«Вводится презумпция виновности». Бизнес-союзы обеспокоены новым постановлением КГК

 
20 831
07 августа 2019 в 14:59
Автор: Настасья Занько. Фото: pixabay.com, Влад Борисевич, Александр Ружечка; носят иллюстративный характер
Автор: Настасья Занько. Фото: pixabay.com, Влад Борисевич, Александр Ружечка; носят иллюстративный характер

Мы много раз писали о проблемах 488-го указа президента. Напомним, документ был призван бороться с лжепредпринимательскими структурами. Но под его действие попадали и добросовестные предприниматели, которые заключали сделки с такими структурами задолго до того, как те попадали в реестр лжепредпринимателей. Указ 488 был отменен после принятия Налогового кодекса, его положения в измененном виде были включены в статью 33. Бизнес-сообщество выдохнуло, но тут появилось постановление Комитета госконтроля.

Предыстория

После вступления в силу Налогового кодекса, в апреле нынешнего года, указ №488 утратил свою силу. Теперь для борьбы с лжепредпринимателями есть статья 33 Налогового кодекса. В частности, ее четвертый пункт. В нем — полный перечень оснований для корректировки налоговой базы и (или) сумм, зачетов, возвратов налогов или сборов. Говоря простым языком, если вы попадаете под эти основания, то вам придется доплатить суммы налогов, сборов и так далее. Достаточно хотя бы одного из четырех:

  • установлены искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);
  • основной целью совершения хозяйственной операции является неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);
  • отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

При этом пункт 5 статьи 33 предполагает, что должна быть проведена проверка и предоставлены доказательства. Ну и, конечно, самое главное, что провозгласил Налоговый кодекс, который начал действовать с 1 января 2019 года, — это принцип презумпции добросовестности плательщика.

В чем проблема?

Добавили «формальные» основания

Казалось бы, в статье есть исчерпывающий перечень оснований, когда предприниматель будет доплачивать налоги. Но вышло постановление Комитета госконтроля №3 от 9 июля 2019 года «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 года №151».

В этом постановлении есть инструкция «О порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации». Так вот, данная инструкция предусматривает дополнительные основания для корректировки налоговой базы.

Это три новых пункта, которых нет в Налоговом кодексе:

— на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях поступала выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и при этом при наличии соответствующих объектов налогообложения в налоговые органы представлены налоговые декларации (расчеты) по налогам и сборам, уплачиваемым из выручки (валовой выручки), данные которых свидетельствуют об отсутствии этих объектов налогообложения, либо такие налоговые декларации (расчеты) не представлены в течение двух отчетных периодов подряд;

— сумма денежных средств, поступившая на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях за месяц, превысила 5000 базовых величин (на момент поступления денежных средств) и при этом представитель субъекта предпринимательской деятельности не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства;

— фактически от имени субъекта предпринимательской деятельности действует не уполномоченное в установленном порядке лицо или печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты субъекта предпринимательской деятельности переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих печатей, бланков и платежных инструментов не допускается в соответствии с законодательством.

Предприниматели объясняют, эти новые пункты не просто расширяют нормы Налогового кодекса. По сути появляются формальные признаки (в виде поступления денежных средств, передачи печатей, бланков и др.), подменяющие доказательства предполагаемых нарушений.

— Полагаем, что все формальные признаки должны быть подвергнуты анализу и приниматься только при установлении виновных действий, — считают они и обращают внимание на разъяснения Верховного суда от 03.05.2019.

«Нормы инструкции возвращают „старые“ положения и практику отмененного указа №488»

Также взволновал предпринимателей и пункт 8 инструкции, в котором говорится о направлении «информации» по единственному критерию — период совершения хозяйственных операций с субъектом, в отношении которого составлено заключение.

— Тем самым инструкция вводит презумпцию виновности всех контрагентов субъекта, в отношении которого составлено заключение, — отмечают предприниматели. — При этом не предусмотрен механизм оспаривания действий сотрудников ДФР, кроме как по результатам проведения внеплановой проверки. Полагаем, что, во-первых, операции указанных субъектов должны соответствовать обстоятельствам, установленным пунктом 4 статьи 33 НК, и, во-вторых, должны быть установлены виновные действия самого плательщика.

— Таким образом, нормы инструкции возвращают «старые» положения и практику, получившие негативную оценку делового сообщества отмененного уже указа президента №488. Полагаем, что принятие по согласованию с Советом министров Республики Беларусь постановления КГК не будет способствовать ни дальнейшему укреплению доверия между государством и бизнесом, ни совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности, ни улучшению собираемости налогов и делового климата в Республике Беларусь, — отмечают бизнес-сообщества. — Считаем, что применение указанного постановления ввергнет бизнес в создание дополнительных контрольных мероприятий во взаимоотношениях с контрагентами — с одной стороны, контрольные органы вернутся к ведению очередного списка — информации о составленных заключениях и подготовке и рассылке очередных «писем счастья», которые влекут за собой корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора), — с другой стороны. Тем самым нормы постановления будут препятствовать нормальному осуществлению хозяйственной деятельности добросовестным субъектом хозяйствования.

Бизнес-сообщества просят КГК, Совет министров внести изменения и дополнения в инструкцию и исключить необоснованные требования к субъектам хозяйствования. Также они обращаются к Генеральной прокуратуре и Министерству юстиции с просьбой провести экспертизу постановления и потребовать приведения инструкции в соответствие с нормами Налогового кодекса и Конституции.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен»!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!