Спецпроект

Белоруска устроила себе челлендж «100 дней без сладкого». Это было мучительно

28 797
21 декабря 2023 в 12:00
Автор: Светлана Белоус. Фото: Из личного архива героини. Иллюстрация: Максим Тарналицкий.
Спецпроект

Белоруска устроила себе челлендж «100 дней без сладкого». Это было мучительно

Автор: Светлана Белоус. Фото: Из личного архива героини. Иллюстрация: Максим Тарналицкий.

Утром — вафли к чаю, в обед — ведерко мороженого с топингом, к вечеру — пара сырков. До недавнего времени именно так питалась (не)исправимая сладкоежка Мария Смолякова (между прочим, бывшая спортсменка). Из-за любви к сладкому нормальная еда стала постепенно исчезать из рациона девушки, а следом «поплыли» и анализы. Опасаясь за свое здоровье, белоруска решила объявить суровую войну сладкому. Говорят, привычка формируется за 21 день, а Мария провела в сахарной завязке целых 100 дней. Для спецпроекта с Betera она рассказала, чем закончился эксперимент и был ли вообще смысл в таких мучениях.


Мечтала попасть на Олимпийские игры, но получила травму. Итог — депрессия

Для начала расскажу немного о себе. Мне 33 года, я из Полоцка, но последние четыре года живу в Пинске. Отправная точка моей «любви» к сладостям, как мне кажется, лежит в детстве и юности. Я из бедной семьи, мама одна пыталась растить нас с младшей сестрой. С 13 лет моя тетя, бывшая гребчиха, записала меня в секцию академической гребли — и с тех пор начался мой замечательный спортивный путь.

Пишу, а у самой слезы наворачиваются: как же я любила это дело.

Гребля была моим смыслом жизни, гребная база — моим домом, тренер заменял мне отца. Я никогда не пропускала ни одной тренировки, работала усердно и успевала хорошо учиться. Практически сразу у меня пошли результаты, я стала выигрывать городские соревнования, а затем республиканские.

Меня пригласили учиться в училище олимпийского резерва, по его окончании я была мастером спорта международного класса, призеркой нескольких юниорских чемпионатов мира. Затем была национальная сборная, золотой чемпионат мира (U23), 11 стран международных стартов, интервью, статьи в газетах и телепередачи, достойная зарплата и возможность хорошо помогать своей семье. Мечта о том, чтобы попасть на Олимпийские игры уже была не такой заоблачной, а вполне могла стать реальностью.

Но в один момент все закончилось. Травма коленного сустава — разрыв мениска — требуется артроскопия (нетравматичный метод лечения заболеваний суставов. — Прим. Onlíner). После таких вмешательств спортсмены легко возвращаются в спорт. Но мне не повезло. Артроскопия была выполнена неправильно, и последовали еще две операции.

Вердикт врачей: дорога в большой спорт мне закрыта.

Я возвращаюсь в Полоцк, без цели, без друзей, без дохода, в жуткой депрессии и с больным коленом. Неудивительно, что в этот период я начинаю заедать стресс сладким. И постепенно из моего рациона стала попросту пропадать… еда. Я могла целыми днями питаться только сладким. Утром к чаю вафли или батончики. Днем — 500–1000 граммов мороженого, или эклеры, или какие-нибудь сырки глазированные. Вечером тоже могла взять что-нибудь к чаю сладкое — вафли или печенье.

Плохие анализы и сотни попыток привести в порядок свое питание

Через какое-то время мое моральное и физическое состояние улучшилось. Жизнь шла своим чередом. Я начала работать тренером, стала мамой, переехала в Пинск. У меня подрастала дочь, рядом был любимый муж, в тренерстве я делала большие успехи. В то же время зависимость от сладкого никуда не исчезла. Я трудоголик, поесть «нормально» никогда не успевала, провела тренировку, вафельки съела — и дальше работать. А если еще и день стрессовый выдался — тут нужно тяжелую артиллерию подключать в виде пары коробок с эклерами. И тогда уже вечером есть не хотелось.

