Проводник поезда рассказывает правду о своей работе: «Молодежь уединяется, потому что купе стоит дешевле аренды квартиры»

Автор: Александр Владыко. Фото: Алексей Матюшков, фото носят иллюстративный характер
05 января 2018 в 8:00

«Не тот проводник, кто год отработал, а тот, кто зиму пережил». Иван сопровождает пассажиров местных и межгосударственных рейсов на железной дороге вот уже более десяти лет. Сегодня он выговорится: и о планах по торговле, и о мелковозрастных мажорках, и о культуре, которой всем не хватает.

Читать на Onlíner

— Откуда такое уважение к пережившим зиму проводникам?

— Очистка от снега и льда, поддержание в вагоне температуры, которая позволяет и пассажирам комфортно чувствовать себя, и планы по экономии выполнять… В последнее время начальство крепко взялось за ресурсы. Мои пассажиры не страдают: если учитывать нюансы и помнить законы физики, то все складывается.

— Новый год в поезде часто встречали?

— Бывало. Это не зависит от вашего желания или его отсутствия. Есть расписание и график — вперед. Кстати, часто бывает весело, пассажиры сбиваются и отмечают. Но приходится и огорчать. Потому что ладно алкоголь, но бенгальские огни… По результатам, полученным в ходе учений, вагон сгорает за 8 минут.

Родители потратили последние деньги, а она пальцы гнет

— Проводник — женская профессия. Как вы тут очутились?

— Во-первых, не женская. У нас примерно поровну мужчин и женщин. В проводники я пошел от безысходности. Думал, на время, а в итоге задержался. Сейчас не жалею. Стать проводником несложно. Требуется хотя бы колледж: специализированные лицеи есть в Минске, Бресте и Гомеле — там обучают правилам перевозок.

— Сколько дней в месяц проводите дома?

— График зависит от того, к какой бригаде ты прикреплен. Если местного сообщения, то четыре дня на работе, четыре — дома. Если прицепные (вагоны. — Прим. Onliner.by), то смотря куда «прицепка» едет. Представьте себе поезд до Иркутска, например. Его сейчас нет, правда, но шел он туда-обратно десять дней. Значит, после этих десяти дней ты дома. Мне такой вариант, кстати, нравится: больше свободного времени.

Езжу по разным маршрутам. Но в связи со снижением объема перевозок прицепных вагонов стало меньше, поэтому теперь чаще всего это Беларусь и Россия.

— У проводников есть «свои» вагоны?

— Нет конечно. Но если работаешь хорошо, то начальник поезда, в принципе, старается прикрепить тебя к тому вагону, который в порядке. Вопрос важный, потому что если на межгосударственных маршрутах вагоны все отличные, то по Беларуси ходят разные.

Вообще, поезда в формате «единица» (один вагон — один проводник) бывают редко. Такие поездки чаще всего идут с доплатой. Чаще получается «двойка» (два проводника в вагоне). Но самый популярный формат — «тройка» (по одному проводнику на вагон плюс еще один человек, который помогает посменно).

— Какие направления ваши самые нелюбимые?

— Я очень не люблю… например, Гомель. Или любой другой областной город. Туда едет много пассажиров, которые «откусили минской булки» и сразу стали считать себя коренными жителями столицы. Едут-то домой, но понтов… А я в людях ценю адекватность. Даже выпивший человек меня не раздражает, если он спокоен и никого не достает. Но когда заходит девушка, которой родители отдают последние деньги на учебу в престижном вузе, и — как только они выходят из вагона — достает пиво и гнет пальцы, мол, эй, ты, принеси мне чая…

— И что вы можете сделать?

— Ничего, в том-то и дело. Точнее, придумать можно много чего, но этика и только этика. Как показывает опыт, любые конфликты — себе дороже. С годами я стал терпимее, а законодательство таково: даже если ты прав, то статью легко получишь.

В фирменном поезде действовала «черная бригада»

— А как же драки? Не приходилось участвовать?

— Раньше бывало, и неоднократно. У нас в Москву ходил фирменный поезд, где работала так называемая «черная бригада»: когда обижали проводника (обычно пьяные), бригада собиралась, приглашала буяна в тамбур и там доступно объясняла, что он не прав. Теперь бригады нет. Кто-то на пенсию ушел, да и потребность, в принципе, отпала.

— Где пассажиры лучше: в общем вагоне или в спальном?

— Слушайте, ну общих же нет уже лет пять. Сейчас вспомню… Когда-то в «общаках» ездило быдло, да. Потом ситуация изменилась. Быдло пересело в купейные вагоны, а нормальные пассажиры стали в общих ездить. Все зависит от людей. Но, как правило, да, в спальных сложнее. Там люди заплатили большие деньги, и ожидания у них высокие, на уровне сверхъестественных. А по нашим правилам, все вагоны обслуживаются на одном уровне. Кроме фирменных поездов: там проводники 6-го разряда — элита!

— Какая часть работы в поезде самая неприятная?

— Нет, не уборка туалетов, а необоснованные жалобы и оскорбления. Причем ладно если письменные претензии: на них можно хоть как-то отреагировать. А когда пассажир звонит через три-четыре месяца и устно жалуется — попробуй тут вспомни все обстоятельства.

