Первого октября министр иностранных дел Владимир Макей заявил, что Россия и Беларусь работают над проектом общего налогового кодекса. До этого в сентябре о создании комиссии по подготовке такого законодательного акта говорили и в Министерстве финансов. Есть мнение, что для нашей страны это может стать катастрофой. И еще одно мнение — процесс изначально выглядит бессмысленным. Как конкретно будут пытаться объединить две разные налоговые системы, пока никто не знает. Мы попросили эксперта оценить возможность такого объединения. Заранее скажем, что это практически нереально.
Читать на OnlínerВторого апреля 1997 года Александр Лукашенко совместно с тогдашним президентом России Борисом Ельциным подписали договор о создании Союзного государства. Дальше была разработана программа действий по реализации положений договора. В ней говорилось, что страны должны будут унифицировать налоговое законодательство и проводить единую налоговую политику уже с 2001 года. Положения программы то вспоминали, то забывали. И когда Беларусь стала требовать у России компенсации за налоговый маневр, соседняя страна снова вспомнила о союзных планах. Так появилась программа углубленной интеграции, частью которой было создание единого налогового кодекса двух стран.
Вместе с белорусским экономистом Вадимом Иосубом мы уже рассуждали по поводу плана интеграции, который опубликовало российское издание «Коммерсантъ», и затрагивали тему налогообложения.
— Введение же полной системы налогов, гармонизированной с Россией, станет катастрофой, — заявлял тогда эксперт. — Отдельный вопрос о гармонизации налоговой системы связан с тем, что делать с белорусскими свободными экономическими зонами, включая такие крупные и важные для отечественной экономики, как «Великий камень» и ПВТ. Добавьте к этому, что ПВТ — это вообще отдельная и сложная тема, в частности, у нас в этой СЭЗ разрешена работа криптобирж, в России же эта тема запрещена напрочь.
Директор компании «БелАудитАльянс» Елена Жугер также не видит смысла и цели в объединении налоговых кодексов России и Беларуси.
— Принятие общего налогового законодательства должно иметь какую-то цель. Зачем это нужно? Мне пока непонятно, — отмечает она. — В РФ налоговое законодательство имеет территориальные особенности в зависимости от региона, уровня развития экономики, степени занятости населения и прочих причин. У нас уже есть эти особенности, белорусское законодательство уже адаптировано под нашу экономику. Налоговое законодательство РФ имеет свою систему администрирования, которая отличается от системы, принятой в нашей стране.
Приведение к единой системе повлечет значительные траты для бюджета, что опять-таки ляжет на плечи налогоплательщиков. В этой части можно задать еще много вопросов, но понимания, зачем это, пока нет.
В рейтинге Всемирного банка Doing Business 2019 в номинации «Налогообложение» Россия занимает 53-е место, а Беларусь — только 99-е.
— В обеих странах Всемирный банк насчитал равное количество платежей — по 7 в год. Опередить нас россиянам удалось лишь за счет более низкой налоговой нагрузки на прибыль — 46,3% против 53,3% — и немного меньшего времени на составление отчетности (168 часов против 184). А вот возиться с возвратом НДС нашим соседям приходится в 1,5 раза больше: 73,14 балла против 50. При этом как наши, так и российские бизнесмены недовольны налогами, особенно их размером, — говорит эксперт.
Специалисты отмечают: возможно, вместо непонятного объединения кодексов Беларуси просто стоит взять на заметку те неплохие вещи, которые есть в российской налоговой системе. Попытаемся разобраться, что за они.
— Правила уплаты подоходного налога (в России он называется налогом на доход физических лиц) для обычных граждан практически такие же, как и в Беларуси, — говорит директор компании «БелАудитАльянс» Елена Жугер. — За работающих граждан его также платит работодатель по ставке 13%, как и в нашей стране.
Аналогично нашей системе налогообложения в РФ существуют налоговые вычеты, то есть суммы, на которые уменьшается налоговая база. Вот, например, некоторые наиболее популярные виды налоговых вычетов:
— Из приведенных вычетов в Беларуси нет только социальных вычетов на лечение, — говорит эксперт.
Отчисления в Фонд социальной защиты населения в Беларуси не считаются налогом и не регулируются Налоговым кодексом. А вот в Российской Федерации, напротив, это социальный налог.
— В его структуре есть несколько платежей (пенсионный фонд, отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования), — объясняет Елена Жугер. — Базовая ставка этого налога — 30% (в Беларуси 35%, из них 34% платит работодатель и 1% работник. — Прим. Onliner), но рассчитывается он по прогрессивной шкале. Также есть льготы при разных применяемых системах налогообложения. В общем, налог сложный, рассчитывается по каждому работнику, и контроль за этим ведет федеральная налоговая система.
— Как и в Беларуси, за работника налог платит работодатель и включает его в состав затрат, — продолжает эксперт. — Так что, как видим, в отношении налогов с физических лиц используются похожие подходы. При этом система администрирования довольная сложная и в РФ, и в РБ.
С 1 января 2019 года налог на добавленную стоимость в России составляет 20% (до этого его размер был 18%), как и у нас.
— Правила расчета НДС и ставка налога такие же, как и в Беларуси. Кроме того, аналогично нашей системе электронных счетов-фактур в России есть такая же регистрация документов, которая контролирует правильность расчета НДС дистанционно.
