Александру Волощику 32 года, и у него нетипичная для мужчины профессия: он пилонист. Друзья в шутку называют парня стриптизером, но такое прозвище ему явно не льстит. В ответ он сразу же предлагает пойти на турники и разобраться, кто на что способен. Как правило, после первого элемента или трюка все насмешки заканчиваются. Для Александра танцы на пилоне — это спорт и искусство, требующие колоссальных физических нагрузок и артистизма. Мы поговорили с пилонистом о том, как он попал в профессию, что думают на этот счет окружающие и как зарабатывать на танцах.
Мы встречаемся с Александром в просторном хореографическом зале в центре Минска. К потолку подвешены гимнастические полотна и кольца, а в середине зала установлены несколько огромных пилонов.
— Изначально этот снаряд появился в Китае и использовался как инвентарь в цирке, а в дальнейшем уже перекочевал на танцплощадки и в клубы, — знакомит нас с самым важным рабочим инструментом молодой человек. — Очень важно не путать пол-дэнс со стриптизом. Почему-то у нас, если люди видят шест, они сразу предвкушают какой-то откровенный танец. Но это стереотип.
Как Александра занесло в пол-дэнс? Раньше он профессионально занимался плаванием. После нескольких травм стал тренировать детей и взрослых в бассейне, а чтобы самому не терять физическую форму, пошел на воркаут. Это было десять лет назад. Тогда же он познакомился с будущей супругой Яной, которая случайно направила молодого человека в танцы.
— Я как раз занималась в группе, где девочки танцевали на пилоне, — подключается к разговору Яна. — А Саша ждал меня после тренировки у студии. Преподаватель заметила, что у него хорошая физическая форма, и предложила присоединиться. Саша долго не решался, поэтому я подарила ему сертификат на пилон в наш зал. Пришлось пойти.
Александр признается, что поначалу как-то стеснялся. Девочки вытворяли на пилоне такие сильные элементы, что Саша с его хорошей физической подготовкой едва мог повторить базу.
Но вскоре парень стал наверстывать, и уже после двух-трех занятий его перевели в более продвинутую мужскую группу. В ней занималось восемь человек, и на тот момент это было единственное место в городе, где на пилоне танцуют именно мужчины.
— Конечно, сначала я очень боялся сорваться, упасть, получить травму. Но внутри было огромное желание понять, как правильно выполнить элемент, хотелось сделать это любой ценой. Проснулся азарт, появился спортивный интерес.
Сейчас те парни, которые обучали Александра, разъехались кто куда: один отправился с цирковой программой за границу, второй ушел в более прибыльное направление. Но первые годы, проведенные вместе, Александр вспоминает с удовольствием.
— Мы пересматривали видеозаписи номеров с самых разных соревнований по танцам на пилоне, выбирали наиболее интересные элементы и пытались повторить, отработать их. Страховали и поддерживали друг друга, вместе с хореографом придумывали собственные номера.
Всем этим Александр занимался, разумеется, после основной тренерской работы.
Сначала белорус выступал на отчетных концертах студии, а через года два ему предложили поставить первый собственный номер и поучаствовать в батле танцоров на пилоне. Парню так понравилось, что его было уже не остановить.
— Так я стал участвовать в разных соревнованиях между студиями и республиканских чемпионатах. Изучал все больше элементов разной сложности, программа становилась тяжелее и тяжелее, — рассказывает молодой человек. — Со временем дорос до такого уровня, что мне предложили самому вести группы. Хотелось показать ребятам новое, научить их чему-то.
Сейчас Александр ведет сборную группу (там занимаются и мужчины, и женщины), где отрабатываются самые сложные элементы, вплоть до акробатических.
— В пилоне заложено несколько амплуа, — объясняет Саша. — Есть сам танец, когда люди красиво двигаются, не выполняют особо сложных элементов, а есть искусство (пол-арт), когда артисты примеряют на себя какой-то определенный образ и играют его до конца. Здесь все должно соответствовать образу: и движения, и музыка, и костюмы. Пол-спорт больше похож на гимнастику: здесь есть определенный набор элементов, музыкальное сопровождение не обязательно, а баллы начисляются за правильно и качественно выполненные трюки.
Александр предупреждает, что танцы на пилоне подходят не всем — скорее наоборот, многие приходят на пробное занятие, а после одной-двух тренировок отваливаются: не потянули.
Большая проблема для многих новичков — это чисто физиология. Могут сильно потеть ладошки и соскальзывать на пилоне — с этим, увы, ничего не поделать. Так, жена нашего героя Яна перепробовала множество способов как-то справиться с этой проблемой — не получилось. Девушка выбрала для себя другие снаряды: полотна и кольца.
А еще пилон оставляет синяки на теле — такие внушительные, что после тренировок у девчонок на работе или в поликлинике могут спросить: «А вас дома случайно не бьют?»
Когда кто-то со стороны пытается навязать Александру мнение, мол, пол-дэнс — это не мужественно или что-то в таком духе, парень старается не спорить. Переубеждать он никого не собирается: «Пусть живут со своими стереотипами».
С насмешками со стороны он лично практически не сталкивался. А если в начале его пути друзья и пытались пошутить, то хватало их ненадолго. Александр приводил их на турники во дворе и просил повторить хотя бы один элемент.
