Ремейк «Звездных войн», колобок-ниндзя из Гродно и реклама холодильников. Листаем белорусские комиксы девяностых

27 170
07 мая 2023 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Сейчас уже не всякий олд вспомнит, что 30 лет назад Беларусь переживала короткий, но яркий комиксный бум. Тогда на постсоветское пространство хлынули всевозможные веяния зарубежной поп-культуры, база которой — известные всем графические новеллы про супергероев и прочие «стрипы», от которых было не оторвать несколько поколений подростков. У нашей индустрии тоже были попытки сделать оригинальных персонажей: космических воинов, исследователей и муравьев-рыцарей. Отдельные белорусские комиксы вышли почти «марвеловскими» тиражами и стали хитами школьных продленок. А после пары выпусков так и осели артефактами на пыльных чердаках, откуда раз в пару лет кто-то достает их поностальгировать и показать потомкам. Сегодня этим и займемся.

Читать на Onlíner

Вообще, нельзя сказать, что в Советском Союзе комиксов никто в глаза не видел. Рассказы с картинками печатались в журналах и периодически выходили отдельными книжками. Карикатуры — тоже что-то близкое к комиксам. Тут вопрос лишь в степени вашего ревностного отношения к рамкам формата. Спецы придерутся к отсутствию «облачков», скудному разнообразию фреймов да и вообще могут заявить: пару картинок, объединенных сюжетом, — это еще не комикс. Но это мелочи. Сойтись, пожалуй, можно на том, что комиксы в СССР были, но каких-то особых комиксных традиций, как в Штатах, не завелось.

В поздние перестроечные времена появились первые массовые советские комиксы с западными персонажами. В конце восьмидесятых московское издательство «Физкультура и спорт» по диснеевской лицензии начало выпускать комикс про Микки Мауса — пилотная серия была отпечатана, к слову, на Минской фабрике цветной печати.

А это бестселлер 1990 года от минского полиграфкомбината имени Якуба Коласа — шестиэпизодный комикс «Тарзан», созданный по мотивам оригинальных романов Эдгара Райса Берроуза. Отдельная его фишка — не самый удобный для чтения, но, надо признать, крайне оригинальный формат книжки-раскладушки.


С 1991 года стартует эра оригинальных комиксов белорусского производства. Тогда же, собственно, комиксы и начали называть комиксами.

В советское время редакции журналов и книжные издательства предпочитали западному термину что-то родное и понятное — вроде «истории в картинках».

Начинает зарождаться локальная индустрия — это если громкими словами. Если негромкими — тусовка. Если совсем уж тихими — в Беларуси просто в один момент стали появляться разношерстные энтузиасты, которые своими силами издавали крафтовые графические новеллы.

Почти все сюжеты были про космос — по следам классики советской фантастики. Впрочем, не только советской. Например, авторы одного из первых белорусских сай-фай-комиксов «Грозовые облака», изданного в Молодечно, слишком сильно (если не сказать нагло) вдохновлялись «Звездными войнами».

Сюжет разворачивается на планете Ла-Шри, населенной потомками земных колонистов — они называют себя Собратьями. А где-то на задворках Вселенной обитает агрессивное племя Легион Тукана, чей предводитель спит и видит, как бы покорить побольше межгалактических территорий. В 4987 году по звездному летоисчислению злодейские корабли (они в комиксе почему-то называются андроидами) с коварным планом захвата добираются и до Ла-Шри.

В том же 1991 году издательство «Эридан» выпускает комикс Владимира Цветкова и Александра Коршакевича «Планета Гэя». Это сборник сюжетов про космические приключения Артура Гора, эдакого белорусского Питера Квилла из «Стражей Галактики». Он попадает в передряги на разных планетах, отбивается от всяких пришельцев и мутантов и иногда в своих снах оказывается в Средневековье. По эстетике книга уже куда ближе к какому-нибудь Киру Булычеву, чем к Джорджу Лукасу.

