Бизнесмен Александр Центер: за 30 евро до Варшавы, за 15 — до Гомеля. Почему пора открыть небо над Беларусью

27 июля 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Бизнесмен Александр Центер: за 30 евро до Варшавы, за 15 — до Гомеля. Почему пора открыть небо над Беларусью

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Александр Центер — бизнесмен, основатель и председатель совета директоров группы компаний А-100, председатель федерации авиаспорта с 2014 года, серебряная медаль открытого чемпионата Великобритании по вертолетному спорту 2017 года.
Заметили, что в последнее время на улицах стало больше иностранцев? Лично я это вижу по количеству контактов с гостями из-за рубежа — и по работе, и по спортивной линии, в рамках международных мероприятий нашей федерации авиаспорта, которую я возглавляю. 5-дневный безвизовый въезд — это было одно из самых дальновидных решений, пройдет еще совсем немного времени, и мы увидим серьезные последствия.

При этом могу предположить, насколько тяжело далось это решение и сколько сопротивления пришлось преодолеть и внутри страны, и даже за границей. Но посмотрите: нас не завоевали нелегальные мигранты, мир не обрушился — никакие опасения не оправдались. Нам бы сейчас не останавливаться на достигнутом и продолжить делать, что хорошо получилось.

Как в свое время чемпионат мира по хоккею стал пробным камнем для отмены виз, так сегодня, я считаю, наступает очень хороший момент для того, чтобы реализовать нечто подобное уже не на земле, а на небе — отменить и там «визы». Ровно через год в Беларуси впервые с момента обретения независимости пройдет чемпионат мира по вертолетному спорту. Это значит, к нам прилетит более 50 экипажей со всего мира, все мировое авиационное руководство. И у нас есть целый год для того, чтобы встретить их открытым небом — новыми правилами регулирования полетов и всей гражданской авиации в целом.

Конечно, это нужно не для того, чтобы упростить жизнь иностранным спортсменам — они все равно приедут, раз уж пригласили. В первую очередь это нужно нам самим — если мы хотим жить в прогрессивной стране, которую не облетают от греха подальше иностранные бизнесмены на своих частных самолетах или спортсмены, где за пару часов можно добраться по делам из Гомеля до Бреста, где не нужно тратить неделю на пешие поиски потерявшегося в лесу пенсионера, где ежедневно спасают жизни людей, быстро доставляя донорские органы, где быстро обнаруживают и тушат лесные пожары и так далее.

Буквально на днях мы презентовали реконструированный компанией «А-100 Девелопмент» аэродром в Липках рядом с минской кольцевой. Мы говорим, что теперь у военных летчиков и спортсменов ДОСААФ появилась нормальная база для полетов вместо морально устаревшей Боровой. Представьте, там даже нельзя было летать ночью или зимой — простите за сравнение, но это как дом с удобствами на улице… Но Липки могут гораздо больше, чем просто служить тренировочной базой для Минского аэроклуба.

В документах, которые санкционировали перебазирование Минского аэроклуба и совместное использование с МЧС, черным по белому прописано, что аэродром должен в перспективе служить интересам всей гражданской авиации. Так что нынешним хозяевам придется подвинуться, но я думаю, это будет всем только на руку. Если Липки будут востребованы, то и взлетно-посадочная полоса, и вся остальная инфраструктура будут поддерживаться в рабочем состоянии — страшно вспоминать, что аэродром представлял из себя пару лет назад.

800 метров высококлассной взлетно-посадочной полосы в Липках — это как нитка, на которую можно нанизывать любые объекты, связанные с авиацией. Там смогут садиться, храниться и заправляться частные самолеты, в перспективе появится таможенный и пограничный контроль — то есть смогут прилетать иностранцы. Дальше — больше. Я считаю, что Липки должны взять на себя часть функций закрытого Минск-1. Надо понимать, для развития малой авиации и внутренних авиаперелетов больше подходят небольшие аэродромы.

Помню времена, когда можно было долететь на самолете из Минска до Браславских озер, не говоря уже о десятках регулярных рейсов в областные города. Неужели у нас сегодня меньше потребностей в общении между Минском и Гомелем с Брестом, чем между Вильнюсом, Ригой и Таллинном? А там ежедневно совершаются десятки рейсов.

Уверен, что стоимость билета за перелет из Минска в Гомель в 15 евро — реальность. Не факт, что это возможно сделать без поддержки государства, городских властей. Помню, я разговаривал с сотрудником небольшого аэродрома возле одного из городов во Франции. Мне рассказали, что 75% бюджета аэродрома обеспечивается за счет продаж топлива, различных сервисов. А 25% дотирует город, потому как там понимают, что каждый прилетевший частный самолет привозит в город деньги. А рейсов в год получается 60 тысяч…

Липки могут выполнять эту функцию. Все, что для этого нужно сделать — создать привлекательные условия и найти толкового инвестора, который возьмется за это дело. Примерно так, как поступили с дорогами — нашли финансирование, и сейчас между Минском и областными центрами одна за другой появляются шикарные магистрали. Илон Маск в космос ракеты как автобусы запускает, а мы летать боимся.

Следующий шаг вполне очевиден. Мы что, самые богатые на континенте, чтобы платить по 200—300 евро за билет до Берлина, когда из Вильнюса можно летать по Европе в десять раз дешевле? В Беларуси должны быть лоукосты, как в любой другой европейской стране.

И я не очень понимаю аргумент, что государство чем-то рискует. «Белавии» хуже не станет, если белорусы перестанут летать из Каунаса. Просто этим нужно кому-то заниматься — приглашать авиакомпании, вести переговоры, оговаривать взаимовыгодные условия.

Нам даже не нужно строить новые аэропорты для этого — пусть не Липки и не Минск-2, но у нас в каждом областном центре есть прекрасные аэродромы, которые можно использовать для бюджетного авиасообщения. Или можно как поляки — восстановить старые советские аэродромы для этих целей, Модлин под Варшавой прекрасный пример.

Мы сейчас активно готовимся к чемпионату мира по вертолетному спорту и сами проверяем воздушные маршруты, которыми через год к нам прилетят спортсмены. Недавно пересекали границу через Брест и Гродно, чтобы испробовать все на себе. Стоят отлично досмотренные, оборудованные всем необходимым, но пустые аэропорты. Вежливый персонал на английском языке встречает вас в воздухе и сопровождает на земле — таможня, пограничники, наземные службы. Все очень достойно организовано, в этом никаких отличий от Евросоюза я не заметил.

Отличие есть в другом, и мне очень четко на это указали авиаторы во время Всемирных игр, которые только что прошли в польском Вроцлаве — это такая альтернативная Олимпиада для неолимпийских видов спорта. Я с ними пытался обсуждать наш предстоящий чемпионат, возможности нашего нового аэродрома в Липках. А в ответ получил, что, пока не откроем небо, к сожалению, инфраструктура вся эта не будет востребована.

И я понимаю, о чем они говорят. Для того чтобы мы вылетели из Минска на соревнования во Вроцлав или в принципе взлетели, нужно отправить заявку — причем нельзя по электронной почте, только по факсу. Дальше нужно ждать, пока ее пять дней будут согласовывать все ответственные инстанции. Для сравнения: чтобы из Вроцлава вылететь обратно, не нужно никаких разрешений, достаточно уведомить. Точнее, просто вбить в навигатор направление, и информация автоматически летит по всем нужным адресам. Как говорится, почувствуйте разницу.

Я не думаю, что это какая-то специальная злонамеренная тактика. Мне кажется, это просто определенная инертность — во времена холодной войны небо было на замке. И проще ничего не менять, прикрываться борьбой с терроризмом или какими-то другими соображениями безопасности. Хотя Руст, который приземлился на Красной площади, мне кажется, ответил на многие вопросы.

Сегодня настало время взяться за решение проблемы. Да, коммерческая выгода от того, что малая и частная авиация в Беларуси начнет чувствовать себя так же, как в остальной Европе, проявится не в первый год. Но уверен, что произойдет это очень скоро. Более того, это стимулирует развитие в стране отдельной высокотехнологической отрасли. Ведь малую авиацию должен кто-то обслуживать, а это инженеры, программисты и т. д. Не просто так упрощенный разрешительный принцип на взлеты «частников» был введен, например, в России, отстаем только мы.

Нам даже не нужно изобретать велосипед. Есть унифицированные международные правила полетов, которые просто нужно адаптировать под наши условия. Ситуацию можно сравнить с правилами дорожного движения: когда мы на автомобиле едем в Польшу или Россию, мы точно не запутаемся, потому что правила примерно одинаковые. С авиационными правилами в Беларуси ситуация совсем иная: сколько я наслушался жалоб со стороны иностранцев, которые сталкивались с ними.

Я очень надеюсь, что мы не потеряем этот год до чемпионата мира, а используем это время для того, чтобы открыть небо и создать дружелюбные условия для развития гражданской авиации в Беларуси.

Кстати, уже сегодня можно понаблюдать, как лучшие мировые экипажи готовятся — на Боровой проходят подготовительные соревнования, так называемый тест-чемпионат. А закончится все в эти выходные фестивалем «#пронебо», где уже вся белорусская авиация будет показывать себя во всей красе, будут даже гонки дронов. Приходите сами и приводите детей — за этим будущее.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by