Руководитель консалтингового агентства Валентин Лопан: если бы Стив Джобс изобрел Apple в Беларуси, боюсь, у него скоро начались бы проблемы

23 июня 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Руководитель консалтингового агентства Валентин Лопан: если бы Стив Джобс изобрел Apple в Беларуси, боюсь, у него скоро начались бы проблемы

Автор: Дмитрий Корсак
Валентин Лопан — руководитель ООО «Агентство деловых связей», работает на консалтинговом рынке более 20 лет, в том числе оказывает помощь в продвижении новых товаров и услуг. В этой деятельности ему помогают знания в области ТРИЗ — теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера и базовое университетское образование радиофизика.
Не так давно знаменитый американский историк науки Лорэн Грэхэм, рассуждая о проблемах развития российского рынка инноваций, отметил: «Вам нужно молоко без коровы». Он имел в виду, что рынок прорывных и эффективно используемых новаций никогда не будет создан без наличия определенной среды, целого спектра условий. Вам не кажется, что это утверждение можно применить и к Беларуси?

Просто представим, что Джобс и Возняк создавали свой первый компьютер не в Америке в конце 70-х прошлого века, а в Беларуси сегодня. У меня есть все основания полагать, что очень скоро у них бы начались большие проблемы. Только подумайте: инновационное устройство, созданное в гараже, распространяемое поштучно сомнительным способом за наличные, без сертификатов, без документов, без разрешений и строгой отчетности…

Для начала давайте четко разделим термины «научное открытие» и «инновация». Научное открытие — это нечто выдающееся, то, что случается очень редко и является прорывом. В качестве наглядного примера мне вспомнилось открытие графена — очень легкого, прочного и электропроводящего варианта углеродного материала. Его использование может значительно расширить горизонты возможностей человечества. Насколько — нам только предстоит узнать.

Инновация — это скорее внедрение чего-то нового в повседневную жизнь. Причем лично для себя я разграничил инновации на активные и пассивные. Активными их можно назвать тогда, когда изобретатель самостоятельно старается внедрять свою разработку, он как бы совмещает в себе сразу несколько ролей, в том числе предпринимателя, пиарщика, менеджера. Пассивная инновация — это создание производства по чужим изобретениям, аналоги которого уже существуют, но в другой стране.

В публикациях СМИ часто мелькают новости о различных интересных разработках и инновациях, которые сделали белорусы. Но если проследить судьбу этих проектов, в большинстве своем дальше разговоров и опытных образцов дело не идет. Почему?

Думаю, что если спросить чиновников, то они с ходу назовут кучу всяческих решений, указов и программ, направленных на поддержку инноваций. Но, по моему личному мнению, система государственной поддержки в этой области реально не работает. Ее содержание выхолащивается в силу того, что по своей сути бюрократия всегда противится всему новому.

Поэтому единственная надежда — на частный сектор. И к счастью, сегодня у нас в этом направлении есть видимые подвижки. Экономист Павел Данейко в свое время проводил исследования и выявил, что белорусский частный сектор отличается от российского бóльшим количеством инновационных и высокотехнологичных компаний, которые строят свой бизнес как на базе собственных изобретений, так и успешно развивают позаимствованные идеи. На то есть «естественные причины»: в стране, например, не проводилась «халявная» приватизация, и строить бизнесы чаще приходилось, работая мозгами.

Приведу лишь несколько примеров. В 2013 году было объявлено, что в Беларуси создана новая индустриальная система индивидуального домостроения. Все знают о каркасном домостроении, многие слышали, что в качестве утеплителя и наполнителя можно применять солому. Наши изобретатели объединили эти идеи и предложили изготавливать стандартные деревянные блоки с наполнителем из соломы — сродни газосиликатным блокам. Такой блок весит 15 кг, с ним вполне реально работать в одиночку, и благодаря этой технологии дом можно собрать большей частью одним шуруповертом. В итоге получаются экологичные, энергоэффективные и недорогие здания. А главное — они изготавливаются из возобновляемых ресурсов. Вполне вероятно, что эта идея может уйти в массы и термин «белорусский домик» станет таким же распространенным, как домик «финский» или «канадский».

