В 70—80-е годы пионеры собирались после уроков и разрабатывали план действий — где добыть побольше макулатуры и как обогнать параллельные классы. Ребята находили старые газеты и журналы дома, выгребали все закутки на даче, ходили по соседям в поисках «добычи». Зато дворы были чистые. В советское время победителей отправляли на экскурсии, выдавали талончики на редкие книги и мыло по сниженной цене. В этом тексте в рамках совместного с А1 проекта «Зеленый факультатив» мы вспоминаем, как раньше собирали макулатуру, и рассуждаем, возвращается ли тренд.
Сергей Каун, старший преподаватель исторического факультета БГУ, начал собирать макулатуру еще в детстве. С 1974 года этот процесс в СССР становится централизованным. Основными пунктами, куда стекались старые газеты и журналы, были школы.
— Я пошел в школу в 1977 году. Тогда уже проводился сбор макулатуры, причем процесс был четко организован. Все школьники были заняты этим делом два раза в год — весной и осенью, — вспоминает Сергей Борисович. — Каждый ученик знал, что ему нужно принести 20 килограмм старой бумаги. Нам рассказывали на классных часах, что именно такое количество спасет одно дерево.
Историк напоминает, что в середине 70-х экономика Советского Союза оказалась в сложном положении:
— Еще Брежнев говорил о том, что экономика должна быть экономной. Его реформы потихоньку начинают выдыхаться, в стране берут курс на переработку сырья. Тогда остро ощущался дефицит бумаги, особенно туалетной и оберточной. Я помню, как в 70-е вместо оберток использовали старые газеты. Плюс ко всему очень много средств тратилось на производство литературы — у нас страна была очень читающая, особенно любили классиков. Экологический вопрос маячил где-то на заднем плане.
Так, за год в СССР собиралось более 2 миллионов тонн старой бумаги, которая дальше шла на переработку. Четвертая часть возвращалась в производство: из нее делали в основном туалетную и оберточную бумагу.
Сергей Борисович вспоминает, что для советских пионеров это становилось неким авантюрным приключением. Школьникам такого не хватало. Они собирались после уроков и устраивали мозговой штурм: что делать, чтобы акция прошла максимально успешно?
Было несколько вариантов, где раздобыть старую бумагу. Ребята просили у родителей выписывать газеты и журналы, чтобы потом сдавать в утиль, везли книги с дач. А еще — ходили по домам и собирали по соседям. К слову, чаще всего на помощь приходили пенсионеры и всегда держали в загашнике что-нибудь бумажное.
— Мы искали макулатуру везде, где только можно было. Узнавали, как живут люди вокруг, что выписывают и чем интересуются. Каждый день тащили по 3—5 килограммов в школу, за две недели с человека собиралось не меньше двадцати. Это было своеобразное соревнование, мы конкурировали целыми классами и даже школами. При этом чувствовался бешеный азарт и понимание, что мы делаем полезное дело. Тогда дети зачищали все, во дворах не валялось ни одной бумажки.
По итогу соревнований школы выпускали стенгазеты, где отчитывались, какой класс и сколько собрал: 7 «Б» — сто кило, 8 «А» — сто двадцать, а 6 «В» — сто пятьдесят. Лучшие классы традиционно отмечали на школьных линейках грамотами, ну а для самых-самых устраивали поездки в Брестскую крепость или давали возможность посмотреть другие достопримечательности страны.
— Когда я уже учился в Минске, у нас в университете были специальные пункты для сдачи макулатуры, — продолжает собеседник. — Опять же, нужно было принести 20 кг старых газет, журналов, другой литературы, и за это выдавали талончик. Как сейчас помню, в 70—80-е годы талон получали на литературу, которая была в дефиците. Александр Дюма, Уильям Фолкнер, Жюль Верн, Артур Конон Дойл — они приобретались только за макулатуру. В Советском Союзе специально под эту программу выпускались целые серии книг.
Уже с 1988 года, когда в стране начинается дефицит, вместо книг предлагают стиральный порошок, мыло по сниженным ценам. К примеру, если в магазине туалетная бумага стоила 80 копеек, то, сдав макулатуру, приобрести ее можно было за 50. Тоже рабочая схема.
Кстати, в советское время сдать старую бумагу можно было за деньги — за килограмм платили от 2 до 20 копеек.
Сергей Каун помнит, как в 90-е вместе с распадом СССР разваливается и централизованная система по сбору макулатуры. Тогда мужчина как раз работал в системе образования:
— В стране начались большие изменения, в том числе экономические, реформы образования. Мягко говоря, было не до мусора. Но потом, уже в конце 90-х — начале 2000-х, снова занялись экономией ресурсов и осознанным потреблением, систему по сбору бумаги для переработки начали возобновлять.
Сейчас они вместе с женой Натальей продолжают традицию и приучают сына собирать старые газеты, журналы и книги. Время от времени семья проводит своеобразную экспертизу ценностей и каждый раз находит что-то, что можно отправить на переработку. К примеру, однажды во время каникул отец с сыном насобирали 8 килограмм бумажного мусора и отнесли в гимназию, где учится Егор.
— Сдавать макулатуру я начал со второго класса. Между классами устраивались соревнования, было интересно. Победителям давали подарки, конфеты на всех, — рассказывает Егор. — Сейчас у школьников меньше азарта. Но многие все равно приносят, потому что это уже вошло в привычку.
