Напомним, за последнюю неделю стало известно о трех случаях сильнейших аллергических реакций на антибиотик цефтриаксон и обезболивающее лидокаин. Бывший министр здравоохранения, а ныне заместитель премьер-министра Василий Жарко отмечает, что аллергические реакции на цефтриаксон — это не исключение. В прошлом году, к примеру, в стране было 25 реакций на этот антибиотик. Причем не только белорусского, а также российского и польского производства.
Читать на Onlíner— По этим случаям мы больше распиарили, чем на самом деле проблема есть. В прошлом году в нашей стране было 25 аллергических реакций на цефтриаксон, — отметил Василий Жарко на коллегии министерства здравоохранения по итогам 2016 года. — Минздрав сделал все в этой ситуации: парентеральное введение только в стационарах, в присутствии медработника, интенсивное лечение только в стационарах, а амбулаторное — только таблетированное. Лидокаин же применяется не только для разведения антибиотиков, а еще и в гинекологии, стоматологии. Хотя бы одна реакция на лидокаин была? Нет.
— Это аллергические реакции на российский или белорусский антибиотик? — спросили мы у Василия Жарко.
— На польский, российский. Вообще, за рубежом аллергических реакций на цефтриаксон больше, — отметил он. — В Гродно проверка проводится Следственным комитетом, здесь Минздрав создал свою комиссию. Мы приостановили продажу цефтриаксона определенной серии. Хотя на Западе такого нет. Но мы решили разобраться.
— Получается, что это совпадение? — задали вопрос журналисты Василию Жарко.
— Ну как. Получилось, что да. В прошлом году было 254 аллергические реакции. Мы про них говорили? Нет. Это практически по 2 реакции через день. Мы ни разу не говорили, только когда в Молодечно роженица умерла. Ну, там анафилактический шок протекал мгновенно и спасти было нельзя. А здесь получилось, что за эту неделю три случая, и мы сразу говорим. С одной стороны, для народа сказать нужно, чтобы люди понимали, что прием антибиотиков должен быть назначен врачом и подконтролен. А писать о каждом случае… Ну, давайте каждые три дня писать о том, что у кого-то аллергическая реакция.
Мы говорим, кто виноват. Аллергические реакции были, есть и будут. Откройте аннотацию к любому лекарственному препарату. Побочные эффекты бывают частые, редкие и очень редкие. У нас не столько много этих побочных реакций. Другое дело, что мы должны быть готовы оказать первую помощь при таких аллергических реакциях. Самое главное — не потерять больного. И эта работа проведена во всей системе Минздрава, вплоть до сдачи зачетов медперсоналом. Если есть анафилактический шок и бурная реакция — 1—2 минуты, ничего там не сделаешь. Любой медработник на любом уровне делает все, чтобы спасти жизнь, нет у него желания не оказать медпомощь.
— Насколько уместно лечить комбинацией цефтриаксона и лидокаина? Может быть, лучше попробовать что-то другое?
— Об этом давайте разговаривать с фармакологами и специалистами. Я скажу концептуально. А почему нельзя? Я вам сказал, что аллергической реакции не было. Но мы решили, для того, чтобы исключить такую комбинацию, приостановили с сегодняшнего дня использование лидокаина для разведения антибиотиков.
Читайте также: