За последние несколько лет количество азиатских ресторанчиков в Минске растет в геометрической прогрессии — от обычных лапшичных на фуд-кортах торговых центров до просторных ресторанов в самом сердце города. Особый тренд этого года — это баблтишные — кофейни, в которых готовят напитки на основе чая, молока или сока с добавлением шариков тапиоки. Журналисты Onlíner прошлись по подобным заведениям, пообщались с их хозяевами и попытались понять, в чем успех такого формата.
Читать на OnlínerРодиной этого напитка называют город Тайчжун на юге Тайваня. Считается, что придумали его в середине 1980-х годов, но настоящую популярность напиток обрел в 1990-х и 2000-х, завоевав рынок Юго-Восточной Азии. По подсчетам исследователей, в Китае потребление баблти в пять раз превысило объем выпитого кофе, а предложенный стакан с чаем, наполненным шариками, стал неформальным жестом благодарности среди молодежи.
Успех кроется в самом формате. В стакан наливают чай или молоко, добавляют фрукты и шарики из тапиоки (этот продукт добывают из растения маниок) — на выходе получается вкусный сладкий напиток, который подают в запаянном стакане с широкой трубочкой, чтобы можно было всасывать шарики. Встряхивая и переворачивая, его не удастся разлить.
Адреса и время работы: площадь Свободы, 4 (11:00—23:00); улица Петра Мстиславца, 4 (10:00—23:00); улица Янки Купалы, 19 (11:00 —22:00).
В Минске первая баблтишная появилась еще в 2016 году: заведение Bubbles Bar работало на улице Ленина. Однако по-настоящему востребованным подобный формат стал в последние пару лет — на волне интереса молодежи к азиатской культуре. В 2023-м открылась первая точка российской сети Met Tea.
С Хаомином, владельцем минских кафе Met Tea, мы встречаемся в небольшом заведении на площади Свободы, 4. Прямо напротив входа расположена барная стойка, за которой бариста готовит напитки, справа — зал для посетителей. Его стены буквально заклеены стикерами с пожеланиями от посетителей на трех языках: русском, английском и китайском. Среди них встречаются милые послания вроде «Лиза, Катя. Вам обязательно нужно это попробовать. Мама и папа», «Удачи и любви моим детям. Мама!» или «Ищу мужа!».
Хаомин рассказывает, что прежде жил и учился в Санкт-Петербурге, но семь лет назад по работе переехал в Минск и в прошлом году открыл первую кофейню Met Tea.
— Met Tea — это франшиза. В России под этим названием работает большая сеть, у которой больше 30 точек. Они есть в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Екатеринбурге, на Дальнем Востоке и в других городах, — говорит собеседник. — Первая точка у нас была рядом с цирком, затем открылись на площади Свободы и в Dana Mall.
По словам Хаомина, Met Tea напоминают традиционные китайские баблтишные, где ставку делают исключительно на напитки.
— Десертов у нас нет. Да и условия франшизы не предполагали их продажу, — добавляет парень.
На недостаток посетителей здесь не жалуются. Своей аудиторией владелец кафе называет детей и молодежь. По его словам, летом очередь в заведение стояла даже на улице.
— А еще у нас бывает много туристов из России. Уже зная Met Tea, люди часто заходят к нам, — говорит Хаомин.
В кафе готовят как теплые сезонные напитки, так и холодные, оставшиеся в меню еще с лета. Среди самых популярных напитков нам назвали следующие:
— А обычный кофе у вас можно заказать? — уточняю у Хаомина.
— Нет. А зачем? Тем более у нас можно получить полный стакан с фруктами. Это очень полезно, в таком напитке много витаминов.
Судя по всему, дела у сети идут неплохо, и в планах открытие новых точек. Хаомин рассказал, что в будущем планирует открыть баблтишные под вывеской Met Tea в торговых центрах Galleria, Green City, «Авиа Молл» и Mega Park — том самом долгострое в Каменной Горке.
Адрес и время работы: улица Димитрова, 5 (11:00—23:00).
Еще одна баблтишная расположена прямо за ТЦ Galleria. Раньше на первом этаже этого жилого дома находился сервисный центр бренда бытовой техники Miele, а с августа работает кафе на 300 «квадратов». Открыли ее два друга-компаньона из Китая.
— Идея открыть заведение подобного формата возникло еще в прошлом году, но запустили кафе мы только в августе, — говорит директор Дмитрий Авдеенко. — Считаю, немного опоздали, поскольку в Минске за это время открылось достаточно подобных заведений. Но и так все хорошо.
— Конкуренцию не ощущаете?
— Нет. Все ведь зависит от вкуса. Мы сделали ставку на натуральные фрукты, а на позицию шеф-повара пригласили китайца. Пускай люди пробуют и решают сами, где им больше нравится.