Еще один пример — недавно построенный под Минском частный завод, где занимаются разработками в сфере нанотехнологий, в том числе исследованием областей применения того самого графена, о котором говорилось выше. Только посмотрите, насколько быстро реагирует частный сектор! Можно в этом же ряду упомянуть разработчиков систем безопасности и контроля в аэропортах — предприятие «Адани»; а также занимающую заметное место среди приборов для радиационного контроля продукцию предприятия «Полимастер», которая экспортируется более чем в 40 стран мира.

Скажу вам больше, уже есть примеры, когда к нам приезжают российские новаторы, которые готовы развивать свой бизнес именно в Беларуси. Не так давно я познакомился с россиянином, который с товарищами придумал установку, создающую из дизтоплива эмульсию, в которой содержится до 25% воды. При этом топливо не потеряет в полезных свойствах при использовании его в отоплении. Представляете: экономия топлива сразу на четверть. В России идея не пошла, потому что чиновник, отвечающий за поставки топлива в регион, получал откаты с каждой партии… Россиянин приехал к нам искать правду, может, где-то здесь кому-нибудь нужна экономия?

Честно говоря, есть сомнения. Почти двадцать лет назад я беседовал с кандидатом химических наук, который придумал, как делать дизтопливо из рапсового масла. Это дизтопливо даже опробовали — все работало, из трубы трактора пахло не гарью, а пончиками. Засеяв 200 гектаров рапсом, колхоз мог практически полностью обеспечить себя топливом на год. Отходы от производства — растительный глицерин — продались бы производителям парфюмерии. Но к изобретателям не выстроилась очередь из председателей СПК. Отчасти, наверное, потому, что первоначально надо было вложиться в строительство установки. Денег либо нет, либо они заемные и очень дорогие.

Пять лет назад по всем СМИ пролетела сенсация: в Беларуси начали внедрять биотопливо — обычный дизель с 15% биодобавки, произведенной по «импортной» технологии. Много биотоплива вы видели сегодня? Вот вам и повод задуматься.

Я отчетливо вижу, как тормозятся инновации в государственном секторе. Приведу конкретный пример: на один из наших заводов обратился мой клиент, который предложил инновацию. Заключалась она в том, чтобы изменить принцип упаковки запасных частей к машиностроительной продукции. До сегодняшнего дня их по старинке заливают солидолом и заворачивают в бумагу. В качестве альтернативы предлагалось использовать ингибированные пленки, которые, имея определенную структуру и свойства, не позволяли ржавчине появляться вообще. Казалось бы, мелочь, но на самом деле это далеко не так. Завод постоянно сталкивался с тем, что его продукция доходит до заказчиков в дальних регионах слегка (а порой даже достаточно сильно) проржавевшей. Так вот, инициаторам новации было открыто сказано: «Ребята, вы — частная компания, мы — госпредприятие. Зачем нам менять систему, которая регламентирована конкретными нормами и стандартами? А после еще, не дай бог, нас обвинят в том, что мы лоббировали ваши интересы».

Так почему в Беларуси массово не строят дома по новым технологиям, а наши поля не бороздят трактора на рапсовом топливе? Я думаю, в основном потому, что частная предпринимательская инициатива людей зажата и продолжает ограничиваться бюрократией, налогами на «обстоятельства» и штрафами. В качестве положительного примера, готового для подражания, можно привести только IT-индустрию. Но она развивается успешно в первую очередь благодаря мобильности, а во вторую (и здесь еще спорно, что главнее) потому, что госчиновники мало что понимают в IT-индустрии и пока побаиваются «рулить» в ней.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by