Двадцатичетырехлетний Алексей Протас — одна из самых ярких звезд белорусского хоккея. Прошлый сезон в «Вашингтоне» стал для него прорывным: 66 очков в 76 матчах и третье место в списке бомбардиров команды. Лучше повода для обстоятельного разговора не придумать. В совместном с Betera проекте «Перспективные» мы расспросили Алексея о его отпуске в родном Витебске, о добродушном Овечкине (с которым белорус играет в одной пятерке) и о том, что из американской жизни до сих пор вызывает у него удивление.
— Алексей, начнем с актуального: как проводите отпуск?
— Мой отпуск уже фактически закончился. Сейчас я тренируюсь самостоятельно и отдыхаю только по выходным. А вот июнь посвятил отдыху: встречался с друзьями, ездил в Минск, но в основном провел время дома, в Витебске. Для меня важно психологически перезагрузиться именно в родном городе: с ним связано много теплых воспоминаний из детства.
Если появляется время, выбираемся на прогулку — к ратуше, к церкви, на улицу Суворова… Там очень красиво. Ну и, конечно, хочется почаще видеться с родителями, чтобы дочка могла проводить время с бабушками и дедушками. Кроме того, здесь есть все условия для тренировок.
— В Витебске поддерживаете форму с местными хоккеистами?
— Нет, мы тренируемся по индивидуальной программе: я, брат Илья и Егор Сидоров (белорусский хоккеист, играет за «Сан-Диего Галлс» — профессиональный хоккейный клуб, выступающий в Тихоокеанском дивизионе Западной конференции Американской хоккейной лиги — Прим. Onlíner). Если нужно, с нами приходят поработать вратари.
— Всегда было интересно, как клубы НХЛ следят за своими хоккеистами в межсезонье, когда те на долгое время покидают команды. Существует ли реальный контроль над хоккеистами? Нужно ли сбрасывать свои показатели тренеру по физподготовке?
— У всех по-разному. Лично я перед отъездом домой общаюсь с тренером по физподготовке, но в целом за тобой никто не следит и бегать не будет. Если летом ничего делать не будешь, то приедешь в тренировочный лагерь неподготовленным, и с тобой просто попрощаются. В первую очередь ты должен сам нести ответственность за свою подготовку, приехать без лишнего веса и продолжать борьбу за место в составе на ближайший сезон.
У нас все это понимают, и я всегда вижу, что ребята приезжают заряженные и в отличной физической форме.
— У вас есть нелюбимые упражнения, выполнять которые в предсезонке совсем не хочется?
— Я раньше ненавидел бег в конце тренировок. Эти упражнения довольно-таки неприятные для меня, но со временем, когда увидел результат своей работы, пришло понимание, что они действительно помогают. Я осознал: не будешь этого делать — на твое место придет кто-то другой и сделает все вместо тебя.
— Прошедший сезон получился для вас лучшим в карьере: вы набрали 66 очков, забросив 30 шайб и отдав 36 передач. Это третий показатель в клубе. Благодаря чему удалось выйти на такой уровень?
— Сошлись все факторы: это и подготовка в прошлом межсезонье, и доверие тренерского штаба… В том сезоне все как-то удачно сложилось. Но я понимаю, что есть достижения, которые в следующем сезоне, возможно, повторить не получится. Например, процент реализации — 22 — очень высокий показатель: залетал каждый пятый бросок. Это свидетельствует о том, что в реализации я где-то был удачлив. Но всегда так не будет, поэтому надо развивать другие качества в своей игре, которые, помимо удачной реализации бросков, помогут мне забрасывать больше. Как раз сейчас я стараюсь найти и проработать их. Предсезонка должна в этом помочь.
— Насколько на ваш результат повлияла атмосфера в команде?
— Доверие тренеров и поддержка партнеров очень помогли, это сто процентов. Я очень рад, что у нас подобрался коллектив классных ребят. Мы часто помогали друг другу, многие из нас в прошлом сезоне достигли своих максимумов и повысили показатели. Надеюсь, такое поступательное движение продолжится и в следующем году. Но опять-таки все прекрасно понимают, что как команда мы не достигли своей главной цели, рано вылетев из плей-офф. Так что впереди еще очень много работы. Будем стараться доказать, что прошлый сезон не был случайностью.
