Берешь кредит — сейчас уже валютный, под меньшие проценты. Выбираешь точку, делаешь ремонт, разбираешься в местных порядках. Где-то сложнее с исполкомом, где-то — с санстанцией, где-то — с пожарными. Ищешь готовых работать парней. Хороший мастер — хорошая зарплата. Потом объясняешь людям, почему стрижка стоит не 5, а 20 рублей, и начинаешь. Кирилл пробует делать бизнес на красоте. Открыл три барбершопа в трех городах и теперь объясняет, как это все работает и чего стоит.
Читать на OnlínerКирилл смеется над собой. Говорит, потомственный бизнесмен — аж во втором поколении.
Советский Союз только-только почил, а у его мамы уже открылся первый в Витебске магазин элитного алкоголя. Обычный сейчас виски тогда считался редкостью и вызывал дикий восторг.
Время было тяжелое. Кто-то сел, кто-то слетел с катушек, кто-то не выжил. Мать держалась ровно и аккуратно делала бизнес. Кирилл помнит, что в доме был пистолет. Черного цвета, большой, тяжелый, внушающий страх и восторг одновременно. Когда подрос, спросил маму, куда он делся. «Сломался, чинить отдали». — «А при каких событиях сломался?» Мама ничего не сказала.
После алкоголя была одежда, позже — услуги. К одному салону красоты добавились еще три — получилась сеть. Правда, кризис срезал ее до пары точек.
Сейчас Кириллу 30 лет. Учился в Витебском государственном технологическом университете на экономиста. Когда доучился, отправился за лучшей жизнью в Минск. Занимался внешним документооборотом в конторе, которая возила в Беларусь шоколадки.
Все шло хорошо. Были основания рассчитывать на должность финдиректора. Тем более руководители доверяли, порой даже просили перевозить деньги.
Однажды он вез $80 000 бухгалтеру — зарплаты для офиса в белорусских рублях. В сумке — все как в фильмах показывают. Коллеги сидели на стреме, когда Кирилл отправлялся в такие поездки. А он мог совершенно спокойно по дороге в офис заехать куда-нибудь поесть.
Заработок в районе $500 — для 22-летнего парня вроде нормально. К тому же бензин оплачивался, да и шоколадки разрешали брать. Но потом бомбанул кризис. Доллар устремился вверх, доходы — вниз. Треть зарплаты безжалостно срезало.
В голову пришла четкая мысль: работать на кого-то хорошо, пока у кого-то все хорошо. А когда плохо… В общем, лучше в этой жизни ни от кого не зависеть.
Кирилл вернулся в Витебск. Стал помогать матери укреплять ее салонное дело.
По поводу возвращения не ломало. Комплексом провинциала парень не страдает. Витебск любит, Минск уважает. Тем более Беларусь — страна не самая распростертая. Столица — не самый дальний свет.
— Что выделяет Витебск? Ну, «Славянский базар». Да, музыка так себе, зато город держится в тонусе. Это субъективно, но, пожив в Гомеле и Могилеве, когда открывал там точки, понял, что Витебск все же ближе к Минску, чем к остальной Беларуси.
Как-то из Киева заглянул двоюродный брат. Между делом задал вопрос: «А где у вас тут барбершоп — постричься?» А в ответ — тишина.
Брат в итоге постригся в обычном салоне. А Кирилл начал искать, смотреть, читать. Съездил в Минск и Киев, оценил со стороны. В итоге порешил не тормозить: «Как сделается, так сделается».
Начальный план провалился. Парень хотел открываться по франшизе большой международной конторы Chop-Chop. Встретились с ребятами, обсудили, посчитали. Опытные люди прикинули расклады и заключили: «Вы не вытянете».
Взнос за вход в бизнес — $6 тыс. Потом еще примерно по $2—3 тыс. роялти каждый год.
— В их представлении для барбершопа требовался город-миллионник. Или с населением хотя бы больше 500 тыс. Не Витебск, в общем.
Партнерства не случилось. Тем не менее Кирилл набрался новых знаний. Ну и уверенности. Решил открываться самостоятельно. Плюс к тому моменту собственник помещения все-таки дал зеленый свет.
Вообще, место нашлось быстро, точки же соприкосновения с его собственником — медленно. Год ходил за владельцем, просил 80 метров площади. Хозяин сватал все 250, которые не трогал вообще никакой ремонт. И вдруг раздался звонок: «Ладно, хрен с тобой, забирай сколько надо».
Здание в центре города. Историческое. Здесь располагалась военная комендатура. Кирилл подозревает, что на месте его барбершопа когда-то был карцер.
Из родного к настоящему времени тут осталась только часть ребристого потолка. Остальное преобразил ремонт. Он спокойно шел. Ребята начали класть плитку. В коридоре ждало своей очереди привезенное для декора дерево. И тут раздался звонок строителей: «Здрасьте, у нас тут из-под пола вода льет изо всех щелей. А в остальном все нормально».
После двух ударов молотком пол стал обваливаться. Под ним оказалось натуральное болото.
Воду откачали. Полезли разбираться. Оказалось, когда первоначально ставили трубы, забыли про заглушку. Вода тупо подмывала бетон. Собственник был искренен в своих заявлениях: «Ребята, ничего не знаю, как есть, так есть. Ремонтируйте, там посмотрел».
Благо дал арендные каникулы.
Приехали спецы, упомянули много умных слов и больших цифр. Получилось плюс $1500 незапланированных расходов на новый пол.