На сегодня законодательство Российской Федерации предусматривает пять систем налогообложения:
1. ОСНО — общая система налогообложения. Для юридических лиц это налог на прибыль в размере 20%, еще 20% НДС, но для некоторых категорий его могут снизить. Также есть налог на имущество организаций — 2,2%. Для ИП — 13% подоходного налога, с НДС все то же самое, а вот налог на имущество снижается до 2%.
Для сравнения. В Беларуси при общей системе налог на прибыль для юрлиц меньше и составляет 18% для юрлиц, а вот для ИП выше — 16%. При этом НДС может быть как 20%, так выше или ниже, вплоть до освобождения от уплаты.
2. УСН — упрощенная система налогообложения. В ней можно выбрать две схемы: либо учитывать только доходы и платить налог в 6%, либо же вычитать из доходов расходы и платить 15% с разницы.
Для сравнения. Белорусская «упрощенка» по сравнению с российской выигрывает. Напомним, у нас две схемы: 5% от выручки компании без уплаты налога на добавленную стоимость или 3% от выручки компании с уплатой НДС.
3. ЕНВД — вмененная система налогообложения, или единый налог на вмененный доход. Ставка — 15%, но в некоторых регионах она может быть снижена до 7,5%.
Для сравнения. В Беларуси также есть перечень видов деятельности, по которым применяется единый налог. Ставки этого налога определяют областные исполкомы и Мингорисполком, и она не зависит от объемов выручки.
4. ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. Специальный налоговый режим для производителей в сфере сельского хозяйства. При этом доля дохода от сельского хозяйства должна быть не менее 70%. Его могут платить как юрлица, так и ИП. Ставка налога — 6%, но округа и области могут отменить этот налог своими законами.
Для сравнения. В Беларуси также есть специальный сельскохозяйственный налог. И его условия более привлекательные для производителей. Он применяется к тем предприятиям, у которых не менее 50% годовой выручки приходится на сельскохозяйственную продукцию. Ставка налога составляет 1%.
5. ПСН — патентная система налогообложения. Это специальный режим налогообложения, при котором уплата налогов производится авансом. Налогообложение производится не по реальному, а по потенциальному доходу. Ставка налога — 6% от потенциального дохода. Виды деятельности, на которые распространяется патент, указаны в специальном законе. К примеру, патенты распространяются на химчистку, бутовые услуги, розничную торговлю в небольших залах, ремонт, строительство и так далее. Что интересно, при патентной системе ИП не нужно подавать налоговую декларацию и вести строгий учет расходов.
Для сравнения. Пока этой системы в Беларуси нет. О введении патентов не раз просили предприниматели, торгующие одеждой и обувью. Возможно, стоит к ним прислушаться?
— Налог на имущество физических лиц в РФ делится на три вида: налог на имущество (квартира, дом, дача, гараж), земельный и транспортный налоги. Налоговая рассчитывает их самостоятельно и присылает гражданину общее уведомление по трем налогам с платежкой. Уведомление приходит либо в традиционном бумажном виде, или в электронном, если у гражданина есть личный кабинет налогоплательщика, — объясняет директор компании «БелАудитАльянс». — Принципы расчета и льгот по налогу на имущество, и земельного налога примерно схожи с системой налогообложения по этим налогам в Беларуси.
Ставки земельного налога в России не могут превышать 0,3 и 1,5% от кадастровой стоимости в год (в зависимости от участков). В Беларуси ставки земельного налога довольно разнообразны и устанавливаются местными органами власти в зависимости от кадастровой оценки участка.
— Что касается транспортного налога, то он зависит от стоимости авто, и ставки отличаются в каждом регионе, — отмечает эксперт.
— Так, в одном регионе ставка может составлять 5 рублей за одну лошадиную силу, а в соседнем — уже 25. К примеру, максимальные ставки на мощные авто в 150 рублей за одну лошадиную силу действуют в Москве и Петербурге, а также на Сахалине и Камчатке.
В Налоговом кодексе Беларуси нет понятия транспортного налога. Однако автовладельцы платят госпошлину за допуск к участию в дорожном движении. К примеру, за легковой автомобиль массой до 1,5 тонны обычные граждане должны платить 3 базовые величины, или 76,50 рубля в год.
— Ставки акцизов в РФ выше, — говорит эксперт. — В 2019 году в России ставка акциза на сигареты и папиросы составляет 1,89 тыс. российских рублей (или €26,69) за тысячу штук. Для сравнения, в Беларуси ставка составляет примерно €3—23 за тысячу штук в зависимости от ценовой категории сигарет.
Аналогично более высокие ставки акцизов действуют в РФ и по другим подакцизным товарам (бензин, алкоголь). К примеру, ставка акциза на бензин 5-го класса в Беларуси составляет 292,59 рубля за тонну. По пятничному курсу Нацбанка это около 9160 российских рублей за тонну. В соседней стране на такой же бензин 5-го класса акциз составляет 12 314 российских рублей.
— Очевидно, что и для белорусских производителей, и для белорусских покупателей, и для белорусского бюджета невыгодно применение более высоких размеров ставок акцизов, — говорит эксперт.
— С точки зрения налоговых льгот Беларуси законодательство РФ может быть привлекательным для малого и среднего бизнеса. Напомню, что в Беларуси основные льготы, преференции и послабления есть только у крупных государственных компаний, — отмечает Елена и приводит некоторые виды налоговых льгот:
— В части применения пониженных ставок налога и некоторых освобождений от уплаты в РФ, как и в Беларуси, применяются такие ставки для социально значимых объектов медицины, образования, культуры, религиозных объектов и так далее, — отмечает эксперт.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by