— А что по поводу главного тренера Спенсера Карбери?
— Спенсер — молодой тренер, и для него это был только второй сезон в НХЛ. Он очень амбициозный специалист, который хочет побеждать и от всех требует по максимуму. При этом он сам много работает и всех сильно заряжает. Неспроста его признали лучшим тренером прошлого сезона, он действительно заслужил. Иногда он слишком эмоционально реагирует на поражения, но это, как мне кажется, хорошо. Это лишний раз свидетельствует о его амбициях.
— Интересно, как проявлялась его эмоциональность. Мог отфутболить урну в раздевалке?
— Нет. Возможно, такое поведение еще где-то и можно встретить, но это уже какой-то пережиток прошлого. Свое недовольство тренер может проявить на следующий день после поражения на собрании во время разбора игры. Для него качество иногда важнее результата. Мы могли победить при плохой игре, но он оставался недоволен уровнем показанного хоккея. Карбери хочет видеть, что мы понимаем его философию хоккея и не просто играем, а постоянно прибавляем.
— За сезон вы провели больше 70 матчей. Понятно, что все не запомнишь, но какие моменты вспоминаются чаще всего?
— Первый хет-трик (матч с Анахаймом в марте 2025 года. — Прим. Onlíner). Это очень приятный момент, который навсегда останется в воспоминаниях. Ну и можно вспомнить предсезонку: первая игра вместе с братом Ильей. Матч [против «Бостона»] хоть и не был официальным, но все равно стал незабываемым. Мне было очень приятно увидеть его рядом с собой в форме «Кэпиталз». Я рад, что он добивается своих целей. Надеюсь, в скором будущем мы будем играть вместе, а сейчас для него главное — работать и доказывать.
— А кто больше волновался, вы или Илья?
— Сто процентов, что его трясло больше. Хотя я, конечно, немного волновался по поводу того, как он себя покажет. При этом я прекрасно понимал: если эта игра будет не самой удачной в его исполнении, все равно все будет хорошо. Для него это первый матч, и за ним продолжат наблюдать. Главное, что ему дали шанс.
— Вы когда-то рассказывали, что ваш любимый хоккеист — Евгений Малкин. А как относились в детстве к Александру Овечкину?
— У него в НХЛ были просто фантастические статистические показатели, и ты просто не мог не следить за ним. Я поражался его игрой. Как-то родители подарили мне диск с шайбами сборной России на чемпионате мира — 2008. Александр Михайлович уже играл, а мне было всего 7 лет! А потом проходит время — и ты оказываешься с ним в одной команде. Это такие эмоции, которые просто не передать словами.
— Какой была ваша первая встреча?
— 2019 год, тренировочный кэмп «Кэпиталз». Несколько дней мне было немного стремновато подойти и заговорить с ним, но потом я подумал: мол, ладно, надеюсь, про меня он тоже где-то слышал. Я сказал: «Здравствуйте, меня задрафтовали», — и он ответил: «Привет, молодец. Я тебя видел. Работай, все будет». На этом все. Вскоре у него был день рождения, и я его поздравил. Меня спускали в юниорскую команду, и я спросил, можно ли автограф для брата. На это он ответил: «А что тебе с этой бумажкой делать? Я тебе клюшку передам». И через месяц реально приходит его клюшка с подписями Димы Орлова, Жени Кузнецова, Ильи Самсонова и Александра Овечкина. С тех пор такой крутой артефакт хранится у меня дома.
Когда меня начали поднимать в основную команду, я все чаще разговаривал с ним, и общение становилось все более классным.
— В интервью вы как-то рассказывали историю, которая подчеркивает человеческие качества Овечкина: он дал вам свою машину, чтобы вы могли решить некоторые вопросы.
— Да, мне нужно было съездить в городок Херши и забрать свои вещи. Я изначально обратился по поводу машины к Жене Кузнецову, он отошел, а потом возвращается и говорит: «Ови даст машину». Я съездил за вещами, благодарю его, а он говорит: «Можешь пока ездить», — и я еще несколько месяцев пользовался его Lexus.