— На этом этапе все насмешки заканчивались. Помимо того, что работать на пилоне — это очень тяжело физически, так еще и нужно изобразить шоу, показать лицо таким легким, с улыбкой, чтобы ни одна мышца не дрогнула. При всем этом многие элементы в программе могут быть травмоопасными: те же сальто, перевороты. Люди падают во время выступлений и тренировок. Если во все это углубиться, то становится не так уж легко и смешно, не правда ли?
Как заработать танцору? Это вопрос, который интересует большинство читателей.
— Здесь все зависит от множества факторов, — рассказывает Александр. — У меня сейчас основной заработок идет отсюда, из зала, где проходят тренировки. К сожалению, осенью и зимой групп становится меньше, к лету — больше, такая сезонность уже привычна. А дальше ты уже либо сам ищешь возможности, либо привлекаешь агентов, которые помогают с этим.
Вообще, танцующие на пилоне артисты очень востребованны. Часто они нужны на вечерние шоу в клубы, и это не обязательно стриптиз.
— Были моменты, когда приходилось подрабатывать в клубах. Работал топлес — с открытым верхом и в брюках, раздеваться не нужно было. Некоторые клубы выставляют другие условия и хотят, чтобы ты снял одежду. Кто-то соглашается, кто-то нет — здесь у каждого свои границы.
Я знаю ребят, которые уходили работать в стриптиз. Наверное, посчитали деньги и сделали выводы, где лучше платят. Никого осуждать не буду, тем более что в последнее время выступления на соревнованиях серьезного уровня провисли, источников заработка стало еще меньше.
Александр признается, что выступления в клубе приносили ему немного денег («Просто помогали как-то выжить»). К таким подработкам приходится прибегать скорее как к вынужденной мере, когда никаких других вариантов и интересных контрактов не подворачивается.
Вообще, парень и его жена состоят в чатах, где ищут артистов в разные программы по всему миру. Сейчас начинается сезон, и вакансии сыплются с разных сторон. Главное, подловить свое, отслеживать, какой конкретно человек требуется, на каком снаряде надо выступать.
— Дальше обычная схема: откликаешься на вакансию, высылаешь свои промовидео и данные, ждешь. Этакий онлайн-кастинг решает, подходишь ты на работу по контракту или нет. Договор заключается на самые разные сроки — от одного месяца до года. Чаще всего это круизные лайнеры, по странам — Турция и Саудовская Аравия.
Самый первый раз работать по контракту Александр полетел в 2021 году в Турцию на шесть месяцев. Его порекомендовал товарищ, с которым они когда-то работали в клубе. Команда искала в шоу-программу парня, который танцует на пилоне, и наш герой согласился.
— В таких поездках свои подводные камни. Во-первых, есть большая опасность попасть на контракт, где тебя обманут, не заплатят обещанные деньги, поэтому компания должна быть проверенная. Во-вторых, в таких поездках организм подвергается серьезным физическим нагрузкам, больше рисков травмироваться.
Также Александр с женой успели побывать на открытии острова в Катаре перед чемпионатом мира по футболу. А полторы недели назад они вернулись из Турции, где прожили и отработали полгода.
Когда работаешь танцором за границей, в день может быть по два-три выступления. В Турции ребята выступали в разных отелях с одним шоу. Но артисты в такие программы требуются, как правило, универсальные: чтобы умели работать и на ремнях, и на полотнах, и на пилоне.
Александр убежден, что работа по контракту за рубежом пока остается главным вариантом заработка в этой сфере.
— Я понимал, что шесть месяцев работы закроют мою потребность в средствах на полтора года. А вообще, заработок зависит от того, какой ты танцор и на какие условия удастся договориться, как ты себя продашь.
Александр признается, что свободного времени у него практически нет: постоянно нужно держать себя в тонусе и тренироваться. Поэтому целый день он проводит в зале — сначала отрабатывает групповые занятия, а потом занимается самостоятельно.
— Зато можно съесть шаурму, и мне за это ничего не будет, быстро отработаю все в зале.
Александр признается, что благодаря танцам на пилоне стал более открытым, куда-то ушла его застенчивость.
— Работа на сцене перед зрителями раскрепощает, становишься смелым в общении с людьми. Некоторые просто не могут выйти на сцену: ноги трясутся, голос хрипит, могут забыть движения. Но со временем понимаешь, что никто не отменял импровизацию, зрители ведь не знают твоей программы.
Больше всего парня вдохновляют моменты, когда люди в конце шоу поднимаются, хлопают и овациями провожают за кулисы.
— Здорово получать отдачу. Ощущение такое, будто завоевал на соревнованиях то, что давно хотел. Появляется радость от того, что делаешь все это не просто так.
Александр хотел бы выступить на Олимпийских играх, когда пол-спорт наконец появится в списке соревнований.
Напоследок спрашиваем у Яны, не ревнует ли она мужа к коллегам и зрителям.
— Хорошо, что мы работаем в одной сфере, где все друг друга знают, мы можем доверять друг другу. Другое дело, когда Саша ездил выступать в клуб и не возвращался домой к пяти утра. Конечно, было легкое волнение, звонила и спрашивала, где он. Оказалось, они с ребятами решили устроить корпоратив, а я ему — пару взбучек в ответ.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by