Журналист Onliner.by Виталий Петрович: проблемы велосипедистов нужно решать, пока каждый не стал возить биту в рюкзаке

33 441
12 сентября 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Журналист Onliner.by Виталий Петрович: проблемы велосипедистов нужно решать, пока каждый не стал возить биту в рюкзаке

Автор: Дмитрий Корсак
Виталий Петрович — журналист Onliner.by. Считает велопробеги одним из главных своих увлечений, накатывая по несколько тысяч километров за сезон. Предпочитает загородные трассы, так как, по его мнению, в городе не создаются условия для велодвижения.
Сегодня в Минске суд вынесет приговор по беспрецедентному делу: велосипедист с битой (читай: с оружием) напал на пешехода, который мешал ему проехать. Я, похоже, что-то пропустил, после того как три года назад взял и свалил крутить педали за город. И уже со стороны наблюдал, как любители покататься стали напрягать и напрягаться на тротуаре, а на проезжей части дошло до открытых стычек с ГАИ. Агрессия нарастает, и если проблему не решить в корне, станет еще хуже.

Вот какой ситуация видится мне с пригородной обочины, где никто не ходит, но в паре метров проносятся фуры. Минчане подхватили болезнь жителей перегруженного мегаполиса, где за кусок личного пространства нужно бороться. Поэтому пешеходы и велосипедисты не могут поделить тротуар, которого еще несколько лет назад, вспомните, хватало всем. Поэтому у водителей само присутствие велосипеда на проезжей части рождает жгучее желание побыть инспектором ГАИ, указать «двухколесному» на его место, а затем еще и выложить видео с регистратора в сеть. Градус агрессии растет, и нет никакой гарантии, что мы не увидим снова бейсбольную биту в руках у того, кому внезапно что-то не понравится, даже что-то незначительное.

Некоторые велосипедисты в этой ситуации заняли, на мой взгляд, в корне неверную позицию. Им бы взяться за ум, поменьше «светиться» в плохих историях — глядишь, и отнеслись бы к увлеченным людям с пониманием. Так нет же! Одни устраивают на тротуаре массовый спринт, так что становится страшно. Прекрасно понимаю пешеходов, которые шарахаются от велосипеда, летящего со скоростью 30 км/ч. Другие разъезжают по проезжей части, откровенно забив на ПДД. Что мешает тем же «фиксерам» не заводить пустые разговоры, мол, разрешите ездить по дороге, а проявить элементарное уважение и держаться правого края, останавливаться на светофорах, не совершать нелепых перестроений? Кто захочет соседствовать с безбашенными на проезжей части, где малейшая неосторожность грозит реальным сроком? Что до человека в очках и с битой на плече — его забудут еще нескоро, а с ним будут припоминать и всех других велосипедистов.

Существует, конечно, и другой аспект, а именно дорожный вопрос, который нас испортил. Мне не кажется, что этот город так уж перегружен, однако для велосипедистов здесь нет условий, и, что самое плохое, вопреки ежегодным отчетам, эти условия не создаются. Когда на тротуарах стали рисовать белые полосы и называть это совмещенной велодорожкой, я знал: добром не кончится. Очевидно: раз разметка не работает даже на единственной магистральной велодорожке столицы, то на тротуарах проспектов и улиц в «спальниках» на нее даже не посмотрят. Причем ни одни, ни другие.

Пешеходы привыкли ходить где хотят. Если это тротуар, то почему по нему нельзя пройти? Если велодорожка — что она делает на тротуаре? В свою очередь, велосипедист проедет там, где ему удобнее. Если белую линию провели по канализационным люкам и рассыпавшейся плитке, велосипедист там не поедет. Если на его пути будет идти пешеход или стоять фонарный столб, велосипедист объедет там, где ему будет удобнее. В результате каждый друг другом недоволен, потому что «вы что, слепые, для вас вон там нарисовали». Претензии рождают взаимную неприязнь и агрессию. Вывод: нарисованная на тротуаре велодорожка провоцирует уличные конфликты.

Теперь о голубой мечте «двухколесных» — об идее движения на велосипеде по проезжей части. Я категорически возражаю. Сам за городом езжу по обочинам, в соответствии с ПДД, но в Минске велосипедистам на дороге делать нечего, и вот почему. Первую причину мы уже назвали: слишком многие не желают соблюдать ПДД.

