Сейчас уже не всякий олд вспомнит, что 30 лет назад Беларусь переживала короткий, но яркий комиксный бум. Тогда на постсоветское пространство хлынули всевозможные веяния зарубежной поп-культуры, база которой — известные всем графические новеллы про супергероев и прочие «стрипы», от которых было не оторвать несколько поколений подростков. У нашей индустрии тоже были попытки сделать оригинальных персонажей: космических воинов, исследователей и муравьев-рыцарей. Отдельные белорусские комиксы вышли почти «марвеловскими» тиражами и стали хитами школьных продленок. А после пары выпусков так и осели артефактами на пыльных чердаках, откуда раз в пару лет кто-то достает их поностальгировать и показать потомкам. Сегодня этим и займемся.
Вообще, нельзя сказать, что в Советском Союзе комиксов никто в глаза не видел. Рассказы с картинками печатались в журналах и периодически выходили отдельными книжками. Карикатуры — тоже что-то близкое к комиксам. Тут вопрос лишь в степени вашего ревностного отношения к рамкам формата. Спецы придерутся к отсутствию «облачков», скудному разнообразию фреймов да и вообще могут заявить: пару картинок, объединенных сюжетом, — это еще не комикс. Но это мелочи. Сойтись, пожалуй, можно на том, что комиксы в СССР были, но каких-то особых комиксных традиций, как в Штатах, не завелось.
В поздние перестроечные времена появились первые массовые советские комиксы с западными персонажами. В конце восьмидесятых московское издательство «Физкультура и спорт» по диснеевской лицензии начало выпускать комикс про Микки Мауса — пилотная серия была отпечатана, к слову, на Минской фабрике цветной печати.
А это бестселлер 1990 года от минского полиграфкомбината имени Якуба Коласа — шестиэпизодный комикс «Тарзан», созданный по мотивам оригинальных романов Эдгара Райса Берроуза. Отдельная его фишка — не самый удобный для чтения, но, надо признать, крайне оригинальный формат книжки-раскладушки.
С 1991 года стартует эра оригинальных комиксов белорусского производства. Тогда же, собственно, комиксы и начали называть комиксами.
В советское время редакции журналов и книжные издательства предпочитали западному термину что-то родное и понятное — вроде «истории в картинках».
Начинает зарождаться локальная индустрия — это если громкими словами. Если негромкими — тусовка. Если совсем уж тихими — в Беларуси просто в один момент стали появляться разношерстные энтузиасты, которые своими силами издавали крафтовые графические новеллы.
Почти все сюжеты были про космос — по следам классики советской фантастики. Впрочем, не только советской. Например, авторы одного из первых белорусских сай-фай-комиксов «Грозовые облака», изданного в Молодечно, слишком сильно (если не сказать нагло) вдохновлялись «Звездными войнами».
Сюжет разворачивается на планете Ла-Шри, населенной потомками земных колонистов — они называют себя Собратьями. А где-то на задворках Вселенной обитает агрессивное племя Легион Тукана, чей предводитель спит и видит, как бы покорить побольше межгалактических территорий. В 4987 году по звездному летоисчислению злодейские корабли (они в комиксе почему-то называются андроидами) с коварным планом захвата добираются и до Ла-Шри.
В том же 1991 году издательство «Эридан» выпускает комикс Владимира Цветкова и Александра Коршакевича «Планета Гэя». Это сборник сюжетов про космические приключения Артура Гора, эдакого белорусского Питера Квилла из «Стражей Галактики». Он попадает в передряги на разных планетах, отбивается от всяких пришельцев и мутантов и иногда в своих снах оказывается в Средневековье. По эстетике книга уже куда ближе к какому-нибудь Киру Булычеву, чем к Джорджу Лукасу.
Больше, чем сюжет, впечатляет количество изданных экземпляров — 200 тыс. штук. И это даже не то чтобы огромная цифра по тем временам.
Для первых белорусских комиксов начала девяностых было вполне нормально выйти тиражом в 300 тыс., а то и полмиллиона копий: позволяли еще оставшиеся с советских времен типографские мощности.
Для сравнения: у самого продаваемого комикса-«сингла» в истории, «Люди Икс» #1 (одногодки «Планеты Гэя»), первый тираж насчитывал около миллиона копий.
Сколько из этих бешеных сотен тысяч книжек продавалось, а сколько шло в утиль, неизвестно, статистики тогда никакой не велось. Судя по тому, что большинство локальных комиксов прекращали свое существование вскоре после появления, предложение существенно опережало спрос. Да и чего уж там, само время — тоже: на просторах СНГ комиксы потихоньку станут выходить в мейнстрим не раньше чем через 20 лет — в золотые годы экранизаций супергеройских сюжетов.
Кстати, в Беларуси первый кинокомикс едва не случился в тех же девяностых.
Анимационный белорусский центр в августе 1991-го стотысячным тиражом опубликовал комикс «Дзуррай!», который должен был стать приквелом одноименного мультфильма — его премьеру анонсировали на следующий год.
В итоге от всей амбициозной затеи остался только этот самый комикс про антропоморфного муравья в рыцарских доспехах. «Дзуррай!» под завязку набит довольно изобретательным экшеном и философскими монологами одинокого воина. Честно говоря, его воображаемая экранизация даже в наше время могла бы выйти весьма стильной и оригинальной.
В 1992 году создатели «Планеты Гэя» Цветков и Коршакевич выпускают первый белорусскоязычный комикс — «Дзе жылі Бурсонікі». В космической школе дед рассказывает внукам о межпространственных подвигах времен лихой молодости. Во флешбэке изображается крушение его звездолета на пустынной планете. Там герой встречает маленьких металлических туземцев, которые, прямо как фиксики, пытаются помочь залатать обшивку корабля.
Еще в комиксе есть бонусная новелла «Планета Мілітар» — об исследователях с космической станции, приборы которой внезапно засекли признаки разумной жизни в соседней галактике. Главные герои выдвигаются на встречу с неизвестной цивилизацией — разумеется, та окажется не такой дружелюбной, как хотелось.
Сюжет комикса «Посланцы» — частично осовремененный фэнтезийный хоррор Роберта Говарда, который назывался «Крылья в ночи». Команда американских исследователей высаживается в африканских джунглях, чтобы пройти по следам Сэмюэла Кана, знаменитого путешественника и авантюриста из XVII века. Во фрагментах его истории полно мрачных сражений с каннибалами и гарпиями, эпизоды в современности чем-то напоминают «Апокалипсис сегодня».
Макабрический гибрид перестроечных милицейских детективов и видеосалонной треш-фантастики — сборник комиксов «Черный лабиринт». Внутри — четыре новеллы, авторы которых подрезали сюжеты из рассказов Гарри Гаррисона и Роберта Шекли, а вайб — в кустарном ужастике 1984 года «К. Г. П. О.».
Любовь, смерть, роботы, кровь, нечисть и обнаженка — такое если и читать подросткам, то только с фонариком под одеялом.
Или вот чудесный образец гродненского постмодернизма — изданный в 1996 году комикс о приключениях колобка-ниндзя.
Пожалуй, самый удивительный факт о белорусских комиксах девяностых: в них были рекламные вставки. Причем не абы какие, а самые настоящие «нативные» интеграции, встроенные в ткань повествования.
В эпилоге «Посланцев» герои нахваливают холодильники белорусского производства.
А это Тарзан в смокинге, рекламирующий беспроцентные займы от Сберегательного банка СССР, — ничего более странного вы как минимум сегодня точно не увидите.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by