Кирилл выбрал политику низких цен. Сначала стригли вообще по 10 рублей. Назовите такую цену минскому метросексуалу — у него челка отвалится. 10—12 рублей — нормальный витебский ценник для салонной мужской стрижки.
Теперь Кирилл может диктовать условия. Средний чек по городу стал подтягиваться под его барбершоп. Получился рост до 15—20 рублей.
— Эффект после открытия получился отличный. Народ пошел. Как будто бы город ждал этого барбершопа, и только мы были не в курсе.
После стартового бума людской поток снизился. Правда, вскоре случился Новый год. В праздничные дни не хватало рабочих мест, чтобы обслужить всех желающих.
Бизнес-план был простым: бомбить по регионам. В Минске барбершопы и так почти на каждом углу. Сейчас Кирилл прочертил восточную линию — Витебск — Могилев — Гомель.
— Когда заходишь на рынок один, живется проще. Хотя есть свои сложности: надо объяснить людям, что это такое и почему оно стоит 20 рублей, а не 5.
Если вы открываете заведение, в котором куски волос летят во все стороны, то основной момент — санстанция.
— Оказалось, в разных городах все по-разному. В Витебске было попроще. Я маме помогал и знал весь алгоритм. Делаю ремонт, веду сюда людей из санстанции, они принимают его или нет. Поехал в Могилев. Начинаю делать по-витебски — не катит. Выяснилось, что в Могилеве основное решение — за исполкомом.
А в Гомеле были строгие пожарные.
— Правда, через месяц после открытия в их работе многое упростили. В приемке санстанции, кстати, тоже. Вот разрешили, наконец, волосы с пеньюара сдувать феном. А раньше требовалось аккуратно снять пеньюар, отнести его в специальное место для стряхивания волос… Звучит-то как классно: место для пеньюара, место для стряхивания волос. Фантастика!
Кирилл отмечает: плюс ко всему нет четкости по поводу бритья.
— Есть СТБ. Там прописан парикмахерский инструментарий. Среди прочего — бритва. По СанПиНу же брить нельзя. Спрашивается: зачем бритва парикмахеру? Приколов хватает.
Любимая тема — налоги.
— Надо делать так, чтобы никому не было обидно: ни государству, ни нам. Работаем открыто. Налоги — это сложно. Даже не столько сами налоги, сколько нововведения. Только установили повсеместно терминалы — ставь GSM-модули на каждый кассовый аппарат. Эта штука будет передавать данные в налоговую в режиме онлайн. Таксистов недавно обязали устанавливать такие.
Кирилл за абсолютную прозрачность: она и бизнес вести, и жить помогает.
— Никто же не против нововведений. Только ставить все надо за свои деньги. Модернизировать кассу — примерно 150 рублей. Залоговая стоимость аппарата — еще столько же. Ну и абонентка 5—7 рублей.
Владелец барбершопа дает расклад по налогам.
— В среднем отдаю примерно 40% дохода. Если выводить что-то на дивиденды, то еще 13%. Естественно, когда отдаешь такие деньги, на сердце печаль. Ну а что делать? Я же сам решил заниматься бизнесом в Беларуси. Да, брат через год после меня открыл барбершоп в Киеве. Но у него и близко не набирается белорусских показателей.
Для столичного жителя витебский ценник — очень нормальный.
— Комплекс из стрижки головы и бороды стоит 30 рублей. С учетом аренды, зарплаты сотрудникам, налогов в этих 30 рублях только 3 рубля моего дохода. В Минске значения другие. Столичный ценник — вообще дурдом. Платить 50 рублей за стрижку бороды и прическу — это слишком много. Да, ребята, которые первыми заходили на рынок, установили такие цены. Правда, теперь появляется много конкурирующих контор с адекватной стоимостью услуг. Думаю, максимум в 25 рублей за стрижку, а не в 45 — оправданная для Минска цена.
Кирилл, ясное дело, пока не смотрит в сторону Минска и развивается в провинции.
— Делаешь что-то маленькое — будешь зарабатывать столько же, сколько нанятые тобой сотрудники. Есть масса людей, которые говорят о своей внутренней свободе, но при этом имеют среднюю зарплату по стране и кучу геморроя в плане налогов и прочих административных процедур. Да, мелкий бизнес — это какая-то своя внутренняя гордость. Ощущение независимости от дяди. Чем это оправдано, я не знаю. По ходу только внутренними ощущениями… А деньги такие же, как если бы ты развился в крепкого наемного специалиста. И то не факт. Мне кажется, надо брать объемом. Этим мы сейчас и занимаемся.
Открытие витебского барбершопа встало парню в $20 000. Могилевского — в $15 000. Гомельского — тоже в $15 000.
— Брал кредит на первый барбершоп, часть уже отдал. После взял кредит на вторую точку для более оборотистого бизнеса. Возвращается быстрее. У меня валютный — под 14% годовых. До деноминации платил больше. Страшно? Нет. Страшно было в первый раз. Во второй и третий — уже нет. Понимаешь: чуть что можно распродаться. Уже имущество, уверенность и опыт есть. Пару лет — и все выплачу.
Кирилл говорит, что ему по кайфу: занят любимым делом. Не привязан к месту. Зарабатывает достаточно, чтобы жить. Но недостаточно, чтобы откладывать.
— Когда кредиты выплатим, начну копить. Наверное, показателем правильности своих действий станет возможность обновить машину. Пока езжу на стареньком Opel Signum. Чиню и езжу.
Машинки для стрижки волос в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by