На второй причине остановлюсь подробнее. Припомните минскую велодорожку — ту самую, из Чижовки в Дрозды. Родители с детьми, неспешно катящие на велосипедах, дети на роликах, мамы с колясками, пенсионеры с собачками. Молодежь там устраивает свидания и свадебные фотосессии. Велодорожка только по названию принадлежит велосипедистам. По факту же это большая минская прогулочная тропа вроде набережной. Гулять по ней в парке у реки приятно, мчаться на велосипеде — нет. То же самое будет на проезжей части, появись там полоса для велосипедистов. Ведь на ней точно так же можно будет находиться всем. Как поведет себя ребенок на дороге? А разница в скорости? Явно на велодорожке не будет полосы для обгона — значит, те, кто быстрее, будут выезжать на проезжую часть.

И, наконец, третье: Минск не готов к такому эксперименту. К чему привела идея забрать кусок тротуара у пешеходов и отдать его велосипедистам, мы знаем. Водители явно не будут терпимее. Или кто-то хочет увидеть конфликт из-за припаркованных на велодорожке авто либо из-за тех, кто пытается по велодорожке объехать пробку? И это мы не касаемся технической стороны вопроса — пусть ею занимаются компетентные люди.

Каким образом, на мой взгляд, Минск может выйти из сложившейся ситуации? Во-первых, нужно развивать сеть полноценных велодорожек. Если есть возможность оградить их от пешеходной зоны хотя бы газоном — чудесно. В самой идее нет ничего нового, о создании такой сети много говорилось после открытия известного 27-километрового пути из ниоткуда в никуда. Давайте перестанем красить тротуары и будем создавать подходящую инфраструктуру, которой у велосипедистов пока нет. С нормальным покрытием и низкими бордюрами. Такой образец неожиданно появился на новой развязке проспекта Независимости и улицы Филимонова. Там по соседству с тротуарной плиткой расположено асфальтовое полотно велодорожки. По нему удобно катить, и разница в покрытии фокусирует внимание пешеходов. Есть ли шанс для начала создать такую же велодорожку на всей протяженности проспекта Независимости?

К тому же создание комфортных условий приведет к популяризации велосипеда как полноценного вида транспорта, к чему стремятся развитые страны. Минск в этом отношении подходит как нельзя лучше благодаря своему плоскому ландшафту и прямым широким улицам. Дайте возможность велосипедистам ездить, сделайте к весне вместо 200 километров полос на плохом тротуаре хотя бы 5—10 километров полноценной велодорожки. Велосипедисты и пешеходы как-нибудь проживут без этой проведенной линии «фронта», а такими темпами через 20 лет в столице будет отличная сеть для серьезного велодвижения.

Во-вторых, необходимо развивать загородную инфраструктуру. Где велодорожки до Минского моря, «Линии Сталина», Кургана Славы, Заславля? Задействовав эти направления, удастся решить сразу две проблемы: разнообразить велосипедные маршруты и разгрузить город. Однозначно те, кто привык ездить быстрее, поедут за город по длинному и свободному пути, где вряд ли встретится такое количество детей, мам и собаководов. Пока же загородные красоты имеют возможность наблюдать спортсмены на тренировках и люди увлеченные вроде меня. Но обочину нельзя использовать для массовых катаний, это очень опасно. Разве что все станут неукоснительно соблюдать ПДД, на что особой надежды нет. Даже встречаются отдельные водители, которые норовят срезать на обочине и могут не уступить дорогу, выезжая не пойми откуда, или испугать до полусмерти, посигналив в спину на съезде, как бы поторапливая. Выйди сам и поторопись, шумахер!

Но самое главное — обществу нужно работать над собой, стать спокойнее и доброжелательнее к соседям на дороге или тротуаре. Адекватный велосипедист не создаст проблем даже целому детсаду, идущему по узкой улочке, а нормальный водитель в большинстве случаев без каких-либо трудностей объедет велолюбителя в обтягивающих шортах, который, в свою очередь, покажет большой палец в знак благодарности. Пока кто-нибудь найдет деньги и что-нибудь построит, нам важно не переругаться и уцелеть. И то, и другое сложнее, чем рисовать полосы на тротуаре.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by