Больше, чем сюжет, впечатляет количество изданных экземпляров — 200 тыс. штук. И это даже не то чтобы огромная цифра по тем временам.

Для первых белорусских комиксов начала девяностых было вполне нормально выйти тиражом в 300 тыс., а то и полмиллиона копий: позволяли еще оставшиеся с советских времен типографские мощности.

Для сравнения: у самого продаваемого комикса-«сингла» в истории, «Люди Икс» #1 (одногодки «Планеты Гэя»), первый тираж насчитывал около миллиона копий.

Сколько из этих бешеных сотен тысяч книжек продавалось, а сколько шло в утиль, неизвестно, статистики тогда никакой не велось. Судя по тому, что большинство локальных комиксов прекращали свое существование вскоре после появления, предложение существенно опережало спрос. Да и чего уж там, само время — тоже: на просторах СНГ комиксы потихоньку станут выходить в мейнстрим не раньше чем через 20 лет — в золотые годы экранизаций супергеройских сюжетов.

Кстати, в Беларуси первый кинокомикс едва не случился в тех же девяностых.

Анимационный белорусский центр в августе 1991-го стотысячным тиражом опубликовал комикс «Дзуррай!», который должен был стать приквелом одноименного мультфильма — его премьеру анонсировали на следующий год.

В итоге от всей амбициозной затеи остался только этот самый комикс про антропоморфного муравья в рыцарских доспехах. «Дзуррай!» под завязку набит довольно изобретательным экшеном и философскими монологами одинокого воина. Честно говоря, его воображаемая экранизация даже в наше время могла бы выйти весьма стильной и оригинальной.

В 1992 году создатели «Планеты Гэя» Цветков и Коршакевич выпускают первый белорусскоязычный комикс — «Дзе жылі Бурсонікі». В космической школе дед рассказывает внукам о межпространственных подвигах времен лихой молодости. Во флешбэке изображается крушение его звездолета на пустынной планете. Там герой встречает маленьких металлических туземцев, которые, прямо как фиксики, пытаются помочь залатать обшивку корабля.

Еще в комиксе есть бонусная новелла «Планета Мілітар» — об исследователях с космической станции, приборы которой внезапно засекли признаки разумной жизни в соседней галактике. Главные герои выдвигаются на встречу с неизвестной цивилизацией — разумеется, та окажется не такой дружелюбной, как хотелось.

Сюжет комикса «Посланцы» — частично осовремененный фэнтезийный хоррор Роберта Говарда, который назывался «Крылья в ночи». Команда американских исследователей высаживается в африканских джунглях, чтобы пройти по следам Сэмюэла Кана, знаменитого путешественника и авантюриста из XVII века. Во фрагментах его истории полно мрачных сражений с каннибалами и гарпиями, эпизоды в современности чем-то напоминают «Апокалипсис сегодня».

Макабрический гибрид перестроечных милицейских детективов и видеосалонной треш-фантастики — сборник комиксов «Черный лабиринт». Внутри — четыре новеллы, авторы которых подрезали сюжеты из рассказов Гарри Гаррисона и Роберта Шекли, а вайб — в кустарном ужастике 1984 года «К. Г. П. О.».

Любовь, смерть, роботы, кровь, нечисть и обнаженка — такое если и читать подросткам, то только с фонариком под одеялом.


Или вот чудесный образец гродненского постмодернизма — изданный в 1996 году комикс о приключениях колобка-ниндзя.

Пожалуй, самый удивительный факт о белорусских комиксах девяностых: в них были рекламные вставки. Причем не абы какие, а самые настоящие «нативные» интеграции, встроенные в ткань повествования.

В эпилоге «Посланцев» герои нахваливают холодильники белорусского производства.

А это Тарзан в смокинге, рекламирующий беспроцентные займы от Сберегательного банка СССР, — ничего более странного вы как минимум сегодня точно не увидите.

55" 3840x2160 (4K UHD), матрица OLED (WOLED), частота матрицы 120 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, Dolby Vision, HLG, Dolby Atmos, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by