Исландское чудо политики здоровья: главными выпускающими дым/пар остались гейзеры и вулканы. В начале нулевых на острове было около 90 тыс. курильщиков. Всего, да? В Беларуси их почти 2,5 млн. Но и там, и там это примерно четверть населения. В 2023 году в Исландии курильщиков останется в 5 раз меньше. И только один из ста подростков теперь курит сигарету. Что случилось?
Читать на OnlínerМы продолжаем проект «Дым», посвященный теме курения, с отдельным телеграм-каналом и чатикoм для всех, кто хочет бросить курить.
Чытаць гэты тэкст можна на беларускай мове
Самая курящая страна — Китай, каждый третий курильщик мира — китаец.
А самые некурящие страны находятся в Африке. И связано это, скорее всего, не с ЗОЖем, а с другими местными традициями расслабления. Но относительно рядом есть пример именно из европейской культуры: это Исландия.
В 1968 году курил каждый второй взрослый исландец, а в девяностых каждая третья смерть была прямо или косвенно связана с ежедневным курением. Сегодня в Исландии курит 7% взрослого населения, что является вторым самым низким показателем в Европе (меньше только в Швеции, но там сильно распространен некурительный снюс, поэтому вопрос относительно самой свободной от табака страны открыт).
На рубеже веков в Исландии были самые буйные подростки: сигареты, алкоголь, наркотики. Наступает 2022-й — и уже 1% курящих и повальный ЗОЖ. Что происходит?
Нельзя просто так ввалиться в чужую гардеробную и надеть не свое платье, даже если оно нравится. Но мы попробуем. Если получилось у исландцев, что мешает Беларуси? Мы поговорили с главным борцом с курением в Исландии — руководителем проекта по борьбе с табаком управления здравоохранения Исландии (местный Минздрав) Витаром Йенссеном.
— Я работаю в системе противодействия курению уже 20 лет. И за эти годы мы на самом деле добились успехов. Но история борьбы Исландии с производителями и потребителями табачной продукции намного более долгая. Когда мы перешли к сегодняшним мерам регулирования, несколько поколений исландцев ментально уже были готовы к этому.
Исландия одной из первых в мире запретила рекламу табака в газетах, на радио, телевидении, в кинотеатрах и на улице. Это был 1971 год. В 1977-м эти требования были расширены таким образом, что была запрещена любая реклама табака и табачных изделий, включая косвенную.
— Нам повезло в плане смелых политиков в то время. Сопротивление было огромное, потому что некоторые вещи мы делали первыми в мире. С тех пор в национальном законодательстве наметилась четкая тенденция: курение — официальное зло.
Время шло, число курильщиков сокращалось, но не так быстро, как хотелось бы. Зато появлялись новые инструменты борьбы и big data.
— Вы знаете Люка Юссанса? Бельгиец, один из главных экспертов Европы по противодействию табаку. В начале нулевых он взял статистику Всемирного банка и на ее основе составил перечень из шести основных экономических мероприятий по эффективной борьбе (равно снижение смертности и числа случаев заболеваний, связанных с употреблением табака):
Оказалось, что Исландия находится в топе по большинству из этих направлений. Мы тратим на борьбу с курением больше всех в Европе (в пересчете на одного жителя).
— Это выгодная трата денег?
— Вы не представляете насколько. Каждый потраченный доллар окупается несколько раз сэкономленными жизнями и здоровьем людей.
По данным исследования, проведенного в Исландии, курение обходится стране в $100—700 млн в год (в исследовании приведены данные по 2015-му) — от 0,5 до 4% исландского ВВП на то время. Разница объясняется огромным количеством косвенных факторов. Но главное: если человек осознает риски, потери снижаются, если нет, то считайте по самой верхней границе.
Исландцы посчитали, снова ужаснулись и решили, что дешевле будет давать людям деньги на ЗОЖ. Так появилась молодежная программа. Мы вернемся к Витару Йенссену, потому что молодежная политика заслуживает небольшой остановки.
В 2006 году по решению и рекомендации местных органов власти родители детей от 6 до 18 лет стали получать деньги на карту досуга (leisure card). Начиналось примерно с $100. С годами эта сумма росла, корректируясь динамикой курсов валют. Сегодня это около $400 (50 тыс. крон) в год.
Социально-экономическое положение семьи не играет никакой роли. Потому что это не вопрос социальной поддержки — это вопрос направления развития всех: и тех, кто побогаче, и тех, кто победнее.
«Исследования показали, что дети, вовлеченные в организованную развлекательную деятельность, реже вовлекаются в антиобщественное поведение и/или становятся социально изолированными.
При активном участии дети легче адаптируются в новых сообществах, выучат язык и заведут новых друзей. Кроме того, их самооценка и представление о себе улучшатся. Дети со здоровым чувством собственного достоинства более счастливы и хорошо справляются с повседневной жизнью».
На что тратить деньги? Спорт, танцы, музыка, молодежные организации — выбор большой, но среди полезностей.
«Люди могут зависеть от алкоголя, машин, денег, секса, калорий, кокаина — от чего угодно, — говорил работающий в Рейкьявике американский психолог Харви Милкман в материале „Ножа“. — Нашей визитной карточкой стала идея поведенческой зависимости».
Эта идея породила другую: «Почему бы не создать социальное движение, построенное вокруг естественных источников кайфа и вокруг людей, которые получают кайф благодаря химии собственного мозга? Потому что для меня было очевидно, что люди хотят изменять сознание — но без отрицательных эффектов наркотиков».
Что в итоге? Исландцы обрушили статистику по алкоголизму, наркомании и табакокурению среди молодежи. Теперь бывшие бунтари считаются одними из самых воспитанных в Европе (в том числе фанаты: вспомните их на Евро-2016).
