коллективов, не в первый раз отмечаю, что некоторые театры не представлены. Так, не попал в таблицу ТЮЗ. Не было его и в прошлый раз. Если единственный государственный театр для юных зрителей плох, надо бить тревогу. Активно рекламирует свои работы Современный художественный театр. Всегда имеет аншлаги Камерный драматический театр. Интересно работает и выезжает на фестивали Полесский драматический театр. Хотя бы по одному спектаклю все они могли бы показать жюри уважаемого конкурса и получить квалифицированную оценку. Тогда бы и их верная зрительская аудитория была удовлетворена. Не появлялось бы в СМИ статей, что Национальная премия дается по блату. А такие высказывания были.

Уверена, что не следует рассуждать о тех или иных спектаклях, которые ты не видел. Вроде того: не читал, не видел, но категорически против. Например, появилось высказывание: «„Трикстер клуб“ — все говорят, это добротная комедия. Почему этот спектакль есть, а чудесных серьезных постановок нет?» А разве хорошая комедия не может быть чудесной и серьезной?

К сожалению, так могут рассуждать не только известные критики, но и эксперты, члены жюри. Это дело вкуса, профессиональной подготовки и дружеских связей. В театральном мире все знают друг друга и возможности создания шедевра. А он может появиться неожиданно, незапланированно, как случилось на премии 2018 года. Тогда крохотный театр кукол из Молодечно «Батлейка» показал спектакль Евгения Корняга «Сестры Грайи» и потряс буквально всех.

При вынесении решений любые судьи должны учитывать баланс мнений, изучать прессу, зрительские отзывы. Редко случается, чтобы все были единодушны. Кто-то всегда останется обиженным. Но необоснованная несправедливость ранит.

Мне очень жаль, что не попал в отборочный список купаловский спектакль «Радзіва Прудок». Это настоящий хит двух сезонов. Получил огромное количество восторженных отзывов. Спектакль с не запланированным заранее успехом. Как говорится, не ожидали, но оказалось…

Не прошел отборочную комиссию талантливый спектакль Молодежного театра «Дорогая Памела». Его ставил известный в театральном мире литовский актер и режиссер Альгирдас Латенас. Яркая актерская работа заслуженной артистки Натальи Онищенко.

Следовало обратить внимание на знаковые для Национального академического театра им. Якуба Коласа и НАДТ им. Горького работы сезонов. Это «Сымон-музыка» и «Дачники». Колас и Горький есть в названии театров, которые предложили современное прочтение пьес этих авторов.

Не предусмотрены номинации «Эксперимент» и «Лучший спектакль по произведению белорусского автора». Во втором случае могла быть рассмотрена работа известного за пределами страны драматурга Андрея Иванова «С училища» компании «АРТ Корпорейшн».

Рассуждаю только о том, что видела, обсуждала, рецензировала лично. Некоторые спектакли из регионов не видела, мнения о них не имею. Могу предполагать, что некоторые из них хороши. Судить не берусь. Хорошо бы посмотреть их на последнем этапе показа в столице. Осенью будем ждать финала и награждения по достоинству.

Читайте также: 

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by