Директор торговой сети «Витязь» Андрей Орлов: я верю, что Беларусь может оказаться в числе мировых лидеров по производству бытовой техники

Автор: Дмитрий Корсак
22 855
04 августа 2016 в 8:00

Уверен, что многие из вас хоть раз в жизни задавались вопросом: как случилось так, что наша страна, которая во времена Советского Союза была самой высокотехнологической республикой империи, неожиданно оказалась на обочине магистрали передовых разработок. Сегодня Беларусь единственная среди стран-соседей не имеет производств, организованных крупными международными брендами бытовой и электронной техники. Зато у нас есть целых два собственных, локальных, производителя только телевизоров! Правильно ли это? Как «Горизонту» и «Витязю» бороться за рынок, или уже давно пора сдаться? И что произойдет, когда к нам придет, например, LG? Давайте попробуем разобраться и ответить на эти непростые вопросы.

Читать на Onlíner

Перед любой страной стоит задача сохранить свои активы. У Беларуси есть потрясающая промышленная база с известными производителями бытовой техники и электроники. Будет кощунством говорить, что в какой-то момент истории их нужно было передать под управление иностранных брендов. Хотите возразить, мол, в России почти всё отдали иностранцам и хорошо живут? В России в 90-е годы аналоги белорусских заводов бытовой техники были потеряны.

И это одна из причин, почему в Беларусь не пришли Samsung, Philips, LG и другие бренды. Они были бы вынуждены конкурировать с белорусскими инженерами, конструкторами, которые в эпоху кинескопных телевизоров считались одними из лучших в мире.

Вторая причина, по которой в Беларуси нет корейских и японских заводов, — небольшой рынок. Сколько можно продать единиц бытовой техники в нашей стране — сотни тысяч единиц? В России — миллионы. На белорусском рынке тесно даже «Горизонту» и «Витязю», не говоря уже о крупном зарубежном производителе электроники. А ведь чтобы окупить производство техники, необходимо оперировать большими объемами. Логика размещения иностранных производств в Калуге, Калининграде и других городах есть: отсутствие конкуренции с национальными брендами, большой рынок сбыта. А после создания Таможенного союза шансы увидеть под Минском производственные цеха мировых производителей вообще стремятся к нулю. И это вовсе не плохо.

Да, если говорить о производстве телеприемников, отечественные предприятия проиграли в битве технологий. Точно так же, как Philips, Toshiba и другие бренды, которые в эпоху кинескопных экранов считались лидерами. Где эти бренды сейчас? На рынок вышли компании, которые сумели быстро перестроиться под выпуск LCD-экранов, «перемолоть» конкурентов за счет качества и новых технологий. Но и белорусские предприятия сохранились и работают. Продукция заводов «Витязь» и «Горизонт» продается во всех странах СНГ.

Верите, что Беларусь может оказаться в числе мировых лидеров по производству бытовой техники? Я — верю.

Опыт Pokemon Go доказывает: изменить рынок можно оригинальной идеей. Кто знал про покемонов еще весной? Сейчас про них говорит весь мир, а игра зарабатывает 10 миллионов долларов в день. Для белорусского производства это были бы огромные деньги. И у нас есть шансы разработать программу или технологию, которая изменит потребление. В свое время центр разработки «Горизонт» создавал уникальные пленочные технологии для эффекта 3D и touchscreen.

Белорусские бренды не вкладывают в разработку технологий миллиарды долларов, как это делают мировые производители. Поэтому переломить рынок кардинально, как это произошло в момент появления LCD, мы не сможем. Разве что прорывную технологию белорусам подарит бог. Но вы сами видите, что у нас есть интересные проекты — от 3D-принтера до голограмм.

Нужен ли нам завод Samsung, LG или другого бренда? В стране созданы все условия, чтобы эти бренды у нас появились. Я говорю про Китайско-белорусский индустриальный парк в Смолевичах, в котором предусмотрены льготы, условия для бизнеса, строительства производств. Но ни сегодня, ни завтра мировых производств бытовой техники в Беларуси мы не увидим. Для этого российские и украинские производства должны стать неактуальными или исчезнуть. Например, если появится технология настолько новая, что старые производства ее просто не потянут, вот тогда и нужно будет говорить с производителем о строительстве завода в Беларуси.

Но придет к нам богатый бренд — и что изменится? Экономика получит много новых рабочих мест, подтянутся локальные предприятия, которые смогут предложить новому игроку свои ресурсы. «Витязь», «Горизонт», «Атлант», «Гефест» тоже никуда не исчезнут. Это ценные бренды с уникальной историей успеха, которые любой производитель захочет взять под свое крыло. Сомневаюсь, что покупатели смогут рассчитывать на снижение цен на бытовую технику и другие преференции. Появление в Беларуси крупного мирового производства будет означать только то, что наша страна оказалась в цепочке производств, разбросанных по всему миру. Возможно, французы или китайцы, покупая собранные под иностранной маркой телевизоры, будут просить: «Мне, пожалуйста, белорусской сборки».

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by