«Насмотрелся YouTube — и думает, что уже может заниматься с людьми». Как выбрать персонального тренера, не лишившись денег и здоровья

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Тарналицкий
19 ноября 2016 в 8:00

ЗОЖ вцепился в горло белорусам крепкой ладонью и не отпускает. Мода не проходит, и это по большому счету хорошо. Все больше людей делают себя краше под чутким руководством персональных тренеров. Это необязательно прихоть. Ведь у кого-то от наличия наставника повышается мотивация, кому-то просто лень качаться в одиночестве. Как выбрать себе тренера? Нормально ли парню тренироваться у девушки? И при чем тут инструкция к стиральной машине?

Читать на Onlíner

Эта история началась в старом подвале прямо на выходе со станции метро «Фрунзенская». Там появился один из первых клубов минской сети «Адреналин». Шло время, залов становилось больше. Теперь в Минске их четыре. Самый свежий недавно открылся в Лошице. Еще есть клубы в Бресте, Гродно и Пинске. Опыт последнего позволит решить вопрос об открытии тренажерок в маленьких городах. Владелец сети — мужчина с объемным бицепсом. Зовут Олег Шуст. Пьет кофе и говорит, что в планах на 2016—17 годы — полномасштабный проект из минимум 20 клубов.


— У нас есть желание сделать хотя бы одну хорошую отечественную сеть фитнес-клубов. Не российскую, не какую-то другую. Свою, местную. Мы не ревнуем, не подумайте. Просто я помню многих людей, которые приходили сюда и говорили: «Вот мы тут вам устроим!» На словах все было очень красиво, но на деле возникали непреодолимые трудности. Казалось бы: взял помещение в аренду, поставил тренажеры, сел и начал ждать, когда придут люди и принесут деньги. А они как-то не приходят. Это бизнес, доход в котором требует большого труда.

Когда начали развиваться, стало ясно, что хороших кадров в инструкторский состав не хватает. Именно инструкторский, а не тренерский. Инструкторы занимаются любителями, тренеры — профессионалами. В день наши клубы принимают до двух тысяч человек. Из них хорошо если наберется 50 спортсменов. Клиенты же — в основном физкультурники.

В клубе в итоге решили открыть школу инструкторов.

— Да, ребята приходят, показывают корочки, — говорит Шуст. — Но когда мы начинаем общаться, я понимаю, что мне все-таки нужно немного другое. Теперь мы готовим кадры для себя самостоятельно. Да, выпускников больше, чем нужно. Зато есть возможность выбирать из лучших. Я знаю, что ребята, которые окончили наши курсы, работают в SportFamily, «Аквамарине», N-Fitness.



Суть проста. Есть 250 учебных часов теории и практики, дополненных семинарами по диетологии. Пять занятий в неделю минимум по три часа. В конце сдаются экзамены. После преподаватели приходят к Шусту и озвучивают небольшое досье на всех выпускников. С некоторыми владелец клуба проводит собеседование.

— Видел объявление, которое обещает сделать тренером за шесть дней. Ну, хорошо. Но я не верю. Блин, ну что это? Я считаю, что наши 250 часов можно увеличить еще на 50. Я бы в идеале хотел учить полгода. С привлечением в том числе заграничных преподавателей. Понимаете, проблема в том, что возможность выезжать есть в основном у выступающих спортсменов. А ребята, которые работают с клиентами, варятся в собственном соку и не развиваются. Плюс — это свойственно для всех сфер — мало кто хочет учиться. А у тех, кто хочет, не всегда есть на это деньги.

На практических занятиях студентов гоняет гуру отечественного бодибилдинга — Эдуард Бизюк. Он в теме уже больше 40 лет. Также семинары ведут спортивный фармаколог и доцент мединститута.





В разговор включается директор школы Игорь Герасимчик. Тоже немаленький парень.

— Это школа не только для тренеров, но и для продвинутых посетителей залов, которые просто хотят улучшить матчасть. Наш курс стоит шесть с половиной миллионов. Но это не гарантия его успешного окончания. Предупреждаем об этом ребят на организационном собрании. Были люди, которые получали за итоговые экзамены тройки. Им мы не давали никаких сертификатов. Просто бумажку. Мол, прослушал курс. Надо помнить, что мы занимаемся бизнесом и не можем портить себе репутацию. «Берем в рученьки вот эти штучечки и делаем вот эти движеньица» — это не наша тема. Насмотрелся YouTube — и думает, что уже может заниматься с людьми. Нет. Нужно, чтобы этот процесс был серьезнее.



Представители школы рассказывают, как выбрать себе персонального тренера.

