Психотерапевт Елена Карачун: белорусы огрызаются по мелочам, а в серьезных ситуациях пасуют

20 июля 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Психотерапевт Елена Карачун: белорусы огрызаются по мелочам, а в серьезных ситуациях пасуют

Автор: Дмитрий Корсак
Елена Карачун — врач-психотерапевт Минского областного клинического центра психиатрии и наркологии, главный внештатный специалист по психотерапии управления здравоохранения Минской области, кандидат Европейской федерации психоаналитической психотерапии, анализант Международной психоаналитической ассоциации. Психологическая практика — 7 лет.
Я считаю, что у нас, белорусов, есть такая неприятная отличительная черта — мы готовы огрызаться, ругаться, скандалить и ныть по мелочам, но когда случается по-настоящему серьезная ситуация и от нас требуется проявить здоровую агрессию, многие забиваются в угол, пасуют, не хотят брать на себя ответственность.

Странная белорусская мечта — открыть за два года стартап, срубить бабла по-скорому, быстро построить дом и купить дорогую машину, а дальше ничего не делать и «наслаждаться жизнью». Очень хорошо, что ты хочешь иметь свое дело и зарабатывать деньги. Но беда в том, что людей заботит лишь результат, им нисколько не интересен процесс работы, зарабатывания, создания чего-либо. Они разучились получать от этого удовольствие. Их не заводит то, что они могут построить дело, которое продолжат дети и внуки.

Смотрела как-то видео с Анной Бонд, которая узнавала, откуда у девушек машины. Возникает впечатление, что у нас в стране главной ценностью для женщины считается иметь статусного мужа и успешных детей (я здесь подчеркну слово «иметь»). Важно, чтобы муж подарил машину, чтобы ты имела возможность мало работать и ходила на работу ради развлечения. Никто не вспоминает при этом о качестве отношений с супругом и детьми, по сути — самом важном.

Я попробовала себе представить такую жизнь и поняла, что упираюсь в очень неприятные вопросы: «а как же я?», «где здесь я?». Мне надо что-то делать, создавать, чтобы себя уважать.

Курсы по манипулированию мужчинами, мастер-классы «как быть стервой» не теряют популярности. В итоге такие дамы используют человека, но когда их неискренность раскрывают и уходят, возмущенно голосят: «Меня бросили!» Пассивно манипулировать и подстраиваться оказывается проще, чем показать себя такой, какая ты есть, со всеми плюсами, минусами и «забабонами». Честность требует риска, смелости, чувства ответственности. Проще заявить, что все мужики — козлы.

Ровно то же самое и с противоположным полом. Мужчина-водитель, матерящийся на блондинку за рулем дорогой машины, особых претензий к ней, быть может, и не имеет. Но у него присутствует неосознанное чувство, что где-то есть другой мужчина, который может позволить себе содержание такой блондинки и ее машины. Согласитесь, начать зарабатывать сложно. Проще предъявлять претензии вселенной по поводу блондинок за рулем.

Глядя на себя со стороны, мы оказываемся пассивно-агрессивными людьми.

Давайте разберемся, что такое агрессия и чем активная агрессия отличается от пассивной. В житейском понимании агрессия для нас ассоциируется с чем-то негативным (ломать, крушить и рвать на части), это то, что надо сдерживать и контролировать, это порицается и запрещается. И чаще всего путается со злостью, гневом и неуравновешенностью. На самом деле это наша психическая энергия, которая берет свое начало в наших желаниях и потребностях. Она необходима для любой активности. Чтобы поднять попу со стула, нужна доля агрессии. Активная агрессия — это когда есть я, есть мои желания, есть мое недовольство. И пусть я даже где-то неправ, но я готов об этом говорить, предпринимать какие-то действия и брать на себя осознанную ответственность за то, что говорю и делаю, а после встретиться с последствиями. Даже если мои действия закончатся безуспешно, я о себе заявляю и пытаюсь что-то преобразовать. Я получаю удовольствие от процесса, потому что могу на него влиять. Кайф именно в том, что я ДЕЛАЮ.

Пассивная же агрессия — это ожидание и скрытое требование от других, что они будут делать так, чтобы мне было хорошо. Так вырастает общество потребления, которое мы с вами сегодня наблюдаем во всей красе. Я недоволен, мне все не нравится, но я ничего не делаю. Беда в том, что мы устроены так, что это недовольство должно где-то прорваться.

Это прорывается на работе. Украсть что-то, затянуть проект, забыть, потерять документ — это те неосознанные мелкие поступки, которые мы совершаем, выражая свое недовольство происходящим. Вместо того чтобы дискутировать, доказывать свою точку зрения, мы, простите, гадим втихаря и устраиваем откровенный саботаж. Заметьте: после всего этого мы еще и рассказываем про козла-начальника.

Мы передаем право обустраивать часть нашей жизни третьему лицу — системе ЖКХ, но при этом ведем себя так, будто двор никому не принадлежит. Более того, проявляя пассивную агрессию, постоянно совершаем мелкие пакости — мусорим, оставляем машину в неположенном месте, курим в подъезде.

На страницах Onliner.by есть примеры, когда в таких дворах появлялся один человек с активной гражданской позицией, готовый действовать — допустим, заняться обустройством парковочных мест. Проявляя активную агрессию, подобные люди, как правило, добивались очень многого за достаточно короткий промежуток времени. Более того, было очевидно, что постепенно в эту активную позицию вовлекались соседи, от которых раньше ничего, кроме нытья и кляуз, не было слышно.

Пассивная агрессия видна и в отношениях. Истории о том, как человек просто взял и исчез — не редкость. По большому счету, в нормальных отношениях всегда присутствует толика агрессии, вы заявляете о своих правах, доносите до оппонента свою точку зрения, порой спорите, приходите к компромиссу. Поверьте, как правило, когда двое ругаются, отношения намного здоровее и ближе, чем если они молчат. Активная агрессия здесь заключается не в ругани, а в конфронтации. Партнеры отстаивают свои права, ищут способы достижения компромисса. Любое развитие происходит через возникновение и разрешение конфликта. Пассивная же агрессия, молчание как раз и приводит к самым страшным разрушениям.

К примеру, плохо водит женщина машину. Мужчина, прояви себя сильным: притормози, улыбнись, помоги. Вместо этого в момент, когда можешь позаботиться о беспомощном человеке, ты вытираешь об него ноги.

Мне кажется, что сейчас в мире вообще и в Беларуси в частности происходит дегуманизация общества. Главные человеческие ценности — право на жизнь, свободу и собственное мнение — нивелируются. Люди, считающие, что жестокое убийство трех котят — не повод для беспокойства, меня пугают. Но ведь есть и те, кто заявляет, что такие убийства — вполне оправданный поступок, который является прямым следствием бездействия городских властей… Вспомните, что гражданское общество начинается там, где люди самостоятельно берут на себя ответственность за происходящее вокруг. Решать проблемы можно по-разному, и надеюсь, вы четко осознаете, что, взяв в руки палку и забив животных до смерти, вы становитесь убийцей и агрессором. Именно на психологии оправдания жестокости высокими целями и начинаются все войны.

Суть поступка в разрушении и опять-таки пассивной агрессии. Я не буду тратить силы на то, чтобы искать дом для этих котят, я не буду их выкармливать, а просто уничтожу проблему.

Классика жанра: папа накричал на маму, мама — на ребенка, ребенок — на кота. В стране страдают в первую очередь старики, дети и животные — те, кто не может себя защитить. Оглянитесь по сторонам, посмотрите на себя и задумайтесь, достаточно ли у вас сил для того, чтобы предпочесть пассивному недовольству активные действия. Ныть или сделать что-то своими руками — выбор за вами.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by