О важном и скучном обычно сообщают так: обращаются к публике, а говорят для себя. Вчера сценарий изменился. Пришел Юрий Важник и показал, что региональное развитие — это круто и возможно. Он рассказал о Юзефе Баке, которого мы не знаем, а надо бы. А еще — почему белорусы не замечают свою Барселону и что с этим делать прямо сейчас.
Читать на OnlínerЭксперт в области дорожного движения, разработал городскую концепцию для Минска «Добрая дорога», по роду деятельности объездил полмира, но по-прежнему признается в любви своей стране. Давно грезил выпустить этнографию о Пуховичском районе. Изучал край и понял, чего не хватает для развития туризма. Сейчас он издал книгу и решил поделиться мыслями.
Она называется «Юзеф Бака. Гений моего места». Книга о поэте из Пуховичей, но не только. В общем — как талантливый человек может создать из города вполне себе бренд.
Чтобы увидеть возможности Беларуси и понять, как на них заработать. По крайней мере, это следовало из презентации — получилось мотивационно и очень современно.
Но начиналось все не так. В Национальной библиотеке собирались на краеведческую встречу Года малой родины. «Официально» продолжалось 1,5 часа — профессионалы подводили итоги. Рассказали о музеях и интерактивных проектах — для тех, кому жалко тратить деньги и время на выставки. Их можно найти на сайте главной библиотеки. Еще выяснили, почему краеведение неинтересно: проблема в пафосности, ее нужно убирать. Пришли к выводу: дальше работаем без шаблонной героики.
Ждали Юрия Важника. В перерыве кто-то уже сбегал в буфет. Юрий появился, подошли остальные, начали презентацию.
— Почему все едут в Барселону и Гонконг? Туда по 40 миллионов туристов приезжает, у нас и миллиона не набирается. Просто там есть люди, которые привлекают — гении. Все ловят сигнал и едут на эмоции и бренд. А он появляется, когда что-то создают. Мы своих гениев не очень уважаем. Даже раздаем. В Беларуси их не меньше, чем у других, просто мы не используем весь потенциал и мощь. Если Бака на нашем языке не писал, то все — не наш, незачет. А так нельзя. Фантастика в том, что белорусы выезжают за границу и исчезают. Нас там не существует. И мы сами создаем это «великое ничто», — рассказывает автор и презентует ролик с родными Пуховичами. Видео рэпом рассказывает о книге.
Все съемки для клипа делал сын Дмитрий, «великое ничто» тоже придумал он.
— Поехали снимать, полетали дроном. Сын смотрит: «Так тут то же самое великое ничто». К нам итальянец один приезжал, у него дома красота — в таком сказочном городе живет! Говорит: «Как у вас круто! Лес есть, дядька косит. У меня так дед косил». Оказалось, вот это ничто — классная вещь. И мы ее не замечаем.
В общем, об этом и книга — о том, что мы стараемся не видеть, а оно есть. «Гении места» — люди, которые изменили мир или создали новое. Важник хочет, чтобы о них знали. Теперь он работает с Минским горисполкомом над улицей Карла Маркса — «нужно сделать ее пешеходной и музейной»:
— Хочешь выпить — иди на Зыбицкую. А здесь должна быть пешеходная Незыбицкая, где нужно создать то, что притянет людей. Тогда и у нас будут миллионы долларов. Это доступно и реально, если правильно сделать. Но чаще делают не так.
Юрий Важник говорит, развитие нужно начинать с малого. Он тоже начал с Пуховичей: понял, что тут можно не напрягаясь заработать два миллиона долларов — только создай бренд, покажи и расскажи. Писать не нужно — книга уже готова.
— Нашел уникальное в своем. У нас же ничего такого не замечают. Бака наш земляк, а его считают польским поэтом. Хорош поляк — родился на Логойщине, жил в Пуховичах. Да, писал по-польски, и что? Все равно «тутэйшы». Только в Польше на его стихи есть и рэп, и регги. А у нас нет. В Пуховичах с памятного остались только названия деревень. И что с них? История должна быть веселой. Нужно доставать то, о чем все забыли — стихи, например. Я Баку с польского перевел, съемки для видео сделал сын, музыку племянник сочинил. Собрал ресурс, который мне доступен, и что-то на этой базе делаю.
Автор книги считает, мы могли бы зарабатывать на туризме. Лучше всего — на транспорте. От «отвезти-привезти» идет главный приток денег. Надо улучшить систему — и в синеокую поедут.
— Вот ввели платную парковку — и поняли, как сделать так, чтобы было удобно платить. Представьте: приезжает человек, а карточку гостя выдают только в трех пунктах. Нужно еще их найти, прийти и купить. А заказываешь курьером — отдаешь 16 рублей. Если эту систему упростить, к нам будут ездить чаще.
Перекладывать ответственность на иностранцев необязательно — можно действовать самим. Чтобы заработать два миллиона на туризме, одному проценту минчан нужно проехаться по красивым местам Беларуси. Важник говорит, это лучше, чем смотреть телевизор.
— В Лондоне зарубежный туризм составляет только 20 процентов, 80 — это внутренний. У нас такого нет. Вот люди создают свои бренды — и получают деньги. Эйфелеву башню все знают и едут, потому что к ней едут другие. Команда «Барселоны» стоит больше, чем МАЗ и МТЗ вместе взятые. Просто потому, что они производят интерес и эмоцию. Представьте, сколько на них зарабатывает город. У нас тоже есть Дудутки, и это уже масштаб. Но для такого уровня нужно несколько лет работать. В Пуховичах 27 агроусадеб, и каждая классная. Но как только затрагиваем продвижение, все — застой. Мы отличительное не умеем создавать. А надо учиться. Это делается легко, а расходится прекрасно. Вот и пытаемся это делать, — добавляет Юрий.
Бесплатно скачать книгу и послушать стихотворения Юзефа Баки можно тут.