— Всегда мучил вопрос: матрасы надо складывать и убирать самому?

— Для меня это не принципиально. Это как вам позволяет чувство собственного достоинства.

— Насколько остро конфликтуют пассажиры верхних и нижних полок?

— У меня был только один такой случай — и тоже с молодежью. Девочка с нижней полки заставляла днем лезть пассажира наверх, потому что она хотела лечь. Пришлось показать ей правила, но жалобу она все равно написала. А мне вменили в вину «неурегулирование конфликта с пассажиром». И вроде даже лишили премии.

— Существенной?

— Премия всегда существенна. У нас же оклада нет. Зарплата зависит от количества отработанных часов. В среднем в месяц получается рублей 500—600.

— Негусто.

— Да. Молодые получают меньше, старики — больше. Фирменный поезд — еще больше. Возможно, в разных депо зарплаты могут различаться.

В поезде иногда дешевле, чем в магазине

— Люди часто покупают у вас еду. А сами чем питаетесь? В ресторане есть льготы?

— Нет. Ссобойки.

— А планы продаж? Насколько они актуальны и выполнимы?

— Планы есть, от них зависит премия. Или ее отсутствие. Я, например, не всегда понимаю, как наши экономисты формируют цены. Например, поезд в Санкт-Петербург: цены высокие, пассажиры отказываются от чая и просят кипяток, чтобы свои пакетики с чаем в него окунуть. Я, кстати, не раз сталкивался с тем, что российские, украинские коллеги кипяток продавали. Не знаю, законно это или нет.

Так вот, а на местных поездах некоторые продукты получаются дешевле, чем в магазине. Например, вафли стоят 68 копеек, а в «Евроопте» — 72. То же самое с чаем Ahmad, только разница еще больше. Да мы сами друг у друга такие штуки часто покупаем.

В остальном выполнение плана зависит от маршрута. Если вагонов много (на бригаду), то за одну поездку можно собрать рублей 200—300 — это, например, треть плана. А если по Беларуси пускают четыре вагона? Ну хорошо если рублей на 80 наторгуем.

Я не помню, чтобы лишался премии за это. Во-первых, могу продать пассажиру и упаковку воды, и коробку конфет — умею. Во-вторых, да, можно самому покупать что-то.

— Алкоголь?

— Давно не продаю. Допускаю, что кто-то рискует. Но сейчас ответственность слишком высока.

— Вы же часто сталкиваетесь с тем, что на межгосударственный поезд пассажир покупает два билета: до границы и после? Вас такие не бесят?

— Мне без разницы. Ну это же реально позволяет сэкономить много денег.

— А пассажиров бесит, что вы заставляете покупать белье по белорусскому билету, хотя по второму все равно дадите его бесплатно. Зачем так?

— Это правила. В рамках местного сообщения белье платное. Нас же тоже проверяют: начальник поезда, ревизоры…

— Белье крадут?

— Да. Вы не каждый раз соберете полный набор белья после поездки с заполненным вагоном. Полотенца, наволочки, одеяла… На поездах местного сообщения обязательно что-то пропадет. Но напомню, что по правилам проводник должен собирать белье сам, а не предлагать приносить и бросать в начале вагона.

Точно так же по правилам пассажира надо извещать за полчаса о том, что приближается его станция. А то знаете, какие хитрые есть: типа «проспали». В спальном вагоне это легко контролируется при условии выполнения проводником своих обязанностей.

— Поставь вас во главу БЖД, что поменяли бы в правилах?

— Да много чего можно менять. Но если будут терпимость и взаимная вежливость, то все проблемы решаемы. А что убрать… В работе проводника я убрал бы ответственность за материальное имущество и сохранность вещей пассажиров. На практике мы давно ее не несем.

Условия перевозки животных поменял бы, потому что схема с требованием ветеринарной справки все равно не работает. Я бы предложил выкупать купе полностью.

— Дорого же.

— Слушайте, в межгосударственном сообщении, может, и да. Но возят в основном по местным маршрутам. А сколько у нас купе стоит? Ничего. Молодежь выкупает купе полностью, чтобы, простите, уединиться: это дешевле, чем снять квартиру на сутки.

— Кстати, самим проводникам запрещено реагировать на симпатии пассажиров?

— В правилах ничего об этом не говорится. Да, таких историй много, когда на пассажирках женятся, а за пассажиров выходят замуж. Обычно в таком случае проводницы долго на работе не задерживаются: мужья против.

— Психологи все чаще говорят, что вредно не спать ночью. Вы чувствуете, что есть проблемы со здоровьем?

— Да, есть такое. Бессонница — вечный спутник. Пару часов вздремнул — и глаза, как тарелки, открылись. А домой приезжаешь — валишься от усталости.

В жизни еще много других профессий. Расскажите правду о своей. Мы не ищем жалобщиков и нытиков — просто хотим рассказать правду, чтобы больше узнать друг о друге и стать мудрее. Если вы готовы, мы гарантируем анонимность. Пишите на va@onliner.by.

Постельное белье в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by