Когда парень работал в школе на каникулах, он как раз сгружал макулатуру в машину. И убедился, что ученики, их родители и учителя до сих пор сохраняют традицию и тем самым помогают экологии.
Сейчас, в отличие от советского периода, приносить старую бумагу в школу можно в течение всего года. Четких норм по количеству тоже нет. Но подсчет все-таки ведется: ученики сбрасывают фото того, что собрали, классному руководителю.
— История не повторяется дважды, — убежден Сергей Борисович. — Раньше была одна система по сбору макулатуры, сейчас этот процесс займет другую форму. Мы можем лишь что-то позаимствовать из старой системы. К примеру, определенно был смысл задавать четкие сроки и дедлайны, это мотивировало. В то же время нельзя отбросить тот факт, что количество бумажной продукции снижается, все больше книг и статей читают в электронном виде.
Историк обращает внимание, что после Чернобыльской катастрофы и начала мирового энергетического кризиса обострился экологический вопрос: «Наша Беларусь маленькая, чтобы выжить в этом огромном мире, мы должны все беречь и хорошенько просчитывать. А начинать с малого — раздельно собирать мусор, сдавать старые книги и журналы, выключать свет в пустой комнате».
По мнению Егора, чтобы традиция в школах сохранялась и развивалась, не хватает соревнований не между классами, а между школами. А чтобы у детей появилась большая мотивация тащить старую бумагу на переработку, хорошо бы возобновить поездки в другие города для победителей или дать возможность сходить на концерт, в кино или парк развлечений.
Сейчас тема осознанного потребления и заботы об окружающей среде стала модной. Все больше семей сортируют мусор и отдельно выбрасывают бумагу, стекло и пластик, приучают к этому детей. Это дает мусору шанс на вторую жизнь, в том числе и бумаге.
Помимо школ, сегодня сдать макулатуру можно в приемно-заготовительные пункты специальных предприятий, которые занимаются сбором вторичных ресурсов у населения.
— Деятельность таких пунктов, в первую очередь, направлена на улучшение экологической обстановки в стране. Только за прошлый год мы заготовили 9000 тонн отходов бумаги и картона и тем самым спасли от вырубки около 150 тысяч деревьев, — делится заместитель директора ОАО «Белвторресурсы» Павел Чиж. — 70% было собрано у населения через сеть приемно-заготовительных пунктов, которые расположены в Минске, а также в Брестской и Минской областях. За это физлицам выплачено больше 1,2 миллиона рублей.
После того как люди приносят отходы бумаги и картона в приемно-заготовительные пункты, они поступают в производственные цеха. Там идет первичная переработка: старый материал тщательно очищают от загрязнений, сортируют по видам и группам. Потом его плотно складывают в кипы и он уезжает на перерабатывающие предприятия. Там используют как вторичное сырье и изготавливают картон, салфетки, тетради, блокноты и прочую продукцию.
Вообще, ГОСТ выделяет аж 13 видов макулатуры. У перерабатывающих предприятий наибольшим спросом пользуются отходы гофрированной бумаги и картона всех видов с черно-белой и цветной печатью. Предприятие поставляет на переработку около 55% данного вида продукции от общего объема.
На втором месте — использованные книги, журналы, брошюры, блокноты и тетради без переплетов и обложек (около 35%). На третьем — разные виды картона, белой и цветной бумаги, в том числе с обложками (8% от общего объема).
Павел Чиж отмечает, что с каждым годом желающих сдать макулатуру становится все больше. За один рабочий день в приемно-заготовительный пункт в среднем приходит по 20—25 человек:
— Кто-то сортирует мусор в контейнерах в своих дворах, а кто-то сдает в приемно-заготовительные пункты. С одной стороны, это посильный вклад в улучшение экологической и экономической обстановки в стране, а с другой — возможность подзаработать. У нас один килограмм старой бумаги и картона от населения оценивается в 20 копеек. Так старая бумага получает новую жизнь, а ведь могла бы остаться просто мусором.
А как у них?
В европейских странах система сбора макулатуры и переработки бумажных отходов налажена десятилетиями. Здесь есть специальные контейнеры и пункты приема, куда можно принести бумагу за деньги. Так, в странах ЕС около 65% бумаги отправляется на переработку. Лидируют в этом направлении Германия, Финляндия и Швейцария (здесь показатели поднимаются за 70% и выше).
В США система по сбору бумажных отходов развита не так хорошо. Здесь школьники и предприниматели меньше вовлечены в процесс, а использованную бумагу хозяева участков привыкли оставлять в специальных контейнерах на тротуарах. Больше 85% макулатуры собирается таким образом.
К слову, больше всего макулатуры собирают и перерабатывают в Китае — более половины бумажного мусора в мире. Причем 24% отходов из бумаги привозят сюда из других стран.
Компания A1 выпустила экологический комикс про приключения Эвы и Севы, чтобы дети и подростки могли больше узнать о том, как позаботиться об окружающей среде.
В первой части «Эва і Сева. Загадкавая справа тэхнікі» читатели знакомятся с главными героями — братом и сестрой, из дома которых внезапно исчезают все старые электроприборы. Любознательные школьники пытаются найти следы пропавшей техники, а читатели узнают о том, почему важно грамотно утилизировать старые устройства
Комиксы будут распространены по учебным заведениям сети «Зеленых школ», а их онлайн-версию можно найти на сайте A1 в разделе ESG.
Спецпроект подготовлен совместно с унитарным предприятием «А1», УНП 101528843.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро