01 августа 2017 в 8:00
Автор: Настасья Занько. Фото: героев публикации

«Кредиты под 3,6%, единый налог в €5 и 100 работников». Как живут «ипэшники» в России, Украине и Польше

Автор: Настасья Занько. Фото: героев публикации

Рассуждая о белорусском бизнесе, отечественные предприниматели часто кивают в сторону соседей. Мол, там жизнь «ипэшников» намного легче: аренда дешевле, налоги меньше, ни тебе сертификатов, ни проверок налоговой да Госстандарта, ни всех остальных белорусских реалий. Onliner.by пообщался с предпринимателями из трех соседних стран и узнал, как на самом деле обстоят дела с бизнесом.

Украина: «1,5% от чистого дохода составляет военный сбор»

Киевлянину Николаю 31 год. Семь из них он торгует брендовой одеждой. Начиналось все как хобби. А сейчас у парня офлайн-магазин Kapkan в центре Киева и интернет-магазин, который работает на весь мир.

— Сейчас торговля вроде как идет, а вот в 2014 году, когда курс рухнул в три раза, было очень сложно, — рассказывает Николай. — Подумывал над тем, чтобы все бросить: спрос падал, и было более выгодно ходить на работу, чем вести свой бизнес. Но сейчас вроде бы все налаживается.

Получить статус ИП в Украине (там это называется «физическое лицо — предприниматель») не очень сложно: Николай говорит, что на это уйдет неделя-две.

— У нас есть специальные фирмы, которые за $80 зарегистрируют вас под ключ, — добавляет мужчина.

Для ИП в Украине действуют общая и упрощенная схемы налогообложения. Общая схема проста: от чистого дохода ты платишь 18% плюс 1,5% военного сбора (его ввели совсем недавно). Кроме того, по общей схеме нужно платить и единый социальный взнос (аналог наших отчислений в Фонд социальной защиты населения). Он составляет 22% от чистого дохода, но не меньше минимального страхового взноса (около 704 гривен, или €24).

«Самый мелкий предприниматель в Киеве уплатит €17 налогов и отчислений»

Предприниматели в Украине могут работать по упрощенной схеме. В этом случае налоги зависят от доходов, а предприниматели делятся на категории.

— Первая категория — это мелкий бизнес с доходом до 300 тыс. гривен (около €10 тыс.) в год. В этом случае можно платить налоги по упрощенной системе: единый налог в размере 10% от прожиточного минимума — это максимум 160 гривен (около €5) в месяц, а также социальный взнос для этой категории — 11% от минимальной зарплаты в 3200 гривен, то есть 352 гривны (около €12). Самый мелкий предприниматель в Киеве уплатит около €17 налогов и отчислений в месяц. Не много, согласен. Но при этом вы не имеете права нанимать работников.

Если украинский предприниматель развивается и его доход составляет от 300 тыс. до 1,5 млн гривен (от €10 тыс. до €50 тыс.), то он подпадает уже под вторую категорию. В этом случае «ипэшник» может нанимать до 10 работников. Налог составит 22% от минимальной зарплаты — 640 гривен (€21), а единый страховой взнос — 704 гривны в месяц (около €24).

— Если годовой доход у предпринимателя составляет от 1,5 млн до 5 млн гривен (от €50 тыс. до €170 тыс.), тогда есть два варианта: либо регистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость (его размер в Украине — 20%) и платить 3% от дохода, либо же не платить НДС, но тогда налоги составят 5% от дохода, — объясняет Николай. — В этом случае количество нанимаемых работников не ограничено.

При этом «упрощенщики» второй и третьей категорий платят социальный взнос в 704 гривны в любом случае, есть у них доход или нет. Такой закон вступил в силу с 1 января нынешнего года. По словам Николая, многие предприниматели регистрируют ИП на бабушек или дедушек, так как пенсионеры освобождаются от этого взноса.

Украинских ИП, которые только открылись, год не проверяют

— Еще один нюанс: когда у тебя наличный оборот вырастает до 1 млн гривен, ты обязан в следующем году поставить кассовый аппарат, — добавляет мужчина. — Если его не будет, нужны все накладные, так как налоговая может проверить, откуда у вас товар. Раньше, когда люди работали на рынках, можно было сказать: мол, я на рынке купил, чек не дали и так далее. Тогда это прокатывало, сейчас — нет. Если документа нет, вопрос нужно как-то решать. До сих пор за это, могу сказать, сильно не брались: налоговые органы больше занимаются крупными компаниями и мелких торговцев пока не трогают.

Для вновь открывшихся ИП, по словам Николая, есть огромный плюс: первый год у них мораторий на проверки. Дальше — по ситуации: если есть какие-то исключительные случаи (задолженность по налогам, травмы на работе и так далее), то инспектор может заглянуть. Но плановые проверки случаются раз в год, и предупреждают о них заранее.

— Приходят, проверяют, дают время на сбор документов. Если все в порядке — окей, инспектор дает заключение, и вы свободны. Если нет — платите штраф, и в этом году вас уже точно не проверят.

А вот о том, что налоговая может изъять товар, привезенный в страну без накладных, Николай никогда не слышал. Говорит, такого у них не было.

О наболевшем для белорусских ИП — по поводу сертификатов — Николай говорит коротко: это вообще некритичная проблема. В Украине их можно делать на добровольных началах.

— У нас требуются гигиенические сертификаты на обувь, но за семь лет работы их так ни разу и не проверили, — объясняет он. — С обязательной сертификацией верхней одежды я не сталкивался.

«Ларьки и рынки в Киеве тоже сносят, остаются торговые центры»

В Киеве, как и в Минске, практически не осталось вещевых рынков, как в девяностых. Ларьки убирают, ставят павильоны с магазинчиками, также появилось много торговых центров. Арендные ставки в украинской столице привязаны к доллару и зависят от месторасположения офиса и качества помещения.

— К примеру, помещение в центре Киева с нормальным ремонтом обойдется в $20 за «квадрат». Можно, конечно, постараться найти и за $10, но это уж очень убитые помещения, — добавляет предприниматель.

Украинская статистика говорит о том, что количество физических лиц — предпринимателей за прошлый год сократилось на 128 тыс. — с 818,8 тыс. до 690 тыс. человек. Причина — то самое нововведение, когда социальный взнос нужно платить, даже если ты не получаешь доход.

— Да, тяжело, но народ все равно пытается делать свой бизнес. Ведь важнее всяких налогов и препон идея, хороший коллектив и «не тупить», — заключает Николай.

Польша: «Проценты по кредитам для бизнеса стартуют от 3,6%»

Пинчанин Олег уехал в Польшу три года назад. В Беларуси 28-летний парень окончил БНТУ и параллельно получил еще одно высшее образование в сфере рекламы. Кроме того, успел отработать конструктором на МТЗ и еще в нескольких местах. Потом рванул на учебу в Ягелонский университет, что в Кракове. Там парень получил степень магистра и с октября 2016 года выпускает одежду под собственным брендом PAX.

— В Польше индивидуальное предпринимательство называется jednoosobowa działalność gospodarcza (единоличная хозяйственная деятельность), — говорит Олег. — Процедура открытия бизнеса в Польше такова: нужно пойти в местную администрацию, чтобы зарегистрироваться в качестве ИП, потом в налоговую — зарегистрироваться как налогоплательщик и получить налоговый идентификационный номер (аналог нашего УНП), а также в органы социальной защиты — ZUS (Zakład Ubezpieczeń Społecznych — аналог нашего ФСЗН). Дальше все зависит от того, какой у вас бизнес. Если это ресторан, то нужно идти в санэпидемстанцию, если ремонтная мастерская, то еще и к пожарным.

Именно из-за этого процесс регистрации, по словам Олега, может занять до нескольких недель.

— Быстрее всего регистрироваться в середине месяца, лучше всего идти в среду или четверг во второй половине дня: в это время нагрузка на чиновников меньше, — отмечает парень. — Вот и я зарегистрировался 13 октября, а уже 14 числа начал работать. Целиком все оформления закончились 19-го. Самое интересное, что ты не сидишь в очередях, а просто регистрируешься в интернете, приходишь в определенное время, с тобой вежливо разговаривают, все подсказывают.

Польский «ипэшник» сам решает, когда ему переходить выше

Олег говорит, что в Польше для малого бизнеса, который только открылся, существуют кредиты под 3,6—6% годовых. При желании можно также получить определенные дотации, но сделать это нелегко.

