Когда-то спортивный и энергичный парень, к 39 годам Денис набрал 155 килограммов веса. Спортивное телосложение осталось в прошлом, теперь спутники мужчины — одышка, грыжа и повышенное потоотделение. Анастасия опомнилась, когда весы показали больше 130 килограммов, а в магазинах не осталось одежды ее размера. Взяла себя в руки, отстроила питание, подключила тренировки — и за год уменьшилась примерно на треть. А Павел, напротив, переживает из-за низкого веса. Каждый килограмм дается ему с боем и улетает при первой возможности. Минчанин мечтает набрать мышечную массу и стать энергичнее.
Читать на OnlínerЭтими историями мы запускаем проект «Форма» для тех, кто хочет привести себя в порядок и улучшить качество жизни. Мы понимаем, что для многих это будет уже не первая попытка подружиться со своим телом. Ничего страшного — вы не одни (сколько уже было таких понедельников!).
На этот раз приступаем к делу основательно: приводить себя в форму будем вместе с единомышленниками, а на помощь позовем специалистов в области питания, врачей и фитнес-инструкторов. Сохранять ваш боевой настрой будем серией образовательных статей.
Прямо сейчас присоединяйтесь к нашему телеграм-чату, где мы будем общаться и поддерживать друг друга на пути к идеальному телу. А для вдохновения (и волшебного пинка) почитайте истории наших героев с комментариями врача-эндокринолога Татьяны Мусик.
Денис написал нам с надеждой на то, что проект станет переломным моментом в его жизни. Он очень переживает за свое здоровье — с весом 155 килограммов это неудивительно.
— Внешняя сторона меня беспокоит в меньшей степени. На сиденьях я много где уже не помещаюсь — сажусь на краешек, привык. Одежду большого размера научился находить в секондах — тут тоже проблем нет. А вот здоровье… Появилась одышка, пот льется градом, если возьму ритм чуть выше. Есть межпозвоночная грыжа, которую из-за лишнего веса отказываются оперировать. Иногда так прихватит спину, что просто лежишь и не можешь повернуться.
Думаю, следующий шаг — это сахарный диабет. Брат уже колет инсулин, думаю, и мне придется, если не похудею.
По словам минчанина, все члены его семьи «в теле», но сейчас по весу он рекордсмен. Лишнее набирал постепенно. В школе просто был крепким парнем — занимался тяжелой атлетикой и единоборствами. В армию уходил с весом 96 килограммов при росте 172 и всего за пару недель сбросил 20 кило. Еще тогда для себя отметил: похудеть реально, если есть небольшими порциями и много двигаться.
Закончил службу Денис в весе 100 килограммов, и с тех пор ниже этой отметки он не опускался. Когда бросил курить, приклеились еще 15 килограммов. Почему так вышло, наш герой объяснить не может. По ощущениям, есть больше он не стал.
Как и многие, Денис пытался сбрасывать вес, но в итоге набирал еще больше. Первый раз вдохновился примером родственницы, которая похудела на «Гербалайфе».
— Я ездил по утрам пить их коктейли, ел протеиновые батончики, обычной еды в рационе практически не осталось. За первый месяц похудел килограммов на 12, за второй — на 7. А дальше вес встал, эффекта не было. Я понял, что можно и самому контролировать калории, необязательно есть то, что мне втюхивают. Какое-то время вел подсчеты, а потом расслабился, и вес снова пошел вверх.
Скинул до 108, а потом набрал еще 30 килограммов. Думаю, что организму чего-то не хватало, слишком стрессовая ситуация была.
Второй раз Денис пытался похудеть за компанию с женой — она готовила полезную еду на двоих. За три месяца мужчина сбросил 12 килограммов. А потом супруга достигла своей цели и перестала готовить только низкокалорийные блюда. Денис вернулся к беспорядочному питанию, когда днем нормально поесть не удается, а вечером приходится наверстывать.
Белорус удивляется: похудеть не помогает даже активная работа! Как инженер, он часто бывает на объектах, в день стабильно проходит 8—10 тыс. шагов, то есть движение в жизни присутствует.
— А как насчет тренировок в зале?
