«Мы постарели, и смены нам нет», — грустно говорят члены РОО «Перспектива», готовившие статистический обзор. Всего в нем приняли участие 383 человека из всех областей Беларуси. Вопросы касались нового законодательства о либерализации бизнеса, основных проблем ИП в розничной торговле и в целом настроений. О том, что думают «ипэшники» о нынешней экономической ситуации, читайте в нашем материале.
Читать на Onlíner— Скажу сразу, что члены РОО «Перспектива» — это в основном представители ИП в сфере розничной торговли, — в своем предисловии к презентации исследования начал лидер общественного объединения Анатолий Шумченко. — Очень часто мы слышим, мол, торгаши, подумаешь, что изменится, если вас не будет. Но хочу напомнить, что очень часто средний и крупный бизнес начинается с торговли. Это быстрое накопление стартового капитала, при помощи которого позже можно перейти на другую ступень. Убрав мелкий бизнес в сфере торговли, мы рискуем средним и крупным. В исследовании мы хотим показать основные наши болевые точки, те проблемы, на которые государству стоит обратить внимание.
По словам «Перспективы», репрезентативность выборки довольно высокая. Опросы прошли во всех областных центрах и крупных районных городах страны.
— Среди ИП только 30% мужчин, основная масса предпринимателей женщины, — объясняет Анатолий Шумченко. — При этом сектор ИП стремительно стареет — 65% предпринимателей старше 45 лет, 33% — это люди от 25 до 44 лет. Мы можем видеть, что основная масса предпринимателей начала свою деятельность 20—25 лет назад и нового притока почти нет, ребят в возрасте от 18 до 24 лет нет.
— Даже ИП, у которых выросли дети, они делают все возможное, чтобы они не занимались бизнесом, — говорят предприниматели. — В нормальных странах дети продолжают семейное дело, которое поставлено. У нас же родители не хотят, чтобы дети шли по их стопам. Эти заявления подтверждает и вопрос о периоде ведения бизнеса. Если в 2009 году доля предпринимателей, работавших менее 3,5 года, была 11%, то сейчас таких людей только 5%.
Что касается уровня образования, то 47% «ипэшников» имеют высшее образование, 40% — среднее специальное. — Мы часто слышим от людей слова «торгаши», «необразованные», «не хотят учиться» и так далее, — показывает на статистику Шумченко. — Но смотрите, на фоне общего уровня образованности в стране предприниматели выглядят интеллектуалами. О чем это говорит? Это говорит о высоком уровне нереализованного потенциала данного сектора, который, к сожалению, государству не нужен. Это, конечно же, не может нас не печалить.
«В Беларуси „ипэшниками“ становятся вынужденно»
— К сожалению, мы уже много лет как отмечаем, что индивидуальными предпринимателями становятся в основном из-за вынужденных обстоятельств (48%). По призванию в бизнес пришли 28%. Фактически в 90-е годы предпринимателями стали учителя, милиционеры, врачи, инженеры и так далее. Те люди, которые не имели возможности зарабатывать по-другому, — отмечает Шумченко. — Подобный показатель заимствован из опросника GEM-индекса, проводимого последние 15 лет в более чем 80 странах. Он является одним из ключевых исследований в сфере предпринимательства. Так вот страны, где бизнес выбирают добровольно и по призванию, как правило, имеют более стабильную экономику.
Деньгами банков практически никто из нынешних предпринимателей не пользуется
У 95% предпринимателей стартовый капитал — это их средства или средства родственников и знакомых. Только 5% пользуется банковскими кредитами или субсидиями от государства. Для сравнения, в 2010 году этот показатель был 8%.
— И даже не потому, что проценты высокие, сейчас они упали, а потому, что очень много бюрократических проволочек и настолько сложна система получения кредита, что проще занять, — говорят предприниматели. — Фактически роль банков среди ИП в розничной торговле мизерная, — говорит Шумченко. — Люди полагаются только на себя. Это пример того, насколько у нас больная и перекошенная экономика. Банковской системе можно ставить единицу.
Основной источник товаров для современных предпринимателей — Российская Федерация. Именно там по-прежнему закупается 60% от всех опрошенных предпринимателей. Еще 7 лет назад эта цифра была 45%.
— Смотрим на остальные цифры, — рассуждают предприниматели. — Беларусь — 21%, а в 2010 году было 17%. Рост всего на 4%. Где хваленые продажи белорусского, которые должны были последовать для нас после вступления указа в силу? Ради этих 4% нужно было угробить тысячи ушедших предпринимателей? А кто по итогу выиграл? Наши соседи, не мы. В России, к слову, до сих пор не знают, что такое сертификаты качества и накладные. До сих пор. Четыре года уже указ у нас.
98% опрошенных не согласны с планами Европейской экономической комиссии ввести электронные чипы на обувь и одежду. Напомним, такое предложение лоббирует Российская Федерация с момента введения чипов на шубы. При этом 71% предпринимателей высказались за введение патентов (платишь определенную ставку налога и торгуешь товаром без сертификатов качества. — Прим. Onliner.by).
— Что касается остальных 29%, то они часто опасаются, что стоимость патента будет непомерно высокой, и выступают против него, — отмечают исследователи. — Между тем, что касается декрета №7 по либерализации бизнеса, то 76% опрошенных считают, что он не улучшает ситуацию ИП и разработан без учета наших интересов.
«Сейчас большинство не готовы платить даже $100 налогов»
62% «ипэшников» говорят, что за последний год, по сравнению с предыдущим, уровень доходов предпринимателей снизился существенно. Еще 36% говорят просто о снижении доходов. Ни один из опрошенных не говорит о повышении.
— Отсюда и картина по налогам. Если в 2014 году мы готовы были платить по $200—300 в месяц, то сейчас даже $100 — это для нас проблемы, — говорят предприниматели. — Причин несколько, но основные — упала покупательская способность и вырос ввозной НДС. — При этом на иждивении у каждого индивидуального предпринимателя в сфере розничной торговли — по 2—3 человека. Мало того что они сами на себя зарабатывают, так еще содержат своих родителей, детей, а некоторые уже и внуков,— говорит Шумченко.
99% предпринимателей сегодня рассматривают свой бизнес как основной источник дохода. И только 1% — как источник капитала для перехода в другую сферу.
— Фактически у нас заканчиваются средства, оборотку вымывает. Конечно же, мы сегодня только выживаем, о каком переходе в крупный бизнес может идти речь? Чиновники как-то говорили: «А что там перейти в крупный бизнес, всего $200—300 тысяч». Возьми и открой? Это ж параллельная реальность, — эмоционально рассуждают предприниматели. — Банки такие деньги просто не дадут, свои деньги у нас вымываются, на иждивении по 2—3 человека, спрос упал. Перейти в средний бизнес при таких условиях? Шутите. Тут бы выжить просто. А то холмик с крестиком только впереди маячит.
Поэтому при будущем возможном росте бизнеса (если вдруг это неожиданно случится) большинство ИП (75%) в сфере розничной торговли предпочли бы там и остаться.
— Настроения стали более пессимистичными, — добавляет Анатолий Шумченко. — Семь лет назад только 42% собирались оставаться в розничной торговле. Остальные после накопления капитала хотели уйти в производство, сферу услуг, заняться финансовой деятельностью и так далее. Сейчас уровень оптимизма значительно просел.
— Больше всего угрозу для бизнеса предприниматели видят в чиновниках. К примеру, 57% опрошенных говорят о том, что деятельность органов местных властей отрицательно сказывается на бизнесе. Уровень доверия к местной власти падает, — говорит Анатолий Шумченко. — В другом вопросе 59% видит угрозу для бизнеса в законодателях и правительстве. Также предприниматели назвали самым «не отвечающим духу предпринимательства» министерством Министерство по налогам и сборам. Скажите, это нормальная ситуация?
Среди основных нынешних проблем «ипэшники» называют не только пропуск на рынок нелегальных торговцев из Средней Азии. Самая главная проблема — нет спроса.
— Если предыдущие проблемы были связаны с налогами, арендой, конфискациями и штрафами, то сейчас тотальная проблема — низкий уровень потребительского спроса и проблемы с нормативно-правовым регулированием. Законы, которые сейчас есть, не только не способствуют, но и препятствуют развитию предпринимательства. Это свидетельствует о системном кризисе. И в нем, судя по опросу, на государство предприниматели не рассчитывают.
По данным опроса, растет и социальное напряжение среди предпринимателей. 91% готов выйти на митинг в случае нарушения своих прав и интересов. — На данный момент мы хотим решить наши проблемы за столом переговоров. Пока мы не исчезли, а при нынешнем положении дел — до этого недалеко, намного ближе, чем многие чиновники себе представляют, — отмечает Анатолий Шумченко. — На прошлой неделе состоялось, на наш взгляд, знаковое событие для РОО «Перспектива».
— Было получено предложение о встрече с председателем Совета по развитию предпринимательства при президенте. Мы надеемся, что эта новая переговорная площадка, которая, в отличие от всех предыдущих, доказавших свою полную бесполезность в решении проблем ИП, на этот раз себя оправдает. Мы намерены также предложить органам власти всех уровней организацию презентации результатов своей работы, исследований, проектов нормативных правовых актов на местах. И надеемся быть востребованными,— заключили предприниматели.
Аудит и бухгалтерские услуги в сервисе "Услуги. Onliner"
Читайте также:
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!