Психотерапевт Константин Королев: подкаблучники — функциональное приложение к женщине?

35 707
01 августа 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Психотерапевт Константин Королев: подкаблучники — функциональное приложение к женщине?

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Константин Королев — врач-психотерапевт, доцент кафедры общей и клинической психологии факультета социокультурных коммуникаций БГУ. Сертифицированный гештальттерапевт, супервизор и ведущий тренер Московского гештальт-института. Член правления Белорусской ассоциации психотерапевтов.
Когда мы слышим слово «подкаблучник», то представляем себе образ дамы на высоких каблуках, а в проеме у нее под подошвой сидит трясущийся мужик. Конечно, это недвусмысленный намек на доминирование женщины, на то, что в доме есть госпожа, а есть раб. Этот бытовой термин относится к мужчинам, которые отказываются от собственного мнения и готовы угождать. Лишь бы не гнали, лишь бы остаться в отношениях. По сути подкаблучники — это функциональное приложение к женщине. Давайте разберемся, как становятся подкаблучниками и так ли плохо ими быть.

Конечно, женщины в большинстве своем замуж за подкаблучников не выходят, они даже не подозревают, что их избранник таким станет. Но при этом буквально с первых дней брака, сами того не осознавая, идут к тому, чтобы лишить своего мужа воли.

Как психоаналитический психотерапевт, я могу сказать, что бессознательно подобные садомазо-отношения заложены как некая базовая модель, которую люди «подсмотрели» в детстве в своей семье. Можно провести параллель: как относились родители к ребенку, так он будет после относиться к своему супругу. Ноги растут оттуда.

Если на ребенка обращали внимание лишь в случае, когда он был тих, незаметен и делал только то, что говорит мама, то же самое произойдет у него и во взрослых отношениях. Если девочка видела, что с мамой в семье считаются только тогда, когда она орет, проявляет власть, доминирует, требует, шантажирует — в общем, открыто манипулирует мужчинами и конкурирует с ними, то именно такое поведение и станет ориентиром на всю жизнь.

Люди с такими бессознательными загашниками ранних детских моделей находят друг друга на животном уровне с точностью до миллиметра. Конечно, все мечтают о счастье в браке. Сначала и не заметно, что есть проблемы. Бессознательное начинает срабатывать по-настоящему только тогда, когда у пары возникают трудности, избыточное напряжение, асимметрия.

Часть мужчин, даже вступив в брак, сохраняют детские поведенческие стереотипы, где мама (а в их случае уже жена) лучше знает, как распорядиться семейным бюджетом, где купить продукты, когда и как приготовить еду или убрать в квартире. Они доверяют свою зарплату женщине и таким образом, по сути, передают ей власть в семье. А после, если мужу на что-то нужны деньги, происходит ритуал, где он униженно их просит, а жена снисходительно дает (а может и не дать). Фактически такие отношения строят вдвоем.

Я всегда считал, что проблема созависимости, или, если хотите, подкаблучности, — это все равно проблема экономическая. Это вопрос о том, кто распоряжается бюджетом в семье, ресурсами для выживания и почему. В случае если денег катастрофически мало или муж не желает отстаивать интересы семьи, женщина неосознанно стремится аккумулировать все возможные средства для выживания. Конечно, в первую очередь деньги. В итоге получается так, что уже она несет на себе риски, связанные с распределением семейного бюджета, — в такой ситуации жены прижимают деньги не потому, что они стервы, а потому, что им просто страшно за будущее, они не могут надеяться на мужа.

На самом деле это лишь один из вариантов, почему мужчины становятся подкаблучниками. Если смотреть глобально, есть определенная общенациональная проблема. В подчиненные обычно идут люди, которые не хотят брать на себя ответственность. А те, кто имеет свою особенную точку зрения, готов ее отстаивать, во все времена уничтожались: в период коллективизации (это были самые активные представители крестьянства — кулаки), во время репрессий (диссиденты), ну и, конечно, на войне, когда под пули шли самые крепкие духом. Уничтожались, в сущности, носители патриархата. А ведь что бы ни говорили в нашем обществе о гендерном равноправии, культурально белорусам все же ближе патриархальная идеология. Но в силу обстоятельств мужчин, которые могут претендовать на роль лидера, катастрофически мало. Вот и получается, что символически в нашем обществе патриархат, а фактически — вынужденный матриархат.

Порой подкаблучниками становятся совершенно сознательно, еще до свадьбы. Есть такое белорусское понятие — «пайсцi ў прымакi», когда парень из бедной семьи идет в семью богатой невесты. Причем брак для него не итог чувственных отношений, а холодный расчет. Вероятность того, что он останется на вторых ролях до конца жизни, очень высока. С другой стороны, когда мужчина женится на деньгах, прописке, богатых родителях невесты — добро пожаловать под каблук! Это ведь, собственно говоря, плата за сделку. Приманили материальными благами? Тогда будь любезен — соответствуй.

Женщинам, которые рассказывают подругам о том, что муж у них тряпка, стоит вспомнить, что нередко бывают ситуации, когда мужчина является подкаблучником только в одних отношениях. Его тиранят, унижают и рано или поздно доводят ситуацию до развода. И тут, встретив другую женщину, он реализовывает себя и становится полноценной, осознанной личностью, можно сказать, настоящим мужиком. Также есть множество историй, когда партнер, живя в отношениях, часто выпивает, из-за чего брак распадается, но с другой женщиной мужчина полностью перестает пить. Значит, проблема не в алкоголе!

Действительно, алкоголизм — это следствие. Для мужчины, даже если он не показывает вида, жизнь под каблуком в большинстве случаев невыносима. Многие подкаблучники осознают унизительность положения, в котором они оказались, и пьют, только чтобы «забыть».

И еще один важный момент: стоит понимать, что любой мазохист, над которым доминируют дома, имеет обратную, садистическую сторону. И если муж под каблуком у жены, то он обязательно проявляет агрессию там, где есть более безопасные и безобидные объекты, на которых можно будет отыграться. Это могут быть собственные дети, подчиненные, ученики в школе, пациенты, пассажиры у водителя автобуса и т. д.

Фрейд в свое время сказал: «Анатомия — это судьба». Зачем конкурировать в семье? По большому счету это вопрос того, у кого больше власти, крепче глотка или нервы и кто сильнее психопат. Женщина, задавшись целью, в этой конкуренции, конечно, очень даже может выиграть. Но я считаю, что лучше паре сесть за стол переговоров и понять, что является предметом конкуренции. Что в итоге получит победитель, что потеряет побежденный и что победитель будет делать со своей победой. Знаете термин «пиррова победа»? В подавляющем большинстве случаев все заканчивается именно так.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by