Но таких ситуаций, когда он готов предложить помощь, масса. Он всегда сразу же отвечает на сообщения, перезванивает и готов прийти на выручку. И такое проявление внимания с его стороны говорит о многом.
Кроме того, он очень веселый человек с прекрасным чувством юмора. Думаю, многие люди сталкиваются в своей жизни с моментами, когда не очень смешно, но, чтобы человека не обидеть, ты улыбаешься. Но с ним всегда реально весело.
На льду он капитан, который заряжает нас своей энергией, а в раздевалке создает классную атмосферу, в которой всем комфортно.
— Вы трогательно рассказывали, как, будучи травмированным, бежали на лед, чтобы со всеми поздравить Овечкина с рекордом по шайбам в НХЛ. Насколько вы сопереживали и поддерживали его в этой гонке? И была ли это реально гонка, как это преподносилось в СМИ?
— Многие думают, что все работали на его рекорд. А мы таких разговоров даже не поднимали. Внутри команды мы видели совершенно другие вещи. К примеру, когда ему до рекорда оставалось 20 шайб, он в матче, в котором я сделал хет-трик, не пожадничал и отдал мне голевую передачу. Честно говоря, думал, что он сам бросит. А он сразу же отдал на меня и был очень рад, когда я забросил. Ну а когда он побил рекорд, я просто искренне порадовался за него, поскольку знаю, как искренне он радуется за других ребят.
— Последний вопрос про Овечкина. Предположим, после завершения карьеры он станет тренером и останется в НХЛ. Вам бы хотелось поиграть под его руководством?
— Конечно. Это было бы интересно, и, думаю, у него бы здорово получилось на новом поприще. Я не знаю о его планах на будущее, однако уверен, что он будет успешен в том, чем займется.
— Давайте поговорим о вашем американском быте. Где живете в Вашингтоне и как вам этот город?
— Мы кайфуем от жизни там. Это столица, там есть на что посмотреть. Мы уже брали одну экскурсию и, возможно, закажем еще одну. При этом Вашингтон не сильно загружен. Да, пробки в нем, безусловно, есть, особенно сталкиваешься с ними по вечерам. Но в целом это спокойный город, и место, в котором мы живем, расположено очень удобно: 12 минут до тренировочного катка и полчаса до «Кэпитал Уан-арены» — игровой площадки.
— Где чаще всего проводите выходные?
— Перед выходными команда часто возвращается после полуночи. Утром завтракаем (у нас есть любимое место, где предлагают сэндвичи, омлеты и классные кондитерские изделия), потом я иду на восстановительные процедуры, днем ребенок спит, а на вечер мы стараемся что-то придумать. Если вариантов нет, то можем провести день и дома либо просто прогуляться на детскую площадку рядом.
— Помню ваши первые впечатления про американцев. Вы удивлялись их постоянной улыбчивости и тому, что люди могут просто не обращать внимания на грязную одежду, в которой ходят. А что сейчас удивляет в США?
— Когда ты там обосновался, ко многим вещам привыкаешь. За счет большого количества приезжих это очень колоритная и пестрая страна. Ты просто идешь по улице и ощущаешь этот контраст. Многие действительно очень свободны в своих взглядах на одежду: выйти в магазин они могут в том, что под руку попадется. Семья, в которой я жил в Канаде (многие американцы и канадцы селят у себя молодых хоккеистов. — Прим. Onlíner), могла в шортах зимой поехать в продуктовый магазин. Понятно, что они быстро садились в машину, но сам факт, что в минус 30 люди так одеваются, для нас может показаться удивительным. Но я уже привык.
Приведу еще один интересный пример. В Беларуси я редко вижу, чтобы два абсолютно незнакомых человека могли неожиданно начать разговаривать между собой — на полчаса. А там такое возможно: просто улыбаются, разговаривают, а потом расходятся. Часто ли вы видели такое у нас?
— Разве что в поездах, когда начинают общаться случайные попутчики.
