Наверняка многие вспомнят истории героев сегодняшней рубрики. Как раз в это время в прошлом году мы всей страной переживали за пропавшего в Беловежской пуще Максима Мархалюка, волновались за Диму, который сделал предложение девушке из психоневрологического интерната, и, конечно, возмущались условиями в грузинском отеле, куда попали белорусские туристы. Да, год (а в некоторых случаях и больше) пролетел очень быстро. Мы снова связались с участниками тех событий и узнали, что происходит в их жизни.
Читать на OnlínerРадостную и вместе с тем драматичную историю победы Павла Гуртикова в одном из весенних туров рекламной игры от «Евроопт» мы рассказывали в мае 2016 года. Напомним, тогда житель поселка Колодищи выиграл главный приз — Audi A4. Парня поздравили и пригласили на вручение.
Но позже оказалось, что он гражданин Российской Федерации, а призы могут получать только граждане Беларуси и иностранцы, которые постоянно находятся в нашей стране и имеют вид на жительство. Павел тогда объяснял свою позицию так: к игре его допустили, паспорт не спрашивали. В Беларуси он живет и работает 12 лет, поэтому, по его мнению, он имел право участвовать в игре и получить приз. На тот момент Павлу нужно было предоставить вид на жительство — только в этом случае машина была бы его.
Как рассказали в «Евроопте», организаторы игры даже консультировались по этому поводу с Министерством торговли. Позиция ведомства была четкой: «Для получения суперприза победителю необходимо иметь при себе паспорт гражданина Республики Беларусь или, если это иностранец, вид на жительство».
— Павлу был дан месяц на предъявление вида на жительство. В итоге он не смог предоставить его, — объяснили в компании. — Поэтому право на суперприз перешло к обладателю резервного игрового кода — Жанне Погасай из Барановичей.
Правда, после неудачи Павла с восьмого тура правила рекламной игры изменили, разрешив участвовать в ней иностранцам и лицам без гражданства, которые постоянно живут в Беларуси.
10-летний Максим Мархалюк из деревни Новый Двор, что в Свислочском районе Гродненской области, пропал 16 сентября прошлого года. Около 18:00 он ушел играть с друзьями, после чего пошел за грибами, но не вернулся. Его искали сотни спасателей, милиционеров, солдат, тысячи волонтеров, дроны, вертолеты, собаки — это были самые масштабные поиски в истории современной Беларуси. Более двух недель тысячи людей пытались отыскать пропавшего мальчика. Активные поиски закончились ближе к зиме. Всего было прочесано больше 170 «квадратов» леса.
По факту безвестного исчезновения Максима Мархалюка Следственный комитет возбудил уголовное дело, к розыску подключился Интерпол. Каких только версий и слухов ни ходило во время розыска — ни один не подтвердился. При этом, по мнению представителей МВД и СК, криминала в случившемся на тот момент не усматривалось.
Позже тысячи людей подписали петицию с требованием рассмотреть криминальную версию случившегося в приоритетном порядке. Следственный комитет заявил, что принял во внимание требования граждан.
— На сегодня расследование уголовного дела продолжается, — рассказали Onliner.by в УСК по Гродненской области. — Какой-либо новой информации нет.
В УВД Гродненского облисполкома объяснили: розыск Максима Мархалюка не останавливается ни на день.
— Отрабатываются все возможные версии случившегося, — говорят в УВД. — Такие дела не имеют срока давности, поэтому розыск будет проходить, пока мы не найдем мальчика.
Ни родители мальчика, ни родственники, ни директор школы, где он учился, обсуждать эту тему с журналистами не хотят.
В прошлом году Татьяна и Андрей решили провести отпуск в Грузии. Они выбрали автобусный тур и отправились в путешествие. И все было бы прекрасно, если бы не номер в гостевом доме, где пара обнаружила плесень и странные грибы, растущие прямо из оконной рамы. За тур пара заплатила $780 и 170 рублей.
Туристы пытались решить проблему на месте, но хозяин гостевого домика отругал их, после чего паре пришлось уехать в другую гостиницу. В итоге им помогли белорусы, которые занимали два двухместных номера. Они с детьми уместились в одном, а Татьяну и Андрея пустили в другой.
По приезде в Минск пара написала претензию в туристическую компанию. Туристы требовали 2000 рублей за испорченный отдых. Турфирма предложила 100, посчитав такие действия потребительским экстремизмом. Тогда Андрей и Татьяна собирались идти в суд. Конфликт разрешился?
— К сожалению, нет, — говорит Татьяна. — На самом деле, если бы не жизненные обстоятельства (вскоре я забеременела и родила ребенка), думаю, мы бы, конечно, пошли в суд и защищали свои права. Но поскольку истцом должна была быть я, а это означало нервотрепку, то на семейном совете было принято решение поберечь нервы. Компания, к слову, потом даже не извинилась и не попыталась как-то сгладить ситуацию. Это неприятно, конечно.