Первое

— Надо определиться с желаниями. Ты хочешь похудеть? Нарастить мышцы? Подготовиться к участию в чемпионате страны по бодибилдингу? Весело провести время? Пообщаться? Все одновременно? Сообразно ответу и нужно выбирать тренера.

Второе

— Следует выбрать клуб и после зайти на его сайт. У хорошего зала будет и сайт, и отдельная страница с подробным представлением тренеров — что окончил, чего достиг. Уже на этой стадии можно примерно определиться, с кем бы вам хотелось заниматься.

Третье

— Идем в клуб. В идеале там должен находиться администратор, владеющий всей необходимой информацией. Дéлитесь с ним своими переживаниями. Спрашиваете про тренеров, которых увидели на сайте. Говорите, чего хотите от зала. Администратор может подсказать конкретного персонального тренера или вызвать дежурного инструктора.



Четвертое

— Проведите интервью с тренером. Пять-семь минут. Должна быть симпатия. Если человек вам изначально не нравится, тренировки не принесут удовольствия. Это психологический момент. В идеале тренер должен стать другом, к которому можно обратиться за советом чуть ли не в любое время суток.

Пятое

— Проведите беседу о ваших болячках. Хороший тренер обязан сразу же задать вопрос о проблемных зонах. Нельзя приседать — значит, нельзя. Был перелом — надо учесть. Плохие колени — с ними стоит быть аккуратнее. Здоровье на первом месте. Если вас не выводят на этот разговор, что-то идет не так.

Шестое

— Хороший тренер не только работает с железом. Он еще и психолог, и диетолог. Задайте вопросы о питании. Его изменение — большая часть вашего успеха.

Седьмое

— Обратите внимание на внешний вид тренера. Если к вам подходит человек, который собирается делать вас здоровее и красивее, но при этом выглядит хуже простых посетителей зала, это должно вызвать сомнение. Все же мало кому хочется, чтобы им занимался тренер с животом.



Восьмое

— Пробуем. Сегодня все умеют говорить. Что и как разлагается, как расщепляется жир. Клиенту очень легко что-то втюхать. Ему не с чем сравнивать. Он не понимает. Если сказали, что вкусно, значит, вкусно. Он другого не пробовал. Потому хороший клуб должен предоставлять возможность провести какое-то время вместе с тренером, чтобы понять, насколько вы друг другу подходите. В случае чего — можно отказать. Вы клиент. Важно, чтобы вам было комфортно.

Еще одно замечание. Часто задают вопрос: нормально ли клиенту-парню заниматься с тренером-девушкой? Ответ: нормально, это очень распространено. Некоторые девушки гоняют похлеще парней. Вопросы по большому весу и подстраховке возникают редко. Но если она и даст вам серьезную нагрузку, то позовет кого-нибудь на помощь.

Девятое

— Основная рекомендация — не торопитесь. Почему-то когда люди приходят выбирать стиральную машину, то узнают все про каждый ее болт. Нужно посидеть, подумать, «погуглить» и поспрашивать. А после принимать решение.

Десятое

— Фитнес — та сфера обслуживания, в которой многое все равно зависит от клиента. Тренер может делать все правильно. Расписывать занятия, диету. Но если клиент ленится и продолжает есть все на свете, никакого результата не будет. А я забыл, что это нельзя есть! Но ты же не забываешь менять в машине масло? Другой случай — худеющие девушки. Она не поест перед тренировкой, начнет заниматься, упадет в обморок, а потом скажет, что и зал плохой, и ЗОЖ ваш вообще ерунда. Работа тренажерного зала — это только 30% от результата.


Считается, что популярность ЗОЖа влияет на количество персональных тренеров. Это, безусловно, понижает качество. Но со временем количество все равно должно перерасти в качество за счет обострившейся конкуренции.


— По сравнению с той же Россией мы только начинаем свой фитнес-путь, — говорит Шуст. — Однако нынешняя ситуация уже складывается в пользу белорусского клиента. У него есть выбор. Поставщику услуг намного хуже. Пока ЗОЖ не набрал нынешние обороты, зарабатывать было проще. Это абсолютная правда. Теперь шевелиться нужно больше. Это не такой прибыльный бизнес, как может показаться. Некоторые клубы реально выживают.

Да, в первую очередь я занимаюсь бизнесом. Но этот бизнес несет людям добро. Мы не продаем алкоголь или сигареты. И я считаю, чем больше людей будет вовлечено в нашу тему, тем лучше. Но! Если ты качаешься сам — окей. Если же пытаешься накачать другого — совершенно иная ситуация. Это ответственность. И очень хочется, чтобы человек, который ее на себя берет, понимал, что и как он делает. Вырастет у клиента «битка» или нет, скинет он 7 килограмм к весне или нет — дело десятое. Главное — не навредить.


Силовые тренажеры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by