— Когда на душе тревожно или выгораю на работе, я смотрю на нашу статистику по молодежи и не могу нарадоваться, — возвращаемся к Йенссену. — Если человек не начал курить к 25 годам, скорее всего, у него не будет никаких причин начать делать это позже.
Именно за счет надвигающего «бездымного» поколения 18—20-летних, где доля курящих колеблется между 1 и 2%, средний уровень численности курящего населения в Исландии в 2023 году ожидается таким, который многие страны могут только ставить на полочку в качестве долгосрочного ориентира, — 5%.
Могло бы быть еще лучше, но на острове живут не волшебники.
— У нас все плохо на другом конце статистики: плохая инфраструктура для тех взрослых, кто хочет бросить курить — в том числе с точки зрения медицины. Безусловный лидер в этой части — Великобритания. Нам до них далеко.
Плюс жизнь подбрасывает новых дел, чтобы не расслаблялись.
— Мы научились справляться с сигаретами, добились плато (около 4%) среди потребителей электронных сигарет и повели вниз статистику по употреблению снюса (табак для рассасывания). Но пришли никотиновые паучи (как снюсы, только без табака), статистика по которым уже пробивает потолок, заставляя волноваться. Полтора года назад мы про них ничего не слышали, а теперь каждый третий среди молодежи использует паучи. Причем если раньше разные никотиновые штуки были популярны среди мужчин, то паучи одинаково используются обоими полами.
Они дешевые. Сколько у вас стоит пачка сигарет?
— Плюс-минус доллар.
— Ничего себе! И они еще зарабатывают на этом? Невероятно… У нас — $10. Но паучи намного дешевле. Они не облагаются дополнительными налогами, прошмыгнув в законодательную дыру. Пока нет никаких исследований о вреде — вообще ничего нет. Поэтому мы и не можем рассказывать про вред или размещать пугающие картинки на упаковках — только то, что паучи подсаживают на никотин. Это пока все насчет вреда.
Если следовать логике предыдущих лет, паучи попадут в правовое поле наряду с обычными сигаретами, куда раньше угодили и электронные.
— Электронные сигареты мы ввели в правовое регулирование в 2018 году: запретили их рекламу и открытую выкладку в магазинах. И статистика сразу упала, а потом стабилизировалась. Теперь работаем над новой редакцией закона, чтобы приравнять паучи к электронным сигаретам.
Вторая жаркая тема в новой редакции закона, затрагивающего интересы «курильщиков», — стоит ли запретить вкусовые и ароматические добавки в электронных сигаретах и тех же паучах.
— Финляндия запретила вообще всю вкусоароматику. Можно пойти по менее жесткому пути и запретить молодежные вкусы. Идет борьба в парламенте. Там ведь тоже есть молодые люди, либеральные по своим взглядам. Они считают, что регулирование может перебрать с нормой: лезть во вкусы уже не следует. В общем, пока дискутируют.
Набирающие популярность в Беларуси системы нагревания табака (heat not burn) в Исландии не пошли совсем.
— Они не запрещены — просто не стали популярными, в отличие от электронных сигарет.
— Говорят, что нагревание менее вредно, чем курение…
— Ха-ха-ха. Да все менее вредно, чем курение. Пробежки за выхлопной трубой автомобиля тоже менее вредные. Не позволяйте себя обмануть.
— Нам пока хвастать нечем. Все признают вред, а следом — насколько важна табачная статья в бюджете.
— Отлично! Раз это так важно, нужно делать первый шаг и поднимать цены. Это самый простой win-win: государство соберет больше денег, многие люди станут меньше курить.
— Были попытки обсуждения — решили, что это выведет табачку из-под контроля государства и подстегнет серый импорт. То есть бюджет только потеряет.
— Bullshit (что значит «чушь несусветная». — Прим. Onlíner). В нашей истории был эпизод, когда в 1971 году мы запретили рекламу. Наши политики пошли на это, несмотря на споры в парламенте. Противники такой меры заявляли, что, отказываясь от рекламы, Исландия теряет поступление в страну иностранной валюты. Теперь вы представляете, какая это чушь?
Ставить на первое место какие-то небольшие деньги, не обращая внимания но весь тот вред, который несут сигареты, — это абсурд и близорукость.
Любой стране, которая борется с табакокурением, нужно начинать с ограничения доступности. Ограничите доступность — ограничите использование. Цена и ограничения (запрет на рекламу, курение в общественных местах) — лучшие инструменты для начала.
— А что с картинками на пачках? Они пугают, помогают?
— Мы начали ставить картинки с предупреждениями в 1984 году. Теперь мы подчиняемся общим законам ЕС. Выработанная позиция такова: картинки работают, но перестают замечаться, поэтому их нужно ежегодно менять. ЕС дает три набора картинок — ну и хорошо. Все эти изменения — дополнительные издержки для производителей табачной продукции. Пусть тратят деньги на что-то хорошее.
В идеале — переход на plain-packaging, единую упаковку для сигарет, как это было впервые внедрено в Австралии.
— Как бросить курить взрослому?
— Это важный, но многогранный вопрос. Для одних достаточной мотивацией будет экономия, для других — здоровье, для третьих — дети. И работать с мотивацией нужно по-разному. Например, первые люди не хотят бросать, а вторые хотят — в зависимости от веры, степени уверенности и мотивации с этими группами нужно работать по-разному.
— Какой штраф получит исландец за курение в запрещенном месте?
— А это не так работает. Мы просто договорились, что запрещаем, и обратились к людям с этой просьбой. Они согласились. Это не вопрос страха наказания, иначе мы погрязнем в судебных процессах. А так всем стало лучше. Это признают даже курильщики.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by