12 декабря 2021 в 8:00
Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский

Почему «Неравный брак» — шедевр. Разбираем с экспертом самую известную картину Художественного музея

Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский

Было время, когда от своих знакомых приходилось слышать, мол, делать в наших художественных галереях нечего и смотреть там тоже не на что. Я, конечно, осознавал, что Лувром, Уффици или Эрмитажем белорусы не обладают, но пытался доказать: в наших музеях хватает достойных произведений со своей историей, легендами и скрытыми культурными кодами. Вы тоже не верите? Сегодня мы запускаем постоянную рубрику, в рамках которой вместе с экспертами каждую неделю будем на пальцах разбирать одно из любопытных произведений искусства, находящихся в белорусских музеях.

А начнем, пожалуй, с самой известной и популярной работы, хранящейся в Национальном художественном музее. О ней, кажется, слышали все. Это «Неравный брак» Василия Пукирева. Почему это шедевр, кто изображен на полотне и как картина повлияла на ход истории, нам рассказал ведущий научный сотрудник музея Дмитрий Солодкий.

Был ли Пукирев известным художником?

Василия Пукирева точно не назовешь широко известным художником. Он родился в Тульской губернии, учился иконописи в Могилеве, писал для храмов, а потом поступил в Московское художественное училище и какое-то время жил на Большой Лубянке. На фоне признанных российских мастеров Пукирев не особо выделялся, но в 1862-м он создал картину «Неравный брак», сразу же ставшую необычайно популярной. Ее выставили в Петербурге, а потом даже отправили на всемирную выставку в Париж.

— Есть музыканты, прославившиеся благодаря одной песне, а есть художники, которых мы знаем по одной картине. К их числу относится Пукирев. Он широко известен только одной своей работой — «Неравным браком», за которую сразу же получил звание профессора живописи в Академии художеств,  рассказывает Дмитрий. — В дальнейшем ее для своей коллекции приобрел Третьяков. Больше ничего выдающегося художник сделать не смог и себя не превзошел. Наверное, поэтому в 1875-м, спустя 13 лет, он создает копию «Неравного брака». Возможно, ему просто хотелось заработать. Это, кстати, не было чем-то зазорным. Например, представленный в нашем музее Василий Максимов 30 раз повторил свою работу «Все в прошлом», потому что эти авторские копии у него отрывали буквально с руками. В дальнейшем Пукирев преподавал, но в итоге умер в абсолютной бедности. Чтобы хоть как-то прокормиться, он даже распродавал свою коллекцию работ других художников. В забытьи не был, но дела у него в конце жизни обстояли совсем плохо.

Что изображено на полотне?

Перед нами сцена венчания пожилого жениха и молодой невесты, которая согласилась на обряд явно не по своей воле и от этого не в силах сдержать слезы. За происходящим наблюдают гости, собравшиеся за спинами «молодоженов».

Есть несколько гипотез, почему Пукирев взялся за эту тему. Вот некоторые из них.

  1. Идею подсказал приятель Пукирева художник Петр Шмельков.
  2. Друг Пукирева Сергей Варенцов был влюблен в Софью Рыбникову, которую родители отдали за богатого купца Андрея Карзинкина. Разница в возрасте между ними составляла 13 лет. Жизнь сложилась так, что Варенцов вынужден был присутствовать на венчании возлюбленной в качестве шафера. Первоначально художник изобразил Сергея на картине, но из-за гнева друга полотно пришлось переделать.
  3. Художник сам оказывался в подобной ситуации, о чем даже писал известный журналист Владимир Гиляровский. Родители девушки в итоге предпочли Василию более обеспеченного жениха.

Кого написал художник?

Всего на полотне можно увидеть 11 человек. Часть из них — это реальные люди, жившие в одно время с Пукиревым.

  • Невеста. В 2002-м работники Третьяковской галереи получили достоверную информацию, что это Прасковья — та самая возлюбленная художника, которая стала супругой некоего обеспеченного старика. Свою жизнь она закончила в богадельне. Но, как считает Солодкий, речь идет не о бедняцком приюте, а о пансионате для богатых и одиноких дам.
  • Задумчивый мужчина, стоящий за спиной жениха. Это ремесленник Гребенский. Он обещал Пукиреву сделать для картины необычайно красивую раму и, возможно, таким образом хотел оказаться среди персонажей произведения.
  • Бородач со скрещенными руками. Это автопортрет самого Пукирева. Изначально на этом месте был изображен друг художника, но, как мы говорили выше, его изображение пришлось заменить. В итоге мастер написал себя.

  • Мужчина слева от Пукирева. Так художник изобразил своего друга, художника Петра Шмелькова. Он был известен в первую очередь как карикатурист. Его работы находятся в фондах Третьяковской галереи и Русского музея.

Что касается личности жениха, то она, как считают исследователи, сборная. Что-то было взято от определенных помещиков и от внешности повара, работавшего в семье Варенцовых.

А как трактовать другие символы на полотне?

К примеру, на пожилом женихе изображен орденский крест Владимира II степени и соответствующая ему звезда. Такую награду в России вручали за долгую и беспорочную службу государству. Если современному зрителю этот знак на картине ничего не скажет, то во времена Пукирева одной такой детали хватало, чтобы понять  на картине изображен состоятельный человек.

Кроме того, у полотна есть мистические трактовки.

— Рассказывают, что, дескать, на картине представлены сразу три невесты пожилого мужчины. Ведь кроме девушки на холсте можно увидеть еще двух старух. И некоторые утверждают, что Пукирев таким образом показал умерших жен старика, с презрением глядящих на бывшего мужа, — говорит Дмитрий.

Почему картина вызвала фурор?

Как считает Солодкий, Пукирев вскрыл гнойник существовавшей тогда проблемы и здорово хайпанул. Дело в том, что в России среди стариков было модно брать в жены девушек, не особо интересуясь их желанием. Церковь со временем начала запрещать браки с огромной разницей в возрасте, но это мало кого волновало. Прогрессивные художники и писатели отвечали жестко и точно. Пукирев первым из художников создал масштабное полотно на данную тему, а Александр Островский посвятил проблеме две известные пьесы: «Бедная невеста» и «Бесприданница».

Илья Репин писал, что Пукирев этой работой знатно попортил кровушки пожилым генералам.

Репин даже сам был свидетелем того, как его возрастной приятель отменил свадьбу с молодой женщиной, поскольку не хотел, чтобы его сравнивали с героем картины «Неравный брак».

В Минске находится оригинал или копия?

Оригинал находится в Москве в Третьяковской галерее, в Минске же висит авторское повторение. Как оно оказалось в Беларуси? С этим связана любопытная история.

— В послевоенное время директору нашего музея Елене Аладовой кто-то подсказал, что в коллекции семьи дрессировщиков Дуровых в Москве есть неплохая копия «Неравного брака» в исполнении, возможно, какого-то ученика Пукирева, — объясняет Дмитрий. — Но Аладова предположила, что это тот самый авторский повтор, о судьбе которого ничего не было известно. Директор решила купить его для нашего музея, Дуровы были не против. В тот же день она отвезла работу в Третьяковку, где эксперты, сравнив копию с оригиналом, пришли к выводу, что это тоже картина Пукирева. Узнав об этом, Дуровы увеличили ценник в десять раз. Деньги, как известно из воспоминаний сотрудников музея, собирали по предприятиям, чтобы картина в итоге попала в Минск.

«Неравный брак» — это шедевр?

Солодкий считает, что шедевр определить сложно. Обычно время само расставляет все по своим местам, и у каждого поколения шедевры свои.

— Но давайте задумаемся, что совершило данное произведение? — предлагает Дмитрий. — Оно повлияло на реальные судьбы людей, развитие истории неравных браков. Эта картина вписана не только в личный опыт художника, но и в события, происходившие вокруг. Данное полотно  жемчужина критического реализма, одно из самых узнаваемых произведений второй половины позапрошлого века. И, на мой взгляд, оно подходит под определение шедевра.

Увидеть картину можно ежедневно (кроме вторника) в Национальном художественном музее. Произведение находится в коллекции русского искусства XVIII нач. ХХ века.


Выбор покупателей
санки, материал: сталь
тюбинг (ватрушка), 83x83 см, материал: ПВХ, до 50 кг
санки-коляска, 105x45 см, материал: сталь, возраст: 1–4 лет
снегокат, 110x49 см, материал: сталь, до 100 кг, возраст: 4–7 лет
Нет в наличии
ледянка, 51x33 см, материал: пластик

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by