04 ноября 2016 в 15:30
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка; иллюстрация — Олег Гирель

АнтиЗОЖ. Разговор о том, как достали полуголые тела в Instagram и к чему приведет жизнь напоказ

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка; иллюстрация — Олег Гирель

Правильно сложить губы, повернуться нужным боком, напрячь пресс, умело отрегулировать яркость и подобрать фильтры, проведя полчаса перед зеркалом ради одного кадра. После запостить фото в одну из соцсетей, где оно быстро смешается с морем выставленной напоказ еды, спортзалов, недавно посещенных мест и хорошо или плохо прокачанных частей тела. Что происходит в головах у этих людей? Жертвуют ли они своим внутренним богатством ради внешнего? И почему считают, что все вокруг живо интересуются их существованием.

Кто это?

Павел Аракелян — музыкант и физкультурник от души. Играет на саксофоне в группе «Крамбамбуля». Тренирует людей в фитнес-клубе Global Fitness. Делает белорусскую часть мирового населения лучше со всех фронтов — и духовно, и телесно. В детстве едва не расстался с музыкальной школой. Учителя хотели выгнать как профнепригодного. В 12 лет читал Кафку и ненавидел спорт. В 20 — полюбил «качалку» чистой любовью. Умело совмещает музыку и спорт последние десять лет.


— Весь эфир в людях, которые любуются собой. Это как?

— Это показуха. К ней все давно шло. Есть культ красивой жизни, и есть ее составляющие — красивая машина, красивый телефон, красивое тело. Выглядишь красиво, значит, выглядишь дорого. А любые соцсети, особенно Instagram, — возможность продать все это еще дороже. Или подать. Это влияет на количество работы, партнеров, самооценку и будущий доход. Все логично. Телеиндустрия, модная индустрия, ЗОЖ-индустрия обернулись показухой мирового масштаба. Сейчас тебя встречают не только по одежде, но и, возможно, по количеству кубиков на прессе.

Ты куришь сигареты? Да? А не, мы же вейперы, мы пар пускаем. А ты какой пар пускаешь? Вишневый? А не, мы больше по мятному.

Безусловно, сейчас многие люди живут чисто ради картинки. Жизнь в соцсетях напоказ. Но это не психологический сдвиг нынешней генерации. Такое было всегда. Пещерные люди носили шкуры и делали себе украшения из зубов хищников. Красовались. В средние века аристократы заказывали собственные портреты. Дай им iPhone, может, получилось бы как сейчас. Самолюбование для кого-то является самоцелью. Для кого-то — единственным способом самоутвердиться.

— А кто не занимается самолюбованием?

— Давайте говорить о… духовных (наверное, так лучше обозначить) людях. Их процент в обществе всегда был примерно одинаков. Процент духовного в человеке при наличии определенной среды тоже всегда был примерно одинаков. Просто сейчас духовность как продукт плохо продается или продается в альтернативной среде. Это не мейнстрим. Мейнстрим — это глянец: журналы, телевидение, интернет, кино, шоу-бизнес. Внешний вид и краска. Но торговцы духовностью тоже есть. Только они продают что-то совсем не для всех. Потребителей меньше. Правда, они готовы платить большие деньги.

Если говорить общо, то духовность — это желание видеть чуть дальше собственных интересов и собственных возможностей, способность понять, что тебе чего-то не хватает и тебе это надо. В защиту ЗОЖа, который всех начал нервировать: работа над внешним видом — тоже часть духовного совершенства.

Просто у нас отсутствует середина. Во всем. И не только у нас. Везде крайности. Активно практикуется субкультурность и всяческое деление, порождающее стереотипы. Вот субкультурность, свойственная возрасту, в котором человека атакует максимализм. Когда учился, понимал, что я джазмен, а ты рокер. Мы оба нормальные парни, но как бы разные. Сейчас же я просто музыкант и даже не могу четко сформулировать собственную направленность.

