Этот шедевр попал в Минск из Третьяковки, а потом им заинтересовались в Голливуде. Рассказываем о картине Семирадского

Автор: Тарас Щирый. Фото: Александр Ружечка, wikipedia
25 026
19 февраля 2022 в 8:00

Мы продолжаем путешествие по выставочным залам Художественного музея и сегодня расскажем про удивительную картину польского и русского художника Генрика Семирадского «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу», за которую автор в свое время получил золотую медаль петербургской Императорской Академии художеств. Чем примечателен Семирадский, какое отношение он имеет к Беларуси, кто изображен на полотне и почему этой картиной заинтересовались в Голливуде? Обо всем этом и не только нам рассказала ведущий научный сотрудник Художественного музея Надежда Усова.

Читать на Onlíner

Чем вообще интересен и примечателен Генрик Семирадский?

Сейчас имя этого мастера, обожавшего писать древнегреческие и римские сюжеты, сможет вспомнить разве что дотошный ценитель искусства. Семирадский, как это часто случается в истории, в какой-то момент был забыт зрителем и затерялся за спинами популярных современников вроде Сурикова, Васнецова и Шишкина. Но когда-то он считался едва ли не первой величиной в искусстве. С ним считались, им восхищались, его ненавидели, а работы живописца покупал сам император Александр III.

— В свое время ему завидовали многие известные российские художники. Он был действительно очень известным и одним из самых высокооплачиваемых и популярных среди публики мастеров, — рассказывает Надежда Усова. — Родился он под Харьковом, где служил его отец, а его дед происходил из Новогрудка, был подкормием — судьей по спорам о границах имений. Семирадский окончил Харьковский университет и Академию художеств в Петербурге. Он был очень образован и по своей эрудиции, знаниям языков, отношению к учебе находился на ступеньку выше многих тогдашних художников, учившихся в академии.

Почему Семирадский взялся писать Александра Македонского?

Все просто: это была его дипломная (или, как тогда говорили, конкурсная) работа в Академии художеств. Ежегодно академический совет давал нескольким молодым художникам задание написать картину на один и тот же сюжет. Автора лучшей работы награждали золотой медалью, оплаченной поездкой в Италию на шесть лет и освобождали от службы в армии. Семирадский буквально грезил Древней Грецией и Римом, и одержать победу над Митрофаном Верещагиным, соперничавшим с ним, для него было едва ли не делом всей жизни. Согласно правилам академии, к конкурсантам никого, кроме натурщиков, не подпускали и даже еду из ресторанов приносили прямо в мастерские. Все делалось ради того, чтобы картина создавалась автономно и была самостоятельной: все-таки на кону стояли серьезные деньги — пенсион на несколько лет для жизни за границей.

В итоге полотно Семирадского в 1870 году признали лучшим, и он был награжден поездкой в Италию. Рим так привлек художника, что Генрик всерьез обосновался там, а со временем построил себе большую виллу.

Его картины, посвященные преимущественно сюжетам древности, пользовались огромным успехом у публики в России. Семирадского называли «великим эллином», его работы покупал император Александр III. Однако другие художники и передовая интеллигенция не очень ценили художника. Он нередко подчеркивал свое польское происхождение и если подписывал работы, то только на латинице, что для многих русских выглядело достаточно странно.

Кроме того, во второй половине XIX века мастера все чаще писали реалистичные работы, посвященные простому человеку, и Семирадский со своей мифологией и древнегреческими богами вызывал у них раздражение и казался древним художником.

Живописец Григорий Мясоедов называл его «чертополохом», считал совершенно оторванным от русской действительности и ее проблем, а создатель знаменитой коллекции произведений искусства Павел Третьяков принципиально не покупал работы Семирадского. Однако позицию Третьякова можно трактовать по-разному. Семирадский никогда не испытывал нужды в заказчиках, его картины стоили дорого, и даже обеспеченному Третьякову не все было по карману. Меценат, к примеру, пытался приобрести работу «Боярский свадебный пир» у другого мегавостребованного живописца — Константина Маковского, но цена оказалась для него неподъемной.

Остаток жизни Семирадский провел в Риме и в своем польском имении Стшалково, нередко продавая полотна в российские музеи. Художник умер в 1902 году из-за ракового заболевания. Его похоронили в Варшаве, но позже останки перевезли в Краков, в Крипту заслуженных в костеле на Скалке.

А что изображено на работе?

Если вы не читали Плутарха и не знаете названия работы, то может показаться, что автор написал богатого тинейджера из прошлого, который во время завтрака раздает поручения своим слугам. На самом деле мы видим на картине когда-то достаточно популярный сюжет, к которому в свое время нередко обращались европейские художники. Расскажем о нем подробнее.

Полководца Александра Македонского долгое время сопровождал по жизни преданный врач Филипп. Во время похода на персидского царя Дария Македонский как-то решил искупаться в одной из рек, что стало ошибкой: он серьезно заболел, чем вызвал беспокойство и панику в рядах армии. Царь Македонии был готов к любым экспериментам с лечением, но врачи медлили, боялись выбрать неправильное лекарство, чтобы тем самым не отправить Александра в могилу и не навлечь на себя гнев военных.

Однако Филипп, как один из самых приближенных врачевателей Македонского, рискнул, приготовив для него зелье от лихорадки. В это время к больному царю прибыл гонец от его соратника Пармениона, который в письме утверждал, что врач подкуплен врагами из Персии и готов отравить правителя. В итоге Александр передал этот донос Филиппу и демонстративно выпил приготовленный врачом напиток при нем, показывая, что даже в такой ситуации доверяет другу. Этот поступок Македонского вошел в историю как пример отваги, благородства и уверенности в дружбе. Через несколько дней Александр поправился и вновь повел за собой войска.

Кто изображен на полотне?

Мы видим умиротворенного молодого Александра, лежащего в шатре на ложе, покрытом тигровой шкурой. На его лице нет болезненного отпечатка и волнения. На глазах встревоженных приближенных он готов принять лекарство и внимательно смотрит на Филиппа, читающего тем временем записку. Обратим внимание на несколько деталей картины.

  • Мальчик с опахалом. Имена натурщиков, к сожалению, не сохранились — кроме одного: мальчика с опахалом художник писал с будущего скульптора, уроженца Гродно Ильи Гинцбурга. В раннем детстве он прислуживал скульптору Марку Антокольскому и в дальнейшем нередко подрабатывал натурщиком. Благодаря этому он оказался не только на картине Семирадского, но и на дипломной работе Ильи Репина. Что любопытно, в Художественном музее Гинцбург присутствует не только в качестве персонажа картины, но и как самостоятельный автор. Скульптору в свое время охотно позировал писатель Лев Толстой, и в постоянной экспозиции находится небольшая фигура писателя за столом, созданная Гинцбургом в 1891 году.

  • Доспехи и шлем. Как мы уже писали выше, работая над дипломной картиной, Семирадский не имел права писать предметы с натуры. Поэтому некоторые из них Семирадский воссоздавал по памяти, зарисовывал заранее, посещая коллекцию слепков и специального антуража при Академии искусств. Кстати, те же самые доспехи можно увидеть и на картине Николая Ге, которая тоже присутствует в собрании Художественного музея.

Вот как они выглядят у Семирадского:

А так — на работе Ге:

  • Скульптура богини Ники. Древнегреческая богиня победы традиционно изображалась с крыльями и лавровым венком в руках. Ее появление на картине с Македонским неслучайно: она как бы свидетельствует о победоносности и величии Александра, сумевшего в свое время создать мощнейшую державу.
Нику Семирадский тоже писал по памяти. Ее прообразом стал памятник, находившийся на Конногвардейском бульваре в Санкт-Петербурге, а образ самого Македонского художник увидел тоже в Петербурге — в одной из скульптур Летнего сада.

  • Ну, и обратите внимание, с какой дотошностью художник выписывает орнаменты и детали. Даже к изображению чернофигурной вазы Семирадский подошел максимально педантично, написав на ней характерный мотив.

А как эта картина попала в наш музей?

Поначалу данная работа находилась в музее Академии художеств, но в 1923 году ее перенесли в Русский музей. Оттуда в 1931-м она попала в Третьяковку, которая решила пополнить собрания академической живописью. А дальше произошла достаточно необычная история, о которой мы расскажем подробнее.

Здание Художественного музея в Минске построили в 1957 году, но, по словам Надежды Усовой, тогдашний директор Елена Аладова еще заранее начала думать о том, какими бы работами занять две большие торцевые стены на втором этаже.

