Владелец компании, занимающейся медицинским туризмом, Владислав Андросов: что произойдет, если врачей можно будет «благодарить» легально?

28 178
22 июня 2016 в 8:00

Владелец компании, занимающейся медицинским туризмом, Владислав Андросов: что произойдет, если врачей можно будет «благодарить» легально?

Владислав Андросов — основатель компании-оператора медицинского туризма Med Travel Belarus, которая привлекает несколько сотен иностранцев для лечения в белорусских клиниках. Сотрудничает с большинством крупных государственных и частных учреждений здравоохранения страны.
Мало кто знает, но еще в 70-е годы прошлого века в Таллине проводился эксперимент: за вызов скорой помощи надо было заплатить. Немного, всего 50 копеек, — это была цена бутылки пива. Оказалось, что даже такой незначительной суммы достаточно, чтобы количество вызовов сократилось на треть. Эксперимент, конечно, очень быстро прикрыли, любого рода платная медицина плохо гармонировала с идеями социализма. Но при этом стало очевидно, что, во-первых, даже небольшая сумма имеет мощное психологическое значение, а во-вторых — как минимум треть вызовов скорой, оказывается, были необязательными.

О преимуществах и недостатках платной и страховой медицины было сказано очень много. Здесь главное помнить, что у нас в стране есть Конституция, где четко и ясно написано: медицина в Беларуси — бесплатная. А еще надо понимать, что бесплатно — это не значит на халяву, и что у любого социального блага есть разумные пределы.

К примеру, если вы попадаете в кардиологическое отделение, то обследование проходит в соответствии с той патологией, которую у вас обнаружили. Вы не можете при этом сказать: «Я хочу сделать УЗИ органов брюшной полости или компьютерную томографию головного мозга». Хотеть можно что угодно, и вот этого-то наша медицина не выдерживает — мы не можем исполнить все «хочу». Но при наличии показаний, для постановки точного диагноза, безусловно, «глубина» обследования будет увеличиваться, и это опять же будет бесплатно.

Бесплатные манипуляции должны исполняться до определенного уровня, обусловленного заболеванием, с которым вы попали в стационар. Если же вы захотите обследоваться более глубоко, такая возможность есть, но это стоит денег.

На сегодняшний день мы можем похвастаться не только доступностью бесплатной медицины, но и ее качеством, как на уровне поликлиническом, так и на уровне высоких технологий. Проблема, скорее, в загруженности медперсонала, причем нередко эта загруженность совершенно необоснованная.

Наши люди слишком привыкли жаловаться на все, в том числе и на врачей, медсестер. И, несмотря на то, что нередко основания для таких жалоб действительно есть, привычка приняла характер повальной болезни. Количество жалоб постоянно растет, при этом надо иметь в виду, что каждая из них проверяется, для чего привлекаются сразу несколько специалистов. Вот и получается, что каждый день в республике огромное количество специалистов, причем не самого низкого уровня, занимаются проверкой бесконечных жалоб.

Бесплатная медицинская помощь у нас настолько доступна, что люди не воспринимают ее как какое-то особенное благо, хотя на самом деле оно именно таковым и является. Говоря иначе, население избаловано, оно готово гонять участкового врача на дом после каждого своего «чиха». Совершенно типичная ситуация: медик приходит к «очень больному» пациенту, и оказывается, что у того дома целый склад просроченных и нераспакованных лекарств, выписанных предыдущими врачами.

Есть достаточное количество белорусов, готовых платить за медицинские услуги, и на этом поле государственные клиники могут очень удачно конкурировать с частными центрами, которые, например, не могут позволить себе держать дежурного травматолога, так как он просто не окупится. А вот в государственном заведении такой специалист есть в любом случае, осталось свести его с клиентом в свободное время.

При этом, заплатив деньги, человек должен рассчитывать на определенное качество услуг. Например, мне кажется, что оказание платных и бесплатных услуг в государственных медицинских учреждениях должно быть полностью разделено, причем на всех стадиях — от оплаты в кассе до отдельного кабинета для обследований. «Платные» и «бесплатные» пациенты не должны сталкиваться — тогда не будут возникать конфликты между пенсионерками, которые «дежурят» у дверей участкового терапевта, и молодыми людьми, которые оплатили посещение специалиста только ради того, чтобы не стоять в очереди. Нужно понимать, что речь идет о логистике разделения потоков, а не об уровне оказания услуг.

Еще одна проблема: у нас нет механизма, который бы позволил совершенно легально отблагодарить доктора за хорошо проделанную работу. Дать «на чай» официанту или курьеру считается признаком хорошего тона, а отблагодарить доктора — фактически преступлением, взяткой.

А ведь система, которая позволяла «узаконить» отношения между пациентом и доктором, была придумана очень давно. В советские времена, до Второй мировой войны, существовала «больничная касса» — учреждение, где находился список врачей разной специальности. Туда мог прийти любой желающий и, заплатив, вызвать на дом специалиста из этого списка. В конце месяца «больничная касса» выдавала врачу его гонорар, с изъятием всех необходимых налогов. Таким образом доктора имели совершенно официальный дополнительный доход, который не являлся чем-то зазорным. В принципе подобная система, функционировавшая при Советском Союзе, вполне вписывается и в нашу парадигму бесплатной медицины. Почему бы и нет, ведь вписываются в парадигму бесплатной медицины частные центры и платные услуги в больницах и поликлиниках?

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by