Два года назад мы писали о прогрессивном сельскохозяйственном предприятии «Арника-Агро», что в Могилевской области. Его владельцы одними из первых в стране ввели систему самосбора (U-pick) выращенного у них на поле урожая. Говорят, подсмотрели у французов. Суть U-pick проста: хочешь, к примеру, купить клубники — приезжай, собирай сам, плати и забирай. В 2016-м был пробный заход. Работает ли система спустя два года?
— Вы знаете, людям понравилось так покупать ягоды, — объясняет специалист по продажам и по совместительству сын директора компании Влад Нис. — Таким способом мы теперь продаем не только клубнику, но и вишню, и смородину, и крыжовник, и даже яблоки. На протяжении всего летнего сезона мы писали в социальных сетях (а мы есть везде) про самосбор. В этом году ажиотаж был колоссальный. Было очень много людей из города — они не ходили на рынок и не покупали брестскую ягоду, а приезжали к нам и покупали свежие плоды, сорванные собственными руками. Как оказалось, многих людей этот факт прельщает больше, чем покупать ягоду на рынке. И это очень радует.
Год назад Марину признали самой крутой фитоняшкой в нашем конкурсе. На тот момент 30-летняя молодая мама работала главным бухгалтером в IT-компании. Во время съемок Марина рассказывала, как четыре раза в неделю ходит в спортзал, как сбрасывала набранные во время первой беременности 20 килограммов. Что происходит в жизни девушки сейчас?
— На Северный Кипр по путевке съездили прекрасно. Сентябрь — бархатный сезон, в отелях пусто, море теплое — великолепно, — рассказывает она. — Сейчас я в декретном отпуске, моему малышу всего месяц. Да, родила второго ребенка и пока спортом занимаюсь совсем чуть-чуть: когда хожу на прогулку с коляской, потихоньку бегаю по стадиону.
Вообще, я почти до самых родов, до 36-й недели ходила в тренажерку. Конечно, занималась без веса, нагрузки давала минимальные, но старалась держать себя в тонусе. После седьмого месяца оставила беговую дорожку и бассейн, но все равно занималась трижды в неделю. Может быть, поэтому родила довольно быстро и легко, в роддоме даже удивлялись. Сейчас в планах — вернуться к тренировкам, сбросить лишних 10 килограммов и войти в прежнюю форму.
Историю Димы Сумара мы рассказывали в прошлом году. Парень с ДЦП искал работу, чтобы стать опекуном и вытащить из психоневрологического интерната свою девушку. Работа в итоге нашлась: Дима устроился в БНТУ. Парню предложили подработки, но из-за особенностей болезни он их выполнять не смог.
В октябре мы вместе с Димой съездили в Дуниловичский психоневрологический дом-интернат. Там неожиданно для всех он сделал Владе предложение. Но закон запрещал им жениться.
— Вся загвоздка в опекуне, — рассказывает Дима. — Я им быть не могу, так как органы опеки не дают на это добро. Нужны другие люди. Наталия, мой бывший опекун, которая помогает мне, сейчас решает этот вопрос в суде, возможно, в будущем она сможет быть опекуном для Влады. Сейчас Влада прошла вторую комиссию, по ее результатам ей не вернули дееспособность, а оставили в интернате. Мы пытались перевести ее в другой интернат, поближе к Минску, но там, как выяснилось, нет мест.
С Владой мы переписываемся до сих пор, созваниваемся, я ее не брошу.
Парень говорит, что после публикации ему очень помогли: люди передавали деньги, продукты, одежду, посодействовали с ремонтом в квартире.
— Были разные люди, конечно. Однажды Диму даже обокрал человек, который пришел к нему делать ремонт, — говорит Наталия, бывший опекун парня. — Но, к счастью, хороших людей больше. Вот сейчас ребята, которые не сказали даже, как их зовут, подарили Диме специальный велосипед — он может кататься на нем по городу.
Сейчас офис по правам людей с инвалидностью лоббирует вопрос о том, чтобы ввести в закон понятие «частичная дееспособность». Возможно, внесут эти поправки, и тогда ситуация у таких людей, как Влада, изменится.
Пять лет назад мы писали про бывшего летчика Бориса Мелешина, который разводит в Минске элитных кошек породы мейн-кун. Цена котят варьируется от $750 до $3000. Как дела у заводчика теперь?
— После публикации шуму было, конечно… Был и негатив, и позитив, — говорит Борис Викторович. — Но в нашем клубе нам сделали строгий выговор за то, что мы якобы неправильно сфотографировали питомцев, и на полгода запретили коту вязку. Но все это в прошлом. Из позитивных моментов — нас стали прямо атаковать желающие завести котят мейн-кунов.
Сейчас в питомнике Бориса Викторовича KisBis живут три кота и три кошки. Мужчина говорит, что за 12 лет работы улучшил селекцию кошек и со своими животными получил множество наград на международных выставках. Бросать разводить мейн-кунов мужчина не собирается. Говорит, дело для души на то и дело для души, чтобы заниматься им в удовольствие.
Продолжение чьих историй вы хотели бы узнать? Пишите свои предложения в комментариях или на почту za@onliner.by.
Карты памяти в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Больше новостей про героев Onliner.by читайте по ссылке.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by