— В тренажерный зал с моей грыжей не пойдешь, бо́льшую часть упражнений делать нельзя. Пытался ходить в бассейн, но вечером там все забито, людей слишком много. Вечная нехватка времени, учеба была на заочном, диплом, работа нервная. Приходишь домой уже разбитый, ничего не хочется.
Со своей проблемой Денис даже обращался к врачу-эндокринологу. По анализам все оказалось в норме.
— Думаю, мне просто не хватает силы воли. Я знаю, что надо есть небольшими порциями, но не могу выйти на правильный ритм. Не получается взять и съесть только половину того, что жена положила. Я даже думал над тем, чтобы сделать резекцию желудка или бандаж, но почитал отзывы и понял, что если не прекратить много есть, то будет еще хуже.
— А может, вы уже привыкли жить в таком весе и худеть не надо?
— Привыкнуть можно к чему угодно, но это не значит, что нужно махнуть на себя рукой. Хочется сделать так, чтобы потом не жалеть: прожить побольше, увидеть побольше, сделать побольше… Меня пугает, что я сокращаю себе жизнь, — признается Денис.
В идеале минчанин хотел бы вернуться к весу 90 килограммов, как в юности. Для этого ему нужно сбросить 65 килограммов — задача серьезная.
Настя никогда не была худенькой, сколько себя помнит. В средней школе она весила 70 килограммов, с каждым годом набирала еще и еще, но не обращала на это внимания.
— Я росла в атмосфере полной любви, мне никто никогда говорил, что я выгляжу плохо. Жила себе и жила, сидела в учебниках все детство и не думала про похудение. Тема спорта тоже была закрыта, на физкультуре всегда попадала в специальную группу. Когда окончила учебу, пошла работать в банк, где целый день сидишь.
Так вес и набирался: малоподвижный образ жизни, бутерброды, булочки, шоколадки.
К 23 годам весы показали 133 килограмма — и даже в этом весе девушка себе нравилась. При этом появились сложности с покупкой одежды: в сетевых магазинах вещи такого размера просто не продаются. Приходилось шить на заказ.
Переломным моментом в восприятии себя для Насти стала фотосессия, после которой она впервые услышала замечание по поводу фигуры.
— Когда мой друг-фотограф отдавал фото, он сказал: «Настя, если бы ты похудела, выглядела бы гораздо лучше». Сначала я возмутилась: как он такое мог сказать?! А потом задумалась, что-то щелкнуло в голове. Я поняла, что мне действительно нужно меняться.
К серьезным переменам минчанка пришла не сразу. Несколько лет она занималась в спортзале у разных тренеров, пыталась сидеть на диетах, но результатов не видела.
— Я худела, срывалась, набирала — только мучилась от всего этого. А потом случайно нашла тренера, с которым все начало получаться. Это мужчина, и у него довольно жесткий подход. Он не разрешает пропускать тренировки, требует сбрасывать фото всего, что я ем. Видимо, мне не хватало именно такой дисциплины, нужно было, чтобы кто-то контролировал меня со стороны.
Мотивация у белоруски сейчас железная. Она посещает пять тренировок в неделю, причем занимается в зале на другом конце города (у того самого тренера).
— Тренировка начинается в пять утра, подъем в 03:40. До зала и обратно езжу на такси, чтобы успеть на работу в банк к восьми. Многие удивляются моему графику, но мне нравится заниматься утром: больше сил, энергии. После работы я уже уставшая, а в зале нужно по-настоящему выкладываться.
На строгой диете Настя не сидит, но старается питаться правильно. Съесть целиком шоколадку, как раньше, позволить себе уже не может.
— Бывали и срывы, конечно. Я вставала ночью, ела конфеты и сбрасывала фото тренеру. Утром боялась идти на тренировку, но он меня успокаивал: все мы люди, бывает. Был еще период, когда вес перестал уходить, я даже хотела все бросить, была в отчаянии. Мы стали разбираться с питанием, посчитали калории и БЖУ (белки, жиры и углеводы. — Прим. Onlíner).
Оказалось, что я ела слишком мало — на 800 ккал. Когда стала есть больше с учетом правильного соотношения БЖУ, снова стала худеть.
Благодаря своей целеустремленности Настя уже сбросила 43 килограмма, но останавливаться не собирается — мечтает похудеть еще на 20. По ее расчетам, уже осенью она должна достичь своего идеального веса.
