Мой друг детства, с которым я часами в начальной школе засиживался за Dendy перед старым кинескопным телевизором, проигрывал очень эмоционально. Он мог запустить в стену геймпад с криком «Да я же нажимал!». В то время главным способом без кулаков и крови выяснить, кто же из нас сильнее, был файтинг во вселенной черепашек-ниндзя. Тогда они еще не стали набором перекачанного пластилина с дырками для ноздрей над верхней губой и считались вполне себе годным пацанским развлечением.
Читать на OnlínerДруг был уверен: если активно дергать геймпадом из стороны в сторону, подскакивать на пятой точке, делать выговор персонажу в телевизоре, то победить будет легче. В крайнем случае, когда моя черепашка доминировала и унижала соперника на ринге, друг брал Шреддера и начинал спамить одной из его читерских атак, размазывая мои несчастные черепашьи пиксели по «горизонтовскому» кинескопу.
С такими же эмоциями он играл в волейбол, гандбол и футбол, районные соревнования по которым мы исправно посещали в старших классах. Молодость, азарт и дух соперничества. Неплохо, если получится сделать несколько сейвов или обводок; здорово, если забьешь гол и это заметят девочки на скамейке за воротами.
Для него было важно доказать всем, что он сильнее, быстрее, точнее. Неважно где, в каком соревновании и с какими снарядами. Будь то футбол с дерматиновым мячом на кочковатой поляне, дерущиеся черепашки с олдскульным геймпадом и поскрипывающими кнопками или арена в Quake c непослушной шариковой мышкой в классе информатики. Если у тебя есть соперник и вы в равных условиях, то надо его побеждать, показывать свое превосходство. «Мяч круглый, поле квадратное», — любил философски заметить наш физрук после провала, намекая на кривизну наших ног.
Нет, мой друг детства не стал киберспортсменом. Впрочем, как и профессиональным футболистом. Он все так же бегает в дворовый футбол, а с играми встречается только на экране смартфона. Как и сотни тысяч других белорусских детей, взрослевших в девяностые и нулевые годы с клавиатурой под мышкой и мячом в ногах. Большинство из нас не зарабатывает на жизнь пиная мяч в высшей лиге белорусского футбола и не может похвастаться раздачей хедшотов в «контре». Мы выросли и остались «казуалами». Будь то футбол или компьютерные игры. Но мы ведь не срамим тех, кто добился в нашем увлечении большего. Никто не хочет выглядеть глупо.
За несколько часов до начала финального матча чемпионата Европы по футболу завершился другой громкий финал. В нем бразильцы не оставили шансов американцам, победили со счетом 2:0 и заработали $500 000. Это был чемпионат по Counter-Strike: GO в Кельне. Его называют своеобразным клубным чемпионатом мира в киберспорте. Да, бразильцы доминируют и там, будто футбола им недостаточно.
В день финала Counter-Strike вырвался в топ игр на Twitch. Трансляцию смотрели более 600 000 зрителей только на этой площадке. Региональные сервисы по всему миру привлекли еще больше зрителей. Что уж говорить, если финальный матч чемпионата мира по League of Legends посмотрели 36 млн человек. Только вдумайтесь: три с половиной Беларуси, включая стариков и грудных детей!
Турниры все чаще проводят на спортивных стадионах, где собираются десятки тысяч зрителей. Сколько нытья было от обывателей о том, что спортивную святыню Беларуси — «Минск-Арену» — собираются осквернить турниром по Counter-Strike и Dota. Сколько было сомнений, что стадион окажется пустым и никто не придет смотреть «непонятные игры никому не известных людей». Организаторы боялись бронировать столь крупную площадку, да еще и в Беларуси. Однако наши геймеры уже за два месяца до события выкупили 85% билетов. Украинские организаторы были в восторге.
Конечно, до футбольной шумихи еще ой как далеко, но сколько спортивных соревнований на фоне этих цифр могут испуганно забиться в темный угол.
Когда я рассказываю своему знакомому о призовых, просмотрах и стадионах, он только хватается за голову: «Какой-то параллельный мир». Действительно, многие понятия не имеют о том, насколько глобальное явление вырастает у них под боком. Больше всего об этом знает молодежь, которая и формирует зрительскую аудиторию, столь интересную рекламщикам. Дети, студенты, работающий класс. Они не так респектабельны, как почитатели футбола в растянутой на пивном брюшке майке сборной. Однако весь цимус в том, что эти зрители однажды повзрослеют, обзаведутся большим кожаным кошельком с долларами, которые придется куда-то тратить.
Со своими друзьями, с которыми я общаюсь в одном игровом чатике, где нет табу на сторонние темы, мы практически не обсуждали чемпионат Европы по футболу. За этот футбольный месяц лично я видел только три матча ничего не значащих для меня команд. Но посмотрел в разы больше игр белорусско-российской команды по Overwatch, за которую по-настоящему болел. И вместо футбольных матчей мы иногда вместе смотрели эти киберспортивные трансляции, обсуждали тактику профессионалов, восторгались игрой и просто переживали.
Все вышеназванные цифры в России заметили. Бизнесмены разглядели раньше других. Миллиардер Алишер Усманов, которому частично принадлежит Mail.ru Group и «ВКонтакте», вложил $100 млн в российскую киберспортивную организацию Virtus.pro. Следом за ним подтянулось государство, которое официально признало «компьютерный спорт» видом спорта.
Теперь киберспортсмены могут становиться «мастерами спорта России по Dota 2». И это абсолютно нормально. В «контру» и «доту», так же как и в футбол, играют миллионы человек, но только лучшие достигают высот, добиваются гонораров и мирового признания. Они тоже, как и профессиональные футболисты, тренируются на износ, гробят здоровье и нервы. Они также заключают рекламные контракты, собирают огромную фан-базу, превращаются в ролевую модель для юных школьников.
И не стоит обвинять киберспорт в том, что школьники становятся увальнями, зависимыми от компьютера. Почему-то семья старается переложить ответственность за своих детей, их физическую форму, здоровье и тягу к знаниям на школу, общество, технологии. Словно это непреодолимые препятствия, которые отрывают детвору от родителей. Но чаще всего проблемы вызваны тем, что родители не желают вникать в увлечения своего ребенка, оказываются не другом, а сожителем на общих квадратных метрах.
Оно и понятно, мы шокированы стремительными изменениями в окружающей действительности. Технологии меняют так быстро, что мы вскоре перестанем понимать тех, кого родили и должны воспитывать. Рискуем закостенеть в буднях и превратиться в деталь для монумента «А вот в мое время…».
Прозорливые люди деньгами и вниманием признали игроков в «доту» и «контру» спортсменами. Но вся ирония в том, что киберспорт не нуждается в признании. Он вполне хорошо себя чувствует без национальных федераций, поддержки государства и уж точно ничего не теряет от неодобрительного поцокивания в комментариях. Поцокиванием не остановить поезд на полном ходу. Есть только два варианта: отойти и со стороны смотреть на мелькающие в окнах фигуры либо зайти в тамбур и прислушаться к разговорам в вагоне.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by