И субкультуры теперь стало еще больше. Всем нравится вот это «наши против не наших». Ты куришь сигареты? Да? А не, мы же вейперы, мы пар пускаем. А ты какой пар пускаешь? Вишневый? А не, мы больше по мятному. Сейчас круг своих должен быть очень-очень узок. Вот прямо свои-свои. И это порождает подмену понятий и стереотипы.

Если ты красавец или красавица, значит, пустой продукт глянца. Если ты внешне чмо, значит, высокодуховный. Почему-то и то, и другое, вместе взятые, существовать не могут. При этом сколько мы видим людей, которые выглядят как чмо? Сколько мы видим симпатичных людей, которые довольно искренни, образованны и заинтересованы в собственном развитии? Все не так однозначно.

— Древние греки хотели гармонии, стремясь к одновременно развитым телу и интеллекту.

— Гармоничность не вошла в тренд на постсоветском пространстве из-за упомянутых стереотипов. У нас есть перекос. Мы почему-то либо красивые, либо умные. И почему-то это нормально. Прийти же к гармонии можно только естественным образом. Рано или поздно люди устанут постить себя в Instagram.

Мы давно пришли к тому, что многие хотят показывать себя круглые сутки, несмотря на интерес или отсутствие интереса публики.

При этом и сейчас есть мощная прослойка, которая интересуется книгами, музыкой, развитием. И они готовы следить за собой. Не для того, чтобы постить это все в ленту, а просто чтобы жить немножечко качественнее. Сейчас все занимаются и ходят в тренажерные залы. Все воспринимают это как образ жизни. Быть чуть-чуть сильнее. Чуть-чуть увереннее в себе. Чуть-чуть симпатичнее. Просто необязательно постить итог работы над собой в ленту по 20 раз за день.

— Говорим об Instagram как об отражении общества. Что вас больше всего бесит?

— Даже я пользуюсь Instagram, чтобы продавать свои услуги. Не скажу, что в восторге, но я играю по тем же правилам.

О том, что бесит. Раз. Мало текста. Я не люблю, когда информацию доносят до меня только картинкой. Мне интересно, как человек говорит и как пишет. Два. Однообразность. Мы все ею в разной степени страдаем. Три. Отсутствие целостности. Понять человека сложно. Он выбрасывает какие-то обрывки себя. И неясно в итоге, что собой представляет.

Девушку уже не надо водить на много-много свиданий, чтобы узнать, о чем она думает. Все написано в ее статусах.

Мы давно пришли к тому, что многие хотят жить как в «Доме-2». Показывать себя круглые сутки, несмотря на интерес или отсутствие интереса публики. Интернет позволил состояться триумфу посредственности. Тебе совсем необязательно что-то особо представлять из себя, чтобы заинтересовать кого-то. Ты можешь быть просто чуваком, который хочет сменить пол. Хотя на это еще надо решиться. Ладно, ты можешь быть чуваком, который задумал поехать на коньках в кругосветное путешествие. Тебе не надо иметь образование и талант, достаточно легкой на подъем задницы. Парацельс правильно сказал: «Все есть яд, все есть лекарство». Соцсети — та же тема.

Культ внешнего убрал глубину. Девушку уже не надо водить на много-много свиданий, чтобы узнать, о чем она думает. Все написано в статусах и комментах.

В итоге все совпало. Во-первых, есть возможность хорошо подавать свою внешность. Во-вторых, подавать в больших количествах. Фильтры, с головой кошечки или с головой рыбки… Легкая болезнь. Люди веселятся как могут.

— Некоторые девушки с тремя сотнями подписчиков ведут себя в сети так, как будто они Тейлор Свифт.

— Парни — тоже. Девушки просто заметнее. Фитозадница и тонкая талия — встречай меня, мир! Правда в том, что со своими фитозадницей и талией ты миру не особо нужна. Потому что сильные мира сего (я не имею в виду масонскую ложу или что-то там еще) люди, которые занимают должности, которые уважаемы в обществе, отнюдь не тупые. И занимают свое положение не из-за случая.

Недавно я вернулся с украинской передачи «Икс-Фактор». Уже большего шоу не придумаешь. Там абсолютно все рассчитано на внешнюю мишуру. И люди, которые это делают, ярчайшие представители поп-индустрии, абсолютно неглупые, грамотные, расчетливые и профессиональные специалисты.

