На спектакль Камерного драматического театра «Мамки» прежде всего стягиваются мамаши всех возрастов и социального положения. Мамки. В этом есть что-то просторечное, смешное и теплое. Зрители настраиваются на комедию. В программке сказано: лирическая комедия. На фото трое персонажей в ярком убранстве и… на лошадях. Что-то похожее на перепев «Трех мушкетеров»?
Нет, нет и нет. То, что показывает театр, заслуживает самого серьезного разговора и неоднозначных раздумий. Будет юмор. Будет лирика. Будет трагедия. Будут слезы. Все соединится, как в жизни, в плотный ком эмоций и чувств, смех даже перед лицом смерти. Театр, известный своим ярким комедийным репертуаром, не побоялся взять пьесу о войне в Украине. В Беларуси совсем мало таких спектаклей. Может быть, только «Опиум» Центра «АРТ Корпорейшн» и «Саша, вынеси мусор» Молодежного театра. Там война существует, если можно так сказать, «за кадром». Есть только ее отзвуки и влияние на людей. В «Мамках» война реальная и громкая. Три женщины прячутся от нее в полуразбитом подвале. Сквозь дыры в крыше видно звездное небо. Слышны взрывы и пулеметные очереди. Ясно, что это ненадежное укрытие. Домов русской Наташи и еврейки Сони не осталось. Уцелел дом украинки Оксаны. Они пытаются переждать бомбежку. Чтобы не думать о плохом, поют, вспоминают молодые годы. Росли рядом, учились в одной школе, дружили и всегда все друг о друге знали. Сыновей родили в одно и то же время. Всех троих назвали Сашками. Тут все и начинается. Украина ― общая для них Родина.
Пьесу написала драматург, которая одного возраста с героинями и хорошо знает психологию таких простых людей. Ася Котляр — это псевдоним драматурга Майи Тараховской. В багаже у нее более десятка пьес. Они поставлены в 280 театрах мира. Родилась Ася Котляр в маленьком городке Хмельницкой области (Украина). Живет в Клайпеде (Литва). Впервые дебютирует в Беларуси «Мамками». Тридцать лет проработала учительницей математики в школе. Участвует как драматург и актриса в народных коллективах. Абсолютно лишена амбиций и звездности, так как в творчестве исследует сугубо бытовые людские проблемы. Это, как известно, не слишком модно и популярно сегодня. Потому Ася Котляр рада каждому обращению театров к ее пьесам и не устает всем говорить: «Спасибо». Какой народ, какую национальность, чью правду может считать своими такой человек? Это ее волнует, и об этом она пишет.
Руководитель Камерного драматического театра Наталья Башева, прочитав когда-то пьесу «Мамки», долго готовилась к ее постановке. У частного театра небольшая труппа. Таких разных и похожих ― украинку, русскую, еврейку ― надо было искать в других театрах. Наконец, все сложилось. Режиссер развила мысль драматурга о «людях мира», не привязанных к одной стране или национальности. У каждого своя правда? Она одна, если речь идет о жизни и смерти, дружбе и взаимовыручке. Ясно, что должны доминировать общечеловеческие ценности.
Но что же делать, если сыновья, названные Сашками, оказываются по разные стороны баррикад? Почему земля «наша» и «ваша», хотя всегда была одной общей, данной природой? Существует трагическое непонимание ситуации простыми людьми. Когда паны дерутся, у мужиков чубы трещат. Не укладываются в головах обыкновенных людей интересы тех, кто пытается ими управлять. Поколение, которое выросло рядом и все переживало вместе, не хочет делиться на «наше» и «ваше». Но их дети уже разведены на «своих» и «чужих». Как мамкам относиться к ним и как им относиться к мамкам?
Режиссер сознательно пошла на смешение жанров. Драма, комедия, трагедия, мелодрама. Ничего в чистом виде. Разговор на разрыв аорты. Все возникает внезапно, без предупреждения. Переливается одно в другое. Ненависть и зло обязаны спасовать перед человеческой добротой и пониманием. В жизни так бывает далеко не всегда. Однако театр должен изменить самосознание зрителя. Такое случается в сплетении природы смешного и трагического.
Спектакль Башевой насыщен бытовыми деталями. Сцена заполнена старыми вещами, соленьями, заготовками — всем, что встречается в подвалах хозяйственных женщин. Можно сказать, что это махровый быт. Он давно не приветствуется нашими критиками, но как иначе поверить людям, оказавшимся на обочине жизни, если они не умеют говорить красиво. Такая насыщенность узнаваемого быта сохранилась только в спектаклях известного российского драматурга и режиссера Николая Коляды. Он принципиально живет в Екатеринбурге, отстаивает свой «устаревший» стиль и неизменно побеждает с этим стилем на многих российских фестивалях. Вот и Наталья Башева идет как по минному полю, не претендуя на современные продвинутые европейские формы.
Актриса Камерного театра Татьяна Булгакова играет в большинстве спектаклей Башевой. Она всегда разная и заметная. И очень свободная, умеющая хорошо импровизировать, что так важно для комедий. В «Мамках» Булгакова играет еврейку Соню — женщину сильно потерпевшую от жизни и несправедливости, но сохранившую мудрость интеллигентной женщины.
Актриса Республиканского театра белорусской драматургии Анна Анисенко словно наверстывает пропущенные годы творчества, участвуя в телерекламе и проектах частных театров. Ее Наташа очень узнаваемая русская женщина с развитым чувством справедливости, привычкой к скромным материальным возможностям и деликатностью.
Актриса Белорусского государственного Молодежного театра Анна Лаухина — лидер в этой тройке. Она украинка Оксана. Это ее подвал. Ее земля. Ее место под солнцем. Именно ее правда подвергается самым большим испытаниям. Она не готова ни с чем смиряться. Ей непонятна утрата людьми взаимных обязательств и ощущение одиночества. Она может темпераментно порассуждать о националистах и сепаратистах и закрыть своим телом подругу. Она готова без особой причины затеять драку и пойти на риск ради заболевшей подруги.
Две Анны, русская и украинка, работают в спектакле с перебором, с открытым темпераментом и захлестом чувств. Наверное, иначе нельзя. Ситуация требует правды чувств. Не мастерства. Не талантливого придумывания. Актрисы мобилизуют свою человеческую и творческую природу, чтобы донести до зрителя трагизм ситуации и противоречивость своего отношения к ней. Эмоции захлестывают и переливаются через край.
Очередной залп артиллерии разрушит подвал. Но перед этим три женщины прикроют телами друг друга. Их фигуры появятся в финале на фоне звездного неба. Живы? Нет ли? Очень хочется закончить рассказ о спектакле высокими словами. Это очень миротворческое произведение. Оно не может оставить равнодушным и заставляет не только сопереживать героиням, но и уносить в душе чувство гордости за незамеченный подвиг настоящих женщин. По-умному, это народная дипломатия в действии.
И последнее. По инициативе автора пьесы 5% от сборов с каждого показа будут перечисляться в Донецкий областной специализированный дом ребенка. Поэтому для зрителя просмотр «Мамок» — это не только способ провести время, но и возможность сделать доброе дело.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!