Проектировщик Андрей Бородулько: элитное жилье по-белорусски — это раздутая «брежневка» за огромные деньги?

01 февраля 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Проектировщик Андрей Бородулько: элитное жилье по-белорусски — это раздутая «брежневка» за огромные деньги?

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Андрей Бородулько — главный инженер и архитектор проектов с девятилетней практикой. Принимал участие в разработке более 20 проектов промышленного и гражданского назначения.
Несмотря на кризис, в стране активно развивается сегмент престижного, или, как его любили называть еще пару лет назад, «элитного», жилья. К сожалению, нередко об элитности говорила лишь непомерно раздутая цена квадратного метра и достаточно выгодное месторасположение здания на карте города.

Другие заявляют об особых качественных преимуществах перед всем тем, что было построено раньше. Так это или нет, в конечном счете остается решать покупателю, который вселится в квартиру. Рынок жилой, а тем более элитной, недвижимости не расположен к откровениям, так как все участники (риелторы, строители, проектировщики, инвесторы) заинтересованы в высокой конечной цене. Но все-таки мне хотелось бы отметить некоторые интересные особенности в сданных в эксплуатацию и строящихся объектах с заявленным высоким уровнем комфорта.

Начнем с того, что многие покупатели наконец начинают понимать, что качество квартиры не заканчивается на количестве квадратных метров, и проектировщики и застройщики вынуждены идти им навстречу. Рынок развивается, пусть медленно, как бы сопротивляясь все более настойчивым требованиям: «Мы платим большие деньги, поэтому, будьте добры, дайте нам качественный товар». При строительстве элитного жилья классические нормативные требования уже давно необходимо оставить позади и максимально приблизиться к пока еще не совсем сформировавшимся стандартам взыскательных потребителей.

Комфортная квартира — это не только жилые квадратные метры. Это и подъезд, и парковка, и спортивная зона, и огражденная территория. Комфортный дом — это среда, в которой приятно находиться, в которую хочется вернуться. По умолчанию возле элитного дома должно быть безопасно, чисто, красиво, тихо. В Европе уже давно считается правилом хорошего тона, когда в престижных жилых комплексах большинство окон квартир выходят не на улицу, а в благоустроенный, тихий двор.

Сегодня в Минске уже возведено несколько «элитных» жилых комплексов без дворовой территории, и их строительство продолжается. Но давайте, наконец, называть вещи своими именами: при всех высоких потребительских качествах квартир, это скорее очень дорогой и комфортный номер в отеле, где удобно остановиться на зиму или на несколько дней. Рассматривать, насколько жилая среда этого дома комфортна, здесь неуместно.

Я бы скорее назвал такое жилье одним из способов инвестиций, чем местом для полноценной жизни. Подобные типы жилых домов распространены в разных странах мира и пользуются популярностью для организации светских вечеринок и приемов — за счет своего удобного местоположения и высоких представительских качеств.

К сожалению, даже некоторые дома «клубного» типа с совершенно недемократичным ценником не оснащаются спортивными и детскими зонами, красивым и функциональным озеленением, малыми архитектурными формами при достаточной для этого площади придомового участка. Застройщик продолжает концентрировать внимание на здании, в лучшем случае отделив территорию более-менее приличным ограждением. Как результат, жители «клубного» дома имеют высокий комфорт лишь внутри здания, покупатель получает отличный дом, но очевидно, что не среду.

Примерно то же происходит и с местами общего пользования — подъездами, лестничными пролетами, лифтами, тамбурами и т. д. Гостеприимность должна появляться совсем не на пороге квартиры с открытой тяжелой железной дверью, а задолго до этого. Я бы сказал, что философия спокойствия, уверенности и простоты, которая свойственна многим автомобилям бизнес-класса, — обязательное условие общих зон престижного дома.

Что же мы часто видим в Беларуси? Люди платят большие (даже по европейским меркам) деньги за жилье, а получают подъезд в виде темного узкого извилистого лабиринта с лестничными подъемами и спусками, предшествующими лифту. И все это тоже называется «элитным» жильем!

Ну и наконец, время поговорить о том, что не перестает нас удивлять, — о планировке. Сколько должно пройти десятилетий, чтобы отечественные архитекторы и проектировщики полностью отказались от дорогих нашему сердцу «брежневок»?

Минимальное зонирование на спальную и общую зоны — признак если не престижности, то точно здравого смысла. Сегодня уже нет необходимости доказывать, что расположение спальной комнаты рядом с кухней или напротив входной двери — это результат технологической оптимизации крупнопанельного домостроения в период истории, когда о комфорте задумывались далеко не в первую очередь. Если же поверхностно ознакомиться с новостройками Минска, нетрудно найти застройщиков, которые предлагают устаревшие планировки с раздутыми площадями в качестве «элитки», да еще в сборно-монолитном каркасе с элементами жесткости конструкции в самых неожиданных местах.

Вход в квартиру формирует первое впечатление о жилье. Если в панельном домостроении узкий коридор вполне уместен, то он категорически противопоказан в чем-то, что хочет называться престижным или близким к тому. Человек, ценящий свой комфорт и деньги, хочет иметь презентабельный вид своего жилища сразу, а не «за углом». Он не должен блуждать по квартире в поисках шкафа и места, чтобы разуться, ему необходимо предоставить возможность спокойно сделать это там, где удобней всего, — недалеко от входа. К сожалению, во многих домах с высоким ценником можно найти одну или даже две квартиры на этаже с коридором от типовой панельки 80-х.

Еще одна гримаса пролетарского жилья, пришедшая к нам из прошлого века, — расположение санузла напротив входа в квартиру. Можно сказать, что это моветон, можно, что так «не по фэншую», но вывод будет один: при встрече гостей лучше, если за вашей спиной будет портрет далекого предка, парадная лестница, роскошный стол, ну уж никак не полуоткрытая дверь санузла.

И в заключение немного поговорим о свете. Для обозначения высокого качества услуг часто используется термин «люкс» — звучит как единица измерения освещенности (лк). Возможно, поэтому хорошая квартира должна быть светлой не только под окном в общей комнате, но и в кухне и спальнях. Многие застройщики это знают, у них запросто можно увидеть витражи и окна «в пол», но остаются и те, кто называет элитными дома с квартирами, имеющими в лучшем случае нормативную инсоляцию. Встречаются и далеко не «элитные» решения, когда окна расположены на внутренней стороне углового дома. Грамотные проектировщики стараются разместить во внутренних углах зданий лестнично-лифтовой узел, чтобы максимально разнести окна квартир и улучшить инсоляцию. Неграмотные размещают соседские окна рядом так, что можно каждое утро здороваться чуть ли не за руку. Расценки, как ни странно, на такие «повышенно комфортные» квартиры те же, что и на квартиры с приятным видом из окна на город или парковую зону. Можно ли называть дома с такими квартирами престижными, остается большим вопросом.

Примечателен факт, что количество жилья в Минске, позиционируемого как «элитное», «премиальное», «повышенной комфортности», сегодня резко сократилось. Многие застройщики с приходом кризиса снизили цены и заодно отказались от «элитного» брендинга, который сейчас, не подтвержденный высокими потребительскими качествами квартиры, уже не продает.

Кризис больно ударил по застройщикам, которые в конкурентной борьбе готовы вкладывать все больше сил и средств в повышение качества проектных и строительных решений. Пример российского рынка показал, что рано или поздно сегмент элитного жилья окончательно сформируется и станет полноценным флагманом жилищного строительства, стимулирующего внедрение новых технологий и материалов.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by