— Вообще, считается, что больше 4—5 килограммов в месяц сбрасывать нельзя, поэтому я никуда не спешу. Посещаю массажи, слежу за тем, чтобы не обвисала кожа. Я не ставлю себе цель сбросить вес как можно быстрее — хочу, чтобы все было постепенно.
— В вашей системе многое завязано на тренера. А сами сможете себя контролировать?
— Мне кажется, у меня уже все в голове перестроилось. Я понимаю, что и как работает, как надо питаться/тренироваться. Это просто другой образ жизни, который в удовольствие, — улыбается Настя.
Павлу 29 лет. В отличие от предыдущих героев, ему худеть не нужно. Уже много лет парень весит 60 килограммов при росте 186 (а при стрессе может сбросить до 58). В его ситуации приходится бороться за каждый набранный килограмм.
— Сколько себя помню, всегда был худым. В школе занимался таэквондо, играл в волейбол, прокачивал выносливость. Питался, наверное, как и все: завтрак, обед в школе, обед дома, ужин. Худой, но это не смущало. Пресс был, плюс нравилось аниме, «эмоподобная» тусовка, так что чувствовал себя вполне комфортно. Видел даже теоретический плюс: с весом ниже нормы мог рассчитывать на отсрочку от армии (хотя меня и так не взяли из-за проблем с сердцем).
После университета начались рабочие будни, где много умственной нагрузки, а физкультуры почти никакой (Павел работает программистом). На выходных парень пытается «отъедаться», но на весе это не сказывается. Легко набрал два килограмма лишь однажды — в отпуске у тещи, где привыкли готовить калорийную еду. Как только вернулся домой, все, что набрал, улетучилось.
— Из-за худобы не сказать чтобы сильно переживал, но были неприятные ситуации. Помню, как после долгого перерыва поехал с женой на море, пошел на пляж. И все там выглядели более-менее нормально — я один выделялся, ходил как спичка.
Периодически Павел задумывается о том, что проблему с весом нужно как-то решать. Пробовал ходить в зал и считать калории, чтобы был профицит (это когда человек получает больше энергии, чем тратит).
— Еды получалось так много, что тяжело было уместить ее в три приема. Приходилось добирать калорийность печеньками. В зале было очень сложно. Когда делал некоторые упражнения, казалось, что теряю сознание: давление проседало, голова кружилась.
Думаю, все из-за моего веса: если организм не умеет запасать энергию, то и отдавать ее не может.
Не увидев особого прогресса в зале, спустя несколько месяцев свои фитнес-мучения Павел оставил. Решил пойти другим путем — покупать наборы готовой еды с избытком калорий. Заказывал пятиразовое питание, где за него просчитывали весь рацион.
— Но с этими наборами было еще сложнее. Каждый прием пищи забивал желудок так, что даже думать было тяжело. Кроме того, складывалось ощущение, что ты все время ешь. Позавтракал, только начал работать — уже надо снова есть. И целый день не чувствуешь голода — это странно. А самое главное, результата снова не было, нисколько я не набрал.
Чтобы исключить серьезные заболевания, Павел ходил к врачу, сдавал по списку анализы.
— Из неприятного — низкий уровень витамина D, тестостерон у нижней границы, а в остальном все в норме. Никаких рекомендаций от врача я не получил и на вес снова забил. Думал, может, еще к кому-то обратиться, но к кому? Я интроверт, и перспектива ходить наугад, рассказывать одно и то же меня не радует.
Павел прислал нам примерное меню, которого придерживается в обычной жизни. И там все аскетично: чипсы пачками он не ест, сладости как будто ограничивает. Даже кофе молодой человек пьет без сахара и молока.
— Объясните, что сложного в том, чтобы есть больше? — удивляемся мы.
— Не нравится много есть, не люблю тяжесть от пищи. Да и не лезет она в большом количестве. Потом надо еще час лежать и ничего не делать, чтобы переварилось.
Спрашиваем: а зачем вообще нужно набирать вес, на здоровье ведь худоба не влияет? Оказывается, Павел страдает от нехватки энергии. Умственная работа дается нелегко, физически тоже делать ничего не хочется.
