Заходишь утром в интернет, и тебе начинает казаться, что ты проснулся в какой-то другой стране. Визы отменяют для иностранцев, Нацбанк использует блокчейн, а по дорогам вот-вот поедут беспилотные автомобили. Читаешь это все и думаешь: «Ну все, Беларусь начинает превращаться в Сингапур». Я хочу обрисовать это хрупкое ощущение будущего нашей страны, которое еще не наступило и которое пока еще очень легко разрушить.
Читать на OnlínerПравильная стратегия развития любой не особенно крупной страны связана со специализацией. Если пытаться одинаково развивать все, то надо очень много денег. А их нет, в том числе и у нас. Наша страна должна делать что-то лучше, чем все остальные. Как дифференцироваться Беларуси? Что для нас станет самым важным критерием развития в ближайшие десятилетия? Производство картофеля? Мы занимаем первое место в мире по его производству на душу населения, но этого явно недостаточно. Машиностроение? С ним все довольно печально в последнее время. Добыча соли? Это неплохо, но не масштабируется.
Знания постепенно становятся важнее всего остального. Теперь уже очевидно, что они важнее денег, полезных ископаемых и территорий.
Знания стремительно увеличивают производительность труда. Все меньше людей вынуждено заниматься сельским хозяйством, развитые страны чаще задумываются о сокращении продолжительности рабочего дня, появились эксперименты с безусловным базовым доходом. Западная цивилизация стала ведущей не благодаря труду, золоту или залежам нефти, а благодаря знаниям.
Люди плохо умеют замечать быстрое изменение мира, нам кажется, что каждый день не отличается от предыдущего. Но если окинуть взглядом хотя бы последние 20 лет, то прогресс совершенно очевиден. Практически все имеют сотовый, начинают забывать про бумажные карты, ходят за новостями в интернет и расплачиваются карточками. На мой взгляд, у Беларуси есть единственный путь — развитие наукоемких и технологичных отраслей (IT, робототехника, биотехнологии). Для этого нужна всего лишь одна вещь — высокая концентрация людей с высоким уровнем знаний в стране. Сложности кроются в достижении этой простой цели.
Для наглядности возьмем какого-нибудь человека. Пусть это будет Артем, который оканчивает 11-й класс. Давайте посмотрим, каково ему будет в нашем сложном мире.
Если Артем думает: «Пойду в БГУ на юридический, отучусь там 5 лет, устроюсь к дяде и буду всю оставшуюся жизнь спокойно работать, растить детей и отдыхать в Турции», то я поспешу его разочаровать. Во всю эту идиллическую картину надо вставить пункт о непрерывном обучении, который необходим для выживания в экономике знаний.
Мир меняется стремительно, открывается огромное количество новых возможностей, профессий и направлений. Если ты остановился и не развиваешься, то ты существенно понижаешь свои личные варианты будущего. Что случится с Артемом через 20 лет, когда его работу автоматизируют? Он умеет только составлять и анализировать документы, находить там нестыковки и вести переговоры. Лично у меня нет никаких сомнений, что это будет автоматизировано через несколько десятков лет. Сначала у Артема отберут анализ документов, потом отберут составление документов, а еще через несколько лет программы сами будут договариваться между собой, отправив Артема домой.
Непрерывное обучение увеличивает варианты. Например, Артем параллельно глубоко интересовался математикой или информатикой. Тогда он может поучаствовать в создании подобных программ, например, как бизнес-аналитик, потому что обладает неплохими доменными знаниями в юриспруденции.
Все интересное чаще всего рождается на стыке дисциплин. Может быть, Артем увидит возможность создания смарт-контрактов в своей сфере на базе блокчейн. А может быть, он заметит глубокие недостатки этой технологии и придумает что-то новое. Но это все возможно только в одном случае — если Артем не остановится на достигнутом после окончания университета, а будет поддерживать в себе любопытство и стремление к знаниям.
Возможно, прямо сейчас у Артема нет никакого желания «сушить мозги» всю свою жизнь. Чтобы понять, как оно появится у его сыновей, нужно заглянуть в детство новых поколений. У Артема будет сын Матвей.