— В чем это выражается?

— Они, к примеру, слушают далеко не ту музыку, которую скармливают публике. Если будешь кушать то, что тебе дают, навсегда останешься внизу — в биомассе, у которой нет выбора. Потому бицепсов, пресса, хорошего голоса уже недостаточно, чтобы выйти в топ, на другой уровень существования. Это не только материальный момент. Это круг общения, сфера деятельности, популярность, востребованность плюс реноме. И это касается любой сферы. Чтобы выбиться из кучи аккуратных прессов и огромных бицепсов, тоже нужна голова. Посмотрите на Ван Дамма или Брюса Ли.

У нас же нет стопроцентной выборки фитоняшек и качков. Что там, допустим, 70—80 процентов из них глупые, а 30 примерно — ничего. Это снова стереотипы. Здоровый бородатый мужик — альфач, доминант. Полуголая спортсменка — «доступна для всего». Люди в своей массе любят вешать ярлычки. Глубже не заглядывают.

— Что думаете о разговорах, мол, из-за обилия тела в сети тайны стало меньше, будто одетая женщина скоро начнет возбуждать больше порноактрисы.

— Ну, весь Instagram в мясе. Но к этому все двигалось и раньше. Просто можно подчеркивать свои сексуальные достоинства, а можно их обнажать. В основной массе используется второй способ. Если люди делают что-то хорошо, им этим хочется похвастаться. А когда ты хорошо делаешь только свое тело, выбора, чем похвастаться, уже как бы и нет.

Что касается девальвированной значимости тела, то лично мне все до сих пор нравятся. Особенно порноактрисы. Пусть это будет одной из граней моей разносторонней личности.

— Вы говорили о полюсах. Получается, если есть ЗОЖ, существует и антиЗОЖ.

— В рекламе практически любого тренажерного зала используются раскачанные бодибилдеры. 16-летний сухонький парень бежит в зал с мыслью: «Вот сейчас я стану таким же красивым!» Не станет. А если станет, раньше поплатится здоровьем.

150 фотографий того, что он съел. Потом 50 фотографий, как он этим покакал

Здоровый образ жизни далеко не всегда способствует красивой внешности, принятой сейчас. Никогда человек, который питается сбалансированно и грамотно, не будет выглядеть как качок с бицепсом в 50 см и процентом подкожного жира 5 или 7. Он будет выглядеть примерно как я. То, что сейчас считается красивым, не есть естественная форма человеческого организма. Получается, ЗОЖ не такой уж и ЗОЖ.

А если мы говорим про антиЗОЖ как про любовь выпить пива и съесть жирный кусок мяса, то периодически в небольших количествах это не так уж и плохо. Что касается людей, которых бесит засилье тела (хейтеров ЗОЖа), так надо расслабиться. Нынешняя ситуация не критична. Я встречаю молодежь, с которой приятно пообщаться. Я встречаю профессиональных атлетов, у которых есть что почерпнуть. Я встречаю музыкантов и понимаю, что далеко не со всеми интересно. Все относительно.

Культ внешнего пройдет. Рано или поздно всем надоест. 150 фотографий того, что он съел, потом 50 фотографий, как он этим покакал, — надоест. Хотя бы потому, что через какое-то время потеряет отклик аудитории.

Когда-нибудь забота о внешности станет гармонично сочетаться с другими сферами жизни. Потому я бы не стал беспокоиться за нынешних подростков. Многие из них сбавят обороты своего самолюбования с возрастом. Все равно мы существуем в реальной жизни. И Instagram никак ее не заменит.

— Как создать моду на интеллект?

— Она не нужна. Представляете, если бы сейчас все были очень умными. Мы бы не договорились вообще ни по одному вопросу. Сейчас для общества гораздо правильнее и полезнее с моральной точки зрения создать моду на порядочность и профессионализм. А пропорция умных и глупых всегда примерно одинаковая. Это вопрос ведомых и ведущих, который необязательно касается внешности.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by