— В организме все связано. Чем больше занимаешься физически, тем больше организм запасает энергии, прокачивается нервная система. А у меня ощущение, что я попал в глубокую яму. Мне сложно концентрироваться, я постоянно откладываю дела на потом.
В своих мечтах Павел представляет себя на 10—20 килограммов плотнее — в идеале, чтобы это был не жир, а мышечная масса.
— Быть качком внешне мне неинтересно, хочется просто иметь больше энергии, чтобы было легче носить тяжелые вещи, чтобы повысилась выносливость, чтобы была энергия для мозговой деятельности. Хочу все поменять, но как? С чего начать, пока не знаю.
Правда ли, что одни могут есть все подряд и не толстеть, а другие пухнут чуть ли не от воды? Об обмене веществ мы поговорили с врачом-эндокринологом и специалистом по коррекции веса Татьяной Мусик.
— Не бывает быстрого обмена веществ или медленного — это скорее такой укоренившийся народный миф. Я бы говорила о том, что метаболизм может быть нормальным или нарушенным. Когда появляются нарушения, человеку действительно сложнее похудеть или набрать вес.
У крупных мужчин и женщин, как правило, присутствует инсулинорезистентность — это когда уровень инсулина в организме становится высоким, а мышцы на этом фоне перестают расщеплять жир. Накапливаются углеводы, не захваченные плохо работающим инсулином, и растет уровень сахара в крови — появляется «мнимый голод».
Человек может есть относительно немного, но при этом толстеет.
Если мы берем низкий вес, то это, как правило, последствия несбалансированного рациона. Такие люди часто едят много простых углеводов, но недобирают белков и жиров. Углеводы тут же сжигаются для поддержания обычной жизнедеятельности, и организму просто не из чего строить мышечный корсет. Также нельзя исключать проблемы с ЖКТ и щитовидной железой — это тоже может быть причиной того, что человек не набирает вес.
— Допустим, что с анализами все хорошо. Что еще влияет на наш обмен веществ?
— Уровень физической активности — это очень важный фактор. Мы на самом деле очень мало двигаемся. В среднем мои клиенты проходят всего 4—5 тыс. шагов в день. В быту многое автоматизировано: мы ставим себе стиральную машину, посудомоечную, покупаем робот-пылесос. Ездим в транспорте, на работе в основном сидим — все это, конечно, сказывается на обмене веществ.
Также я сталкиваюсь с тем, что люди поздно ложатся спать — как правило, после полуночи. А мелатонин — гормон сна, который отвечает в том числе за обменные процессы, — интенсивно вырабатывается до часа ночи. В итоге мы получаем нарушения гормонального баланса.
Еще один важный фактор — это уровень кортизола. Люди сейчас пребывают в постоянном стрессе, который они могут даже не замечать. На этом фоне тоже повышается уровень инсулина — и возникает все та же инсулинорезистентность.
Человек в стрессе, с нарушенным сном, физически неактивный с большей вероятностью будет иметь проблемы с лишним весом.
Еще одна распространенная проблема — редкие приемы пищи. У меня есть клиенты, которые едят два раза в день. Завтрак слабенький, обед пропускают, а ужин всегда плотный. Максимум калорий приходится на вторую половину дня, когда, по сути, не работает инсулин и потребность в энергии минимальная. Люди пичкают себя едой, как в мешок ее забрасывают. И калории эти в итоге не тратятся, мы накапливаем жир.
— А не бывает такого, что людям только кажется, что они мало едят?
— Конечно, это тоже очень частая история. Тут три печеньки с кофе, там три — уже 300 килокалорий выскочило. В кашу утром добавили молоко и побольше сахара, батон взяли белый вместо ржаного хлеба, сыра отрезали большой кусок (а там 70 граммов при дневной норме 30). И когда обращаешь внимание человека на такие мелочи, он сам удивляется: неужели я так много ем? Для многих это открытие.
Поменять свои привычки проще, если рядом есть поддержка. Мы начинаем марафон для тех, кто готов всерьез заняться своей формой. Велкам в телеграм-чат, где вы сможете рассказывать о достижениях и сложностях. К общению мы также подключим специалистов — они ответят на ваши вопросы в режиме онлайн.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by