В школу Матвей придет, умея читать, решать несложные логические задачки и немного говоря по-английски. В первом классе он будет активно изучать английский язык, знакомиться с устройством окружающего мира и начинать создавать простейшие программы в игровой форме.
В пятом классе Матвей будет уже неплохо программировать, конструировать роботов, смотреть фильмы на английском и чувствовать скорость развития мира.
К концу школы Матвей, возможно, не познакомится с Достоевским и Ахматовой, но зато будет представлять связи и переплетения научных дисциплин, знать, для чего нужны производные в биологии и уметь тренировать нейронные сети.
Наши дети и внуки вынуждены жить в эпоху невероятного прогресса, и только знания могут помочь им выжить и чего-то добиться в этом новом турбулентном мире. Все вокруг нас ускоряется. Люди привыкли прогнозировать линейно, а вокруг нас уже одни экспоненты.
Мы вынуждены менять систему образования, отчасти делегировать ее функции технологичным компаниям или ПВТ, создавать независимые университеты с высокой зарплатой преподавателей и современным учебным оборудованием.
Теперь — еще один важный вопрос: как конвертировать знания в деньги? Какой во всем этом смысл? Как это отразится на строителях, воспитателях в детских садах и фермерах?
Стране необходим приток денег извне. Внутренний рынок маленький, так что рост экономики в первую очередь зависит от экспорта. Экспортировать знания уже сейчас выгоднее, чем многое другое. И этот тренд будет только усиливаться. Для того, чтобы знания экспортировать, их нужно создать. Страна уже получает от экспорта IT миллиард долларов. В целом не очень принципиально, как конкретно распределяются эти деньги. Даже если налоги не очень большие, люди все равно тратят деньги здесь, в Беларуси: ходят в платные медицинские центры, платят репетиторам, чтобы компенсировать дыры в образовании, строят дома, жертвуют на благотворительность. При экспорте знаний на 10 миллиардов общий уровень жизни в стране будет расти достаточно быстро, перераспределяя доходы через сферу услуг и строительство.
Скорее всего, многим при этом придется сменить работу, вернуться к учебе, книжкам и онлайн-курсам. В постиндустриальной экономике нельзя много заработать физическим трудом, но можно много заработать интеллектом и знаниями. Нужно развивать именно это. Программисты учатся всю жизнь. Этим же заняты хорошие дизайнеры, тестировщики, бизнес-аналитики, инженеры и научные сотрудники.
Но кроме знаний, нам нужны еще и компании, где можно конвертировать знания в деньги. Поэтому одной из самых важных задач становится создание условий для появления тысяч высокотехнологичных компаний. Какие нужны условия?
Все просто — лучшие условия в мире. Беларусь не живет в вакууме. Вокруг нас много стран, которые тоже прекрасно понимают, куда движется мир. Литва и Россия активно пытаются создать отличные условия для развития IT. Израиль, Финляндия, да и многие другие европейские страны ушли вперед очень далеко.
У Беларуси есть реальный шанс стать хотя бы региональным лидером, а потом уже подумать о чем-то большем. Меня крайне удивляет жесткая критика нового законопроекта о ПВТ. Да, полного текста пока никто не видел, но то, что просочилось в печать, очень круто. Ребята, если оставить все, как есть, мы в лучшем случае будем иметь все тот же неторопливый рост, а в худшем — начнем проигрывать нашим ближайшим соседям.
Я хочу, чтобы не мы работали по аутсорсинговой модели на Россию, а она на нас работала. Чтобы крупные продуктовые и сервисные компании открывали офисы в Минске, а не в Вильнюсе. Чтобы к нам приезжали крутые преподаватели со всего мира. Это все очень сложно, но возможно.
Поддерживаю любые законопроекты, которые стимулируют развитие сферы образования. Я поддерживаю все начинания, которые дают Беларуси шанс на превращение в высокотехнологичную, развитую страну, экспортирующую знания, а не мозги.
У страны просто не существует другого выхода. У Алана Кея есть прекрасная цитата: «Лучший способ предсказать будущее — изобрести его». Можно просто ждать, пока будущее поглотит Беларусь, а можно попытаться изобрести его для нашей страны. Мне больше нравится второй вариант. И пока мы тут с вами размышляем, «software is eating the world».
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by