Что касается системы налогообложения, то здесь очень много различных ставок налогов: к примеру, 5% — для выпуска журналов, 8% — для доставки готовой еды. А на репетиторство налог и вовсе платить не нужно.

— В основном малый бизнес пользуется «ричаутом» (специальный налог на определенные виды деятельности со ставками в 3—8%). Также поляки используют VAT (налог на добавленную стоимость) — в Польше он составляет 23%. Есть и налог на прибыль, который равен 19%, — объясняет Олег. — Также каждый месяц нужно платить и фиксированную ставку социального обеспечения. Первые два года она льготная — 460 злотых (около €108), а потом составляет около 920 злотых (примерно €216). Ну и очень много ИП пользуются услугами бухгалтерских фирм — это еще от 120 злотых в месяц.

А вот количество работников у польского ИП не ограничено. Единственный момент — за каждого работника нужно оплачивать социальное обеспечение.

— Но тут есть выход. За работников в возрасте от 18 до 26 лет социальное обеспечение оплачивает государство, — рассказывает Олег. — Когда же доходы ИП повышаются, им лучше перейти на более выгодные условия — аналоги белорусских ООО, ЗАО и так далее. К примеру, если ты хочешь нанять 30 человек как ИП, налоги у тебя будут больше, чем если бы ты нанял тех же 30 человек, но как ООО или ЗАО.

Кроме того, как отмечает Олег, ИП имеют право направить работников на обучение и получить 50% его оплаты от государства, так как в результате растет квалификация сотрудников, а государство в этом заинтересовано.

Аренда от €9,4 до бесконечности

Если говорить об аренде, то здесь суммы варьируются: 5—6 злотых (€1,2—1,5) и больше в совсем маленьких городах, от 40 злотых (€9,4) до бесконечности в более крупных.

— Никто не запрещает заниматься хозяйственной деятельностью даже у себя в гараже. Понятно, что это не будет выпечка тортов, хотя и тут вопрос можно решить в санэпидемслужбе, — говорит Олег. — По поводу проверок скажу так. Они есть только в том случае, если человек не платит налоги или же есть подозрение, что он их скрывает. Ну и, конечно, если есть жалобы покупателей. Если ты работаешь спокойно, легально и все выполняешь, то к тебе вообще никто не будет заглядывать.

По поводу сертификатов качества Олег, торгующий одеждой, говорит, что их попросту нет.

— Никто не требует никаких сертификатов, — утверждает парень. — Но и покупатели здесь более привередливые. Не промолчат, если что-то будет не так. Это на самом деле круто, потому что держит тебя в тонусе. Никаких норм на наценки нет, так что ценовая политика у каждого своя. Кто-то с хорошим пиаром продает совсем посредственные товары, и на них идет бешеная накрутка. А можно ставить справедливый ценник и продаваться за счет правдивости предложения, а не наглого хайпа.

— Плюсы польского малого бизнеса в том, что государство без надобности не лезет в него и не мешает работать, — подводит итог Олег. — В Беларуси есть большой плюс — огромное количество незанятых ниш и с низкой конкуренцией. Можно начинать и копать до дна. Проблема лишь в том, что ниши не бездонные и рынок относительно небольшой. Поэтому приходится масштабировать бизнес на другие страны.

Россия: у «ипэшника» может быть хоть 100 работников

Олег из Брянска вместе с товарищем открыл два года назад пивной бар Head Bar, в котором подается более 100 сортов пива. Сейчас он индивидуальный предприниматель.

— Для продажи пива у нас не требуется специальная лицензия, поэтому открывать такие заведения могут и индивидуальные предприниматели, — говорит Олег. — Но если вы хотите продавать крепкий алкоголь, то нужно регистрировать ООО.

Олег говорит, что зарегистрировать ИП в Брянске несложно. От начала сбора документов до получения свидетельства о регистрации проходит не больше недели. Сейчас проблем с этим нет, как и очередей.

Предприниматели в России работают по трем системам налогообложения: патентной, упрощенной («упрощенка») и с единым налогом на вмененный доход («вмененка»).

Что интересно, ИП в России может нанимать довольно много работников. При упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененный доход российское законодательство разрешает нанимать до 100 человек, при патентной — до 15.