— Да, но в поезде тебя как будто ситуация обязывает. А в магазине ты не должен ни с кем разговаривать, но они улыбаются, общаются друг с другом. Понятно, что улыбка не всегда искренняя, но лично я вижу в этом американскую открытость. Просто у нас она проявляется иначе — через гостеприимство.
— Ваша супруга Татьяна когда-то рассказывала, что вы познакомились в интернете и поначалу она отнеслась скептически: хоккеист, да еще младше нее. Хотелось бы услышать вашу версию.
— Так совпало, что мы из Витебска, у нас были общие знакомые в хоккее, мы заочно знали друг о друге, но не общались. И в какой-то момент [в 2019 году] я просто написал ей в Instagram. Был в курсе, что она очень любит путешествовать, и начал с этого наше общение. А потом выяснилось, что моя бабушка жила над квартирой, где раньше жили Таня и ее родители.
— Ничего себе.
— Да, узнал об этом, когда шел знакомиться с ее родителями. Подумал тогда: бывает же такое. Когда я был маленьким и поднимался по лестнице к бабушке, их дверь была для меня своеобразным ориентиром, что мне остался еще один этаж. Кроме того, я вместе с двоюродным братом Тани ходил в одну группу в детском садике. Так что у нас было много пересечений.
— Долго ли добивались внимания будущей супруги?
— А у нас как-то все быстро пошло. Когда я прилетел в Беларусь из-за океана, мы пару раз погуляли, и как-то быстро начались отношения. В 2023-м у нас родился ребенок — дочь Алиса. Буквально через пару месяцев нашей дочке исполнится 2 с половиной года.
— Ваша жена окончила БГУИР. Сейчас она занимается воспитанием ребенка. Удается ли при этом находить время для собственных проектов?
— Да, сейчас хватает семейных забот, но, когда появляется возможность, Таня занимается таргетом: помогает с рекламой и близким, и друзьям. Что мне нравится, она всегда честна, ничего не обещает сверх меры, но отзывы о ее работе хорошие.
— Вы уже давно перебрались за океан. А как жене удалось привыкнуть к американскому образу жизни?
— Ей все очень нравилось, и она быстро втянулась, адаптировалась. Когда я играл в АХЛ за «Херши Бэрс», нам помогло то, что у хоккеистов команды не было русскоговорящих жен. Благодаря этому Таня неплохо подтянула английский и сейчас чувствует себя уверенно. Конечно, в Вашингтоне она чаще пересекается с женами российских хоккеистов, но и с другими девчонками тоже общается.
— Финальный вопрос на сегодня: какую задачу ставите перед собой на ближайший сезон?
— Сейчас первоначальная задача — 19 июля одержать победу в благотворительном матче Betera «Протас vs Шарангович» в формате 3 на 3 (в нем примут участие Владислав Колячонок, Илья Соловьев, Андрей и Сергей Костицыны, Михаил Грабовский, Владислав Еременко, Владимир Алистров и другие известные белорусские хоккеисты; команда победителей разделит 30 000 рублей. — Прим. Onlíner). Здорово, что проводят такие игры, это доброе дело. И будет отличная возможность встретиться с хоккеистами, которых давно не видел, и появиться перед нашими болельщиками.
Ну а дальше хочу в хорошей форме подойти к тренировочному кэмпу, отлично провести сезон и биться за Кубок Стэнли. Ну а как все получится, покажет сезон. Загадывать не хочу. У бога на все свои планы.
Если ты любишь динамичные игры и захватывающие поединки, то наслаждайся спортом и онлайн-играми вместе с Betera! Сегодня на игровой платформе доступно более 6 тыс. онлайн-развлечений, а также свыше 50 спортивных дисциплин — это рекордные показатели на белорусском рынке. Клиенты получают доступ не только к играм, но и к геймификации, тематическим сторис, прогнозам экспертов и новостям из мира спорта.
А еще заходи на главную Onliner и открывай вкладки «Футбол» или UFC на спортивном слое, чтобы услышать прогнозы на матчи от экспертов Betera!
Присоединяйся к Betera и играй на высоте!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by