— Для этого нужны были крупные работы, и ей хотелось, чтобы это были картины известнейших русских художников. И одну такую она нашла в Москве у коллекционера, актрисы МХАТа Клавдии Еленской, — рассказывает собеседница. — Эту работу — «Апостол Павел перед Агриппой» Василия Сурикова — Аладова буквально выторговала и выходила. Все было уже оговорено с Еленской, но цену тогда устанавливала государственная фондово-закупочная комиссия, заседавшая в Третьяковской галерее. И когда Аладова представила эту работу для закупки, председатель комиссии Владимир Кеменов, работавший до войны директором Третьяковки и написавший монографию об исторической живописи Сурикова, решительно сказал, что это невозможно, картина Сурикова в Минск уехать не может и должна остаться в Москве. Аладова начала возражать, но для нее пообещали найти замену— полотно еще большего размера — в самой же Третьяковке. Ей буквально навязали Семирадского.

Разочарованию Аладовой не было предела. Она была задета и рассержена, так как вместо Сурикова получила работу автора, который в Советском Союзе уже был предан забвению. Его толком уже и не знали, считали салонным живописцем для богачей и буржуа. Он уже не котировался.

Однако времена менялись. Исследователи начали изучать биографию Семирадского, и выяснилось, что для Беларуси он человек близкий и связан с нашей историей. Во-первых, его супруга Мария Прушинская родилась под Минском, в Королищевичах. Во-вторых, там же появилась на свет тетя живописца Анна Цюндевицкая, написавшая поваренную книгу народных рецептов «Литовская хозяйка». В-третьих, художник, посещая близких жены, писал фрески в том числе для местной шляхты. Если учитывать, что в музей хотели закупать работы мастеров, связанных с Беларусью, Семирадский, как говорится, был что надо.

Данная картина уже более 60 лет безвыездно пребывает в музее, и пока ее никто не забирал для выставок в других городах. Объясняется это огромными размерами работы (более 2 метров в высоту и 3 в длину) и возможными сложностями при транспортировке. Однако, как нам сообщила Надежда Усова, в Третьяковской галерее в этом году запланировали выставку «По примеру богов», посвященную Семирадскому, и очень хотят показать московской публике работу, которую когда-то сами уступили минскому музею.

Так что скоро она покинет залы нашего музея и до сентября 2022 года отправится в Москву.

А еще одна любопытная история, связанная с «Доверием Александра Македонского врачу Филиппу», произошла в 2004 году. Тогда у Художественного музея только появился свой сайт, на котором разместили изображения 50 самых известных картин. И однажды на электронную почту пришло удивительное письмо из США. Писал один из менеджеров компании Warner Bros. Для предпрокатной рекламы фильма «Александр», в котором снялись Колин Фаррелл и Анджелина Джоли, просили цифровое изображение картины Семирадского.

— Мы собрались на совещании и задумались, сколько же с них взять. У нас был определенный тариф на такую услугу. Но мы понимали, что просить такие маленькие деньги за рекламу голливудского блокбастера с бюджетом в $155 млн с компании Warner Bros. — это как-то несерьезно. Опыта подобных сделок в музее не было. В итоге ничего не получилось, но история показательная. Из всех изображений Македонского — а их огромное множество — они выбрали именно картину Семирадского. Царь, на их взгляд, выглядел на ней наиболее убедительно.

А где еще можно увидеть работы Семирадского?

Зал Семирадского в Национальном музее в Кракове

Картины художника находятся в различных музеях в Москве (Третьяковская галерея), Ташкенте (Государственный музей искусств Узбекистана), Варшаве (Национальный музей), Харькове, Санкт-Петербурге (Эрмитаж, Русский музей), Львове (Художественная галерея), а в Национальном музее Кракова под картины Семирадского отвели целый зал. В нашем Художественном музее находится одна работа мастера.

Кстати, Семирадский — один из тех авторов, чьи работы до сих пор продаются на аукционах. В октябре 2015 года авторское повторение картины «Танец среди мечей» ушло с аукциона Sotheby’s почти за $2 млн. Это рекорд для работ художника и один из самых дорогостоящих предметов польского искусства, проданных на аукционе.

Ну и в конце напомним, что увидеть работу Семирадского в нашем Художественном музее можно ежедневно, кроме вторника. Приятного просмотра.

Читайте также:

Onlíner рекомендует
USB, Smart TV (Android TV), Wi-Fi, 4K, поддержка HDR
Onlíner рекомендует
вертикальный 2-в-1, сеть, потребление: 600 Вт, без регулировки мощности, шум 75 дБ

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by