Патентную систему могут применять мастера по различным ремонтам, производители хлебобулочных, молочных изделий, предприниматели, оказывающие услуги в сфере общественного питания, розничной торговли и так далее. Налог в этом случае составляет 6% от налоговой базы. При этом для некоторых видов деятельности ставка налога может быть равна нулю — к примеру, если ИП занимается бытовым обслуживанием или научной деятельностью.

Упрощенную систему налогообложения в России можно применять, если в организации до 100 работников и доход составляет менее 150 млн рублей (около $2,5 млн) в год.

В этом случае есть две ставки налога: 6%, если вы хотите платить процент только от доходов, и 25% по схеме «доходы минус расходы».

Если ИП использует «вмененку», то тут рассчитывается величина вмененного дохода: налоговую базу умножают на ставку налога (она разная для всех видов деятельности) и отнимают страховые взносы. В бюджет поступает 15% от вмененного дохода.

«За работников приходится вносить 30% социальных выплат»

— У нас разрешено использовать несколько систем налогообложения. Мы используем «вмененку» и «упрощенку», — рассказывает Олег. — Предприниматель сам определяет, что ему использовать. К примеру, мы работаем в основном по «вмененке». В этом случае оплата зависит от торговой площади, специальных коэффициентов и так далее. Такая система есть везде, кроме Санкт-Петербурга и Москвы.

Олег говорит, что за его бар в квартал ему нужно платить около 12 тыс. рублей налогов (примерно $200).

— Плюс у нас «коммуналка» очень высокая, в несколько раз выше, чем для квартиры: мы платим около 15 тыс. рублей в месяц, — объясняет он. — Также делаем отчисления в пенсионный фонд (22% от зарплаты работников), оплачиваем медицинское страхование (5,1%), социальное страхование (2,9%) — итого 30%. Работники платят также налог на доходы физических лиц — 13%.

У российских «ипэшников», по словам Олега, нет никаких льгот. Как только ты зарегистрировался в качестве ИП, сразу же должен заплатить все сборы.

— Обещали какие-то налоговые каникулы для малого бизнеса, но для нас их почему-то нет, — говорит парень. — Слышал, что сейчас пытаются меньше «кошмарить» бизнес, реже приходить с проверками. И с проверками на самом деле вроде бы не трясут — только по жалобам. Правда, если уж кто-то нажалуется, то приходит прокурорская проверка, а с ней и санитарная служба, и пожарные, и налоговая. В общем, все, кто может денег содрать. А они если придут, то обязательно что-то найдут.

«Нужно свести до минимума бюрократию и бумажки»

Что касается аренды, то она может варьироваться от $10 до $20 за квадратный метр в отремонтированном помещении. Олег объясняет: как договоришься.

— Все зависит от месторасположения и наличия ремонта, — говорит парень.

По словам Олега, поддержки от государства для малого бизнеса не предусмотрено. Теоретически можно получить какой-то заем до миллиона рублей под 10%.

— Но ты должен заложить квартиру и вернуть все за год — вот такие драконовские условия, — отмечает он. — Как по мне, 10% — в российских реалиях это и не много, но и не мало.

О сертификатах на одежду и обувь Олег ничего не знает: никак с этим не связан.

— Единственное, была в Брянске разовая акция, когда щемили левую продукцию типа китайских «адидасов» и «найков». Но подделки в магазинах как продавали, так и продают, — рассказывает он. — Дальше дело не пошло.

В российском бизнесе Олег поменял бы все. Говорит, не хватает нормальных ставок по кредитам, субсидий и помощи.

— Нужно свести до минимума всю эту бюрократию и бесполезные бумажки, которые мы заполняем, — считает предприниматель. — Мы максимально перевели все в электронный документооборот. Но и тут пришлось писать бумагу, чтобы нам это разрешили. Ну не бред? А вообще, самая большая проблема — это отсутствие поддержки. Тебе никто не даст кредит под маленький процент. Если у тебя ничего нет, ты и заложить в банк ничего не сможешь, а потребительские кредиты под 25% — это грабеж. Еще одна проблема заключается в том, что госслужбы должны быть инструментом помощи, а не работать для галочки и закрытия планов. Ведь у нас сложно банально получить ответ по горячей линии, если ты вдруг что-то не понял или не нашел в интернете. Нет такого, чтобы кто-то из чиновников особо интересовался проблемами бизнеса.

Юридическая помощь в сервисе «Onliner. Услуги»

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by