Целевой аудиторией в Panda Tea называют девушек. Кроме того, сюда часто приходят семьи с детьми, иностранцы, фрилансеры. К ним в заведении относятся спокойно и работать за ноутбуком не запрещают — места хватает всем.
— Какие напитки чаще всего заказывают ваши посетители? — уточняю у Дмитрия.
— Компании девушек чаще всего заказывают фруктовые напитки, дети берут молочные. У нас есть как холодные напитки, так и теплые. Если кому-то что-то не понравилось, мы переделаем, для нас это не проблема. Еще одно наблюдение: если белорусы предпочитают фруктовые напитки, различные чизы (напитки, покрытые солоноватой шапочкой из крем-чиза. — Прим. Onlíner), то китайцы в основном заказывают чаи — молочный и жасминовый.
Дмитрий рассказывает, что в перспективе, если все будет хорошо, в Минске откроют еще одну точку под вывеской Panda Tea. А пока планируют поработать над интерьером своего заведения.
Чиз-виноград — крем-чиз, чайное желе, белая тапиока, смузи из жасминового чая, винограда и льда, крем-чиз.
Молочный чай боо Боо — черный чай, молоко, тапиока со вкусом карамели.
Молочный чай «Красная фасоль и травяное желе» — черный чай с молоком, красная фасоль, травяное желе.
Какао боо Боо — какао, сухое молоко, молоко, тапиока, чиз.
Адрес и место работы: улица Интернациональная, 3 (11:00—18:30); улица Петра Мстиславца, 12 (08:00—23:00).
Если в вышеперечисленных заведениях ставку сделали на напитки, то наша очередная героиня решила открыть под брендом Tinicoo рестораны, в которых можно не только выпить популярный напиток, но и съесть вкусный азиатский десерт.
Первая точка под вывеской Tinicoo открылась в прошлом году. В конце ноября она переехала в новое помещение на улице Петра Мстиславца, а еще один ресторан — на этот раз двухэтажный — открылся на Интернациональной. Здесь мы и встретились с Таной, владелицей Tinicoo.
— Я не хотела, чтобы мое заведение ассоциировалось исключительно с баблти, для меня это не очень интересно. Поэтому я открыла комплексный ресторан, где можно выпить вкусный напиток, съесть десерт, хорошо провести время и сделать фотографию на память в красивом интерьере. Мне хочется, чтобы благодаря качественной услуге наши гости в итоге получали классное настроение.
Кто основной посетитель? Конечно, это молодежь. Но девушка не хочет делать акцент на какой-то конкретной возрастной группе и рада видеть совершенно разных гостей: и детей с родителями, и парочки влюбленных, и взрослых.
Тана не лукавит. Двухэтажное пространство, объединенное лестницей, напоминает одну большую фотозону с удобной мебелью. Девушка дополняет, что интерьер будет меняться. Вскоре на втором этаже должна появиться отдельная локация, где родители с детьми смогут раскрашивать красками белых мишек — маленькие аналоги «беарбриков» — фигурок, ставших настоящими арт-объектами. Примерно вот таких:
Кроме того, будет сделано большое окно, через которое посетители смогут наблюдать за ремеслом поваров. В Tinicoo, к слову, работают три повара, которых специально пригласили из Китая.
В меню много азиатской выпечки и десертов.
Что попробовать в Tinicoo? Вариантов много. Вот буквально несколько позиций:
Важный момент: после 19:00 в Tinicoo действуют скидки на выпечку и десерты.
Но в чем причина успеха и почему в Минске едва ли не каждую неделю открывается по новой китайской напиточной? С этими вопросами мы обратились к сооснователю баров «Персонажи» и «Рок-н-рольщик», блогеру Грише «Где ходил», который специализируется на обзорах столичных заведений.
— Популярность объяснима сразу несколькими факторами. Во-первых, это красиво упакованный продукт, который очень нравится детям. Во-вторых, все, что связано с Азией, сейчас в моде. А в-третьих, в Минске живет много китайцев, и благодаря этому такой бизнес активно развивается. Все-таки практически за всеми баблтишными стоят китайцы, — объясняет Гриша. — Что касается самого напитка, основу которого составляет чай или молоко, ничего плохого в нем я не вижу. А тапиока, из которой делают желатинки, совершенно безвредный продукт.
— Как думаешь, эта мода с нами надолго?
— Белорусы достаточно консервативны [в своих привычках], и добиться такой популярности, которая есть у кофеен, баблтишным будет непросто. Но время покажет. Думаю, через какое-то время заведения начнут закрываться, однако какие-то игроки на рынке все-таки останутся. На мой взгляд, преимущество будет у тех, у кого есть свой кондитерский цех, кто, помимо напитков, готовит азиатские десерты. Это сработает только в плюс.
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by