Автоинструктор Мария Вашкевич: водители против дорожных служб — кто виноват и что делать

28 410
23 января 2017 в 11:20
Автор: Дмитрий Корсак

Автоинструктор Мария Вашкевич: водители против дорожных служб — кто виноват и что делать

Автор: Дмитрий Корсак
Мария Вашкевич — инструктор контраварийной подготовки, педагог-психолог. Сторонница безопасности на дорогах и адреналина в автоспорте.
Есть такая шутка, что человек становится взрослым в тот момент, когда вместо «ура, снег» он думает «кошмар, снег». Зима перестает радовать с покупкой машины. И почистить ее надо, и прогреть, и ездить медленнее, и место для парковки раскопать. Но оказалось, это не главные беды. Такого кошмара в новостях про резонансные автоаварии я давно не помню. Каждый день — смерти. В нашей маленькой стране. Не пора ли задуматься о причинах?

Когда я была только пешеходом, я и не думала об авариях, впрочем, их тогда намного меньше было. Но хорошо помню, как я ненавидела соль на дорогах, которая убивала мои сапоги. Потом, сев за руль, я полюбила ее. Красота же: минус 5 — а дорога мокрая и без снега.

Но теперь я снова ненавижу соль. Она портит наши машины и обувь. В сочетании с песком превращает все в грязную мерзость. Но самое ужасное: она создает иллюзию безопасности. Иллюзию, которая слишком многим обходится ценой жизни.

Форумы кипят, что во всех смертях виноваты дорожники, мол, не посыпали той самой соляно-песчаной смесью. За что платим деньги, пошлины и налоги.

Но смотрите, что получается. Люди привыкают к отсутствию льда при минусовой температуре, и как только этот самый лед вдруг есть — заносы, кюветы, смерти… Возможно ли физически обслужить, диагностировать все дороги так, чтобы они были круглосуточно безопасны, без снега и котов, без выбоин, с широкими обочинами и фонарями? В мире розовых пони, наверное, да. Реальность же такова, что самая главная проблема — это не плохая работа дорожников, а ожидание их идеальной работы.

На самом деле, езда по заснеженной дороге ненамного опаснее езды по грунтовке. Есть свои нюансы, конечно, но в целом суть та же: не гнать и понимать, что сцепление с дорогой может непредсказуемо изменяться. Но на деле получается намного опаснее. Люди не хотят понимать, что едут уже не по асфальту. И что скоростной режим и манера езды должны кардинально отличаться. И даже добропорядочный водитель, выбравший разумный скоростной режим, получается, не застрахован от летящего в него «спешуна», который в выборе скорости руководствуется только знаками (да еще и очень расстраивается, когда на аварийно опасном участке ставят знак, понижающий скорость).

И есть же опыт других стран — чистить снег не под ноль и посыпать гранитной крошкой, которую (та-дам!) до 75% можно весной собрать и использовать на следующий год. Представляете, какая это экономия бюджета? И его можно перераспределить на фонари, ямы и обочины.

Далее еще один прекрасный бонус — всегда чистое лобовое. Во-первых, это безопасно (обзор), во-вторых, какая экономия омывайки, щеток, да и лобовое стекло не покроется сеточкой царапин и может прослужить практически столько, сколько и автомобиль. Представляете, видно даже ночью! Белый снег прекрасно отражает свет фар даже на неосвещенных участках дорог. Экономия на мойке. И это еще не все. Мокрая дорога усугубляет эффект аквапланирования, а зимние шины бюджетных марок, как правило, плохо справляются с отводом воды на скорости (в отличие от летних той же ценовой категории). В песчаной смеси встречаются частенько камни покрупнее, которые бьют стекла и оставляют сколы на краске (гранитная крошка на тонком слое снега остается вдавленной). И побочные эффекты соли — залепленные грязью знаки.

То есть соль — это плохая видимость, неравномерный зацеп, аквапланирование, грязь, износ автомобиля, высокая стоимость. Но нет, люди все равно ее требуют. Как отчаянная поп-звезда, которая в очередной раз ложится под нож пластического хирурга в маниакальном стремлении победить природу, белорусы не хотят снег, не хотят снижать скорость. Вот в Силичах пусть будет, а на дорогах пусть всегда будет май. Ведь только в этом случае вечным козлом отпущения останется дорожник, который вовремя не насыпал в должном объеме смесь на один из миллионов километров трассы.

Если станет меньше соли, нужно и время на поездку планировать по-другому, а главное — кардинально поменять манеру езды. Придется не сетовать, как же ужасно, что контраварийному вождению не учат в автошколах, а самому взять и разобраться — что ж это за зверь такой на самом деле. А того гляди вскоре и обучение обязательное зимнее введут, как у скандинавов (зимний экзамен по вождению, если на права сдавали летом).

Сейчас мы много обсуждаем самые громкие аварии. Естественно, сравниваем с другими странами. Вот удивительно — в той же Германии такова культура на дорогах, что все под нее волей-неволей подстраиваются. И эти же люди, приезжая обратно в Беларусь, где одни слепят кривым ксеноном, другие подрезают или медленно едут в левом ряду, начинают ездить по-прежнему — как придется.

У нас же модно устраивать флешмобы разные, например соседскую машину почистить от снега. Так, может, попробуем устроить флешмоб культурного и безопасного вождения? Вот прямо сейчас. Возьмем и признаем, что в первую очередь ответственность за безопасность на дороге несут не люди в светоотражающих жилетах, а мы, автомобилисты. Вместо того чтобы распекать «тошнота», который тянется с допустимой правилами скоростью, задумаемся: а может, так действительно безопаснее? Не будем «учить» торопыгу, играющего в шашечки, а спокойно «дадим дураку дорогу». Согласитесь: подавляющее большинство аварий происходит не из-за наличия или отсутствия соли на дорогах. Невнимательность, спешка и недостаток здравого смысла в самых простых маневрах — вот главная угроза нашей с вами жизни и здоровью.

Читайте также: