Репетитор Ева Гилевич: белорусские учебники взрывают мозги ученикам и родителям, но их не отзывают

Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Максим Тарналицкий
13 сентября 2016 в 8:00
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Когда флагман компании Samsung начал самопроизвольно загораться в руках пользователей, его отозвали из торговых сетей, несмотря на космические суммы убытков. Когда белорусские учебники взрывают мозги учителям, ученикам и родителям, их приходится просто терпеть. В лучшем случае спустя несколько лет десятки тысяч книг будут списаны на макулатуру, а их место займут новые, написанные не менее «талантливо».

Читать на Onlíner

Казалось бы, параллель не очень очевидная, но на самом деле между этими двумя сложными явлениями общего намного больше, чем кажется на первый взгляд. И это общее заставляет крепко задуматься. Предыстория будет долгой.

Перед тем как явить миру новый телефон, компания-производитель создает прототип, который проходит через многие стадии тестирования по всем возможным параметрам. Процесс проверки некоторых технологий может растянуться на годы: все прекрасно понимают, что на кону стоят имидж корпорации и, конечно, большие деньги. Именно поэтому в любом высокотехнологичном производстве и IT-сфере проводятся все эти бесконечные открытые и закрытые альфа- и бета-тестирования. Но даже годы проверок не могут дать стопроцентной гарантии, что одна малюсенькая деталька в очень специфических обстоятельствах не поведет себя так, что весь телефон запылает синим пламенем, а проект накроется медным тазом. Думаю, наученные горьким опытом, в компании Samsung работоспособность технологии теперь будут проверять еще тщательнее.

При чем тут учебники? Несмотря на то, насколько впечатляющим выглядит для нас отзыв из продажи миллионов мобильников, потери в результате выпуска некачественных или, скажем так, «плохо протестированных» учебников будут во сто крат больше.

Практика цивилизованного мира такова: чтобы учебник запустили в массы, он должен пройти этап оценки экспертной комиссией. Но самое главное — долгий период апробации в экспериментальных классах. Да, порой это растягивается на несколько лет, педагоги и Министерство образования хотят увидеть, насколько были усвоены знания, на этапе поступления в вуз! Логика такой осторожности понятна: учебники напрямую влияют на качество обучения целого поколения. С такими вещами не шутят.


Это понимали и в советские времена, когда учебники выдерживали десятки переизданий, дополняясь и исправляясь с каждой новой редакцией, и всегда перед запуском в массы проходили «обкатку». Говорить о том, что в итоге получилось что-то идеальное, мы не будем, но факт остается фактом: некоторые репетиторы по точным наукам предпочитают работать именно с советскими учебниками.

А у нас за прошедшую четверть века практически ни один белорусский учебник не прошел серьезную, длительную апробацию. Смысл всех реформ сводится к переносу все тех же «пустых» учебников на электронные носители. Но ведь форма не меняет сути! Результат налицо. О ляпах и «косяках» в обучающем материале знает каждый родитель, учитель и ученик. В конце прошлого года мне рассказали историю о том, как отец, мать и бабушка с высшим техническим образованием разругались в хлам, пытаясь решить задачку из учебника по математике за 6 класс. Смешнее всего то, что никто из них «правильного» (то есть задуманного автором учебника) решения так и не предложил…

Сегодня мало кто вспомнит печальный анекдот о том, что при встрече с иностранцем советский ребенок скорее расскажет тему о ядерной политике СССР, чем подскажет, как пройти в музей. Но чем же лучше современные дети, познававшие английский только по школьному учебнику? Они могут испуганно, с жутким акцентом скороговоркой выдать: «Лондон из зэ кэпитал оф Грейт Бритн…», — и, собственно, все.

Но хватит просто слов, перейдем к конкретным фактам! Если с гуманитарными науками мы можем размышлять о высоких материях, то точные позволяют вернуться на бренную землю и полностью осознать масштабы проблемы. Вот вам примеры от моего коллеги, репетитора по физике. Современный учебник по этому предмету для 11 класса, буквально на первых же страницах были найдены ошибки. И это только начало учебного года.

Первое же упражнение в учебнике. Задача №4. Требуется записать кинематический закон движения и построить график. При этом не заданы начальные условия, а значит, непонятно, писать sin или cos. Это делает задачу не решаемой однозначно

В учебнике: стр. 15, рис. 7. Неверно направлено ускорение. Оно должно быть по касательной, а не к центру. Ошибка явно физическая

Более того, уже сейчас наблюдается очевидная нестыковка между учебниками, тетрадями для лабораторных работ и контрольно-тематическим планированием. В лабораторных работах уже сейчас требуются знания, которые в учебнике будут преподнесены позже.

Но даже если бы в наших учебниках не было ни одной ошибки, ситуация вряд ли изменилась бы. И причина здесь заключается в том, что по ним совершенно невозможно учиться. Кроме сомнения, зачем нужна та или иная информация в учебниках в принципе, еще и уровень подачи материала в некоторых из них вообще сложно поддается какому-либо объяснению. Чтобы не быть голословной, предлагаю вам провести социальный эксперимент. Соберите вокруг себя взрослых друзей или сослуживцев и прочитайте им эту короткую выдержку из учебника «Биология» для 10 класса средней школы. Узнайте, кто что понял, и попросите пересказать услышанное. Итак:

«Простое бинарное деление характерно только для клеток прокариот. Бактериальные клетки содержат одну хромосому — кольцевую молекулу ДНК. Перед делением клетки происходит репликация и образуются две одинаковые молекулы ДНК, каждая из которых прикреплена к цитоплазматической мембране. При делении клетки цитоплазматическая мембрана врастает между двумя молекулами ДНК таким образом, что в итоге делит клетку надвое. В каждой образовавшейся клетке оказывается по одной идентичной молекуле ДНК. Такой процесс получил название простого бинарного деления».

Я не искала каких-то особенно сложных цитат, просто открыла учебник на первом попавшемся, двадцать втором параграфе, рассказывающем про простое бинарное деление. Эту информацию должны усвоить и выучить 15—16-летние дети. Как вы считаете, какой процент из них способен на это (при должном усилии — возможно, немалый)? Но самые главные вопросы здесь даже другие: кто это будет учить и зачем?

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by