Кинолог Светлана Брусникина: меня пугают не собаки, а люди с оружием, которые могут безнаказанно в них стрелять

22 517
06 февраля 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Кинолог Светлана Брусникина: меня пугают не собаки, а люди с оружием, которые могут безнаказанно в них стрелять

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime
Светлана Брусникина — заводчик собак с 25-летним стажем. Владелица двух овчарок. Четыре года обучалась кинологическому делу. С 1997-го — владелица собственного собачьего питомника.
Как заводчик и профессиональный хендлер, я отчетливо вижу, что на протяжении последних десяти лет в стране собаки и их владельцы становятся все более бесправными. Создается впечатление, что при разборе инцидентов, связанных с собаками, общество автоматически вешает ярлык «виновен» на владельца животного и его питомца. Мне непонятна такая позиция. Когда изучаются обстоятельства любого противоправного действия, всегда рассматриваются мотивы произошедшего, адекватность поступков всех участников конфликта. Почему же в случае с «собачниками» для большинства ответ всегда так очевиден?

Мы создали страшную химеру — образ якобы агрессивных животных — и сегодня становимся ее заложниками, не замечая, как при этом все больше увязаем в лицемерии и черствости. Нельзя допускать, чтобы собака находилась без намордника на улице? Пускай так. Но почему тогда в том же цирке, где в непосредственной близости от детей находятся животные, ни у кого не возникает вопросов по поводу того, что сенбернар, выносящий на сцену корзину с котенком, делает это без намордника и поводка. Вы скажете, что сенбернар дрессированный. Хорошо, я готова прямо сейчас предъявить сертификаты международного образца на своих животных, где одним из основополагающих нормативов указано движение собаки без поводка и намордника рядом с хозяином. Даже когда вы бежите или едете на велосипеде. Если собака старше двух лет этот норматив не выполняет, она просто не прошла правильную дрессировку, и это уже большая головная боль для хозяина.

Да, я знаю, что за последние годы в стране произошло несколько ужасных случаев, когда собаки нападали на людей. Но постарайтесь вспомнить и вы поймете, что все они связаны как раз с безответственностью хозяев, которые не занимались в должной мере воспитанием животных, не соблюдали разумные правила безопасности. Пострадали люди, истории эти получили широкий резонанс. Но ведь мы не ставим вне закона всех охотников, потому что один из них в дальнем селе в пьяном угаре застрелил из винтовки соседа? Мы не запрещаем автомобили, потому что один из водителей решил, что гонять пьяным на бешеной скорости по улицам — это вполне нормально.

Вам вряд ли меня удастся переубедить в том, что ужесточение условий содержания животных в Беларуси, которое мы наблюдаем сейчас, приведет хоть к какому-то положительному результату. Пока в городе есть животные (в том числе бездомные), изредка будут возникать ЧП, связанные с ними. И эти происшествия будут будоражить общественность, которая забудет, что на одного покусанного человека приходится тысяча тех, кому собаки помогли, даже спасли жизнь. Я уверена, что значительно снизить вероятность инцидентов, связанных с собаками, позволит появление правильно оборудованных и расположенных в шаговой доступности от дома площадок для выгула, а также создание инфраструктуры для людей, готовых брать на себя ответственность и содержать животных (за которых они, кстати, платят налоги!). Но это ведь сложно и дорого.

По европейским нормам за любые агрессивные действия собаки отвечает хозяин. И поверьте мне, штрафы поистине «драконовские». А в некоторых случаях грозит даже уголовное наказание. Оказывается, этой меры достаточно для того, чтобы владельцы животных четко осознавали ответственность. Нет плохих собак, есть плохие владельцы. Зачем издеваться над добросовестными хозяевами и их животными?

Учитывая интересы противников домашних животных, мы немного заигрались. Уже с 2005 года существует норма, согласно которой собак, находящихся за 200 метров от населенного пункта без хозяев, можно безнаказанно отстреливать. И этими правилами со всё бóльшим удовольствием пользуются некоторые охотники.

О том, как сейчас относится общество к проблеме беззащитности животных перед садистами, которые, совершая насилие, прикрываются ширмой прагматиков, красноречиво говорит история гибели моей овчарки Эли. Ее застрелил два месяца назад охотник. Мы гуляли со своими питомцами в поле, расположенном за кольцевой автодорогой, подошел человек в белом маскхалате, улыбался во все лицо. Неожиданно он навел на нас оружие и выстрелил в одну из овчарок. Он хотел выстрелить во вторую, но я не позволила этого сделать, закрыв собаку собой. Охотник успел скрыться до того, как приехала милиция, которую мы вызвали.

Стрелявший так и не был найден. Материалы дела направлялись на доработку, но в итоге в поведении охотника не нашли состава уголовно наказуемого деяния, обвинив его лишь в нарушении правил ведения охоты. Это административное правонарушение, и человек, убивший Элю, даже если его найдут, просто выйдет сухим из воды за давностью срока совершения правонарушения.

Моя история — далеко не исключение. Сегодня уже совершенно неважно, какого размера собака. В Пинске до сих пор разбирается случай, когда человек прямо в городе расстреливал дворнягу из пневматической винтовки, не добив сразу, сел в машину и, продолжая преследование, все-таки убил ее. В деревне Замосточье под Минском собаку в ошейнике расстреляли просто ради развлечения. Поиски стрелявшего результатов не принесли. С молчаливого согласия общества в стране процветает уничтожение собак и по касательной — их владельцев, которые переживают за своих питомцев, готовы отстаивать их интересы и поэтому становятся изгоями. И ком проблем с каждым годом увеличивается.

Это лишь несколько историй, которые на слуху. Их на самом деле много, и с каждым днем становится все больше. Мы не смогли создать нормальные для владельцев собак и простых горожан законы о содержании животных, мы не смогли создать условия, при которых те и другие смогут мирно сосуществовать. Мы не готовы тратить деньги и усилия на то, чтобы решать проблему цивилизованно. Мы забыли, что дрессура — это обязательное условие для безопасности окружающих. Мы боимся признаться себе, что случаи, когда животные нападают на людей, все равно будут, этого не изменить никакими запретами…

Возможно, это чересчур эмоционально, но я бы все-таки хотела еще раз уточнить, что в мою собаку стреляли в 300 метрах от кольцевой дороги столицы, в то время как рядом находилась я, ее хозяйка. Конечно, о том, что происходило в этот злополучный день на поле возле кольцевой, известно лишь с моих слов, которые можно ставить под сомнение. Но у меня возникает вопрос: если все-таки допустить, что я говорю правду, не стоит ли беспокоиться, что рядом с городом разгуливает мужик в камуфляже с оружием, наводит его заряженным на прохожих и стреляет в животных, которые находятся возле людей? А если бы рядом с овчаркой был ребенок или подросток? Выстрелил бы охотник? А почему бы и нет?

Не думаете ли вы, что, якобы решая «собачью» проблему кардинальным способом, мы выпускаем на свободу еще большее зло, которое зовется человеческой жестокостью и равнодушием? Лично меня собаки не пугают. Страшно, что по улице ходят люди с оружием, которые могут безнаказанно стрелять в живых существ.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by