Конечно, время от времени близкие советовали: «Поешь нормально», «Что ты одни сладости ешь» — но я никого не слушала.

Во время очередного медосмотра анализ крови показал низкий уровень гемоглобина (около 96—97), да и в целом результаты были так себе. Меня тогда это очень удивило, ведь медосмотр я всегда проходила на ура. А тут терапевт назначает УЗИ всего на свете, дает направление на дополнительные анализы и говорит, что нужно обратить внимание на питание. Это был толчок. Я, наконец, задумалась о том, что ем. А может, просто спокойное моральное состояние позволило мне подумать о себе.

Пошла на фитнес, но чувствовала себя «огромной и неповоротливой»

Если вам кажется, что я сразу изменилась, то нет. Вся эта борьба со сладким растянулось на четыре года. Я предпринимала сто миллионов попыток есть меньше сладостей. Больше двух дней продержаться не получалось, а отказ провоцировал еще большее потребление сахара. В какой-то момент даже появилась навязчивая идея, что скоро у меня обязательно обнаружат сахарный диабет.

Анализы ни разу не приходили в норму за это время. Вдобавок я стала замечать, что моя кожа очень бледная и сухая, появились лишние килограммы, волосы сильно выпадают, желудок часто барахлит и самочувствие в целом «не очень». Бесконечное чувство вины из-за каждого куска торта стало частью моей жизни.

С этой весны я стала посещать фитнес три раза в неделю. Мне было очень тяжело: я не могла удерживать себя в планке, казалось, что я огромная и неповоротливая. Было непонятно, почему я, в прошлом сильнейшая спортсменка, еле-еле двигаюсь?

И в то же время я была так рада окунуться в атмосферу спорта. Мысли о том, что «я снова тренируюсь», «я в команде», «у меня есть тренер», очень грели меня. После каждой тренировки я говорила себе и мужу (он меня всегда поддерживает), что нужно похудеть, потому что мне тяжело держать темп. По индексу массы тела вроде как не было ничего критичного (я весила 82 кг при росте 186 см). Но я привыкла всю жизнь быть в весе 74—76 кг, поэтому чувствовала дискомфорт.

А что если перетерпеть и провести день без сладкого?

Сам челлендж начался совсем неожиданно. Восьмого сентября я вышла из фитнес-зала и хотела, как обычно, поощрить себя за тяжелую тренировку порцией чего-нибудь сладенького. Но тут заметила, что на улице очень тихо, тепло и красиво. Я поняла, что уже 8 вечера и, если немного потерпеть, получится день без сладкого.

И тогда я записала сторис с таким посылом: «Сегодня я в стомиллионный раз пробую отказаться от сладкого. Думаю, если я буду об этом рассказывать вам (подписчикам), то у меня получится продержаться больше одного дня. Пожелайте мне удачи». До этого я не была очень активной в Instagram, но тема сладкого оказалась очень насущной.

Столько откликов я еще никогда не получала! Меня поддержали люди, с которыми я давно не общалась, и даже те, с кем я не была знакома.

На следующий день сладкого я не ела, так как было неловко после вчерашнего штурма моего директа. Потом был третий день, четвертый, пятый, шестой… Все эти дни я получала в Instagram слова поддержки, лайки, огонечки.

Первая неделя далась мне «как будто в подарок» — я не думала о сладостях. Было так интересно и занимательно. На шестой день я опубликовала пост о том, почему решила отказаться от сладкого. Я отдельно подчеркнула, что убираю из рациона сладости, а не сахар вообще (это мне было еще не по плечу). Я исключила мороженое, пирожные, конфеты, сырки, йогурты, батончики мюсли, выпечку, торты, газировку. При этом я не собиралась полностью становиться на путь здорового питания и изучать состав каждого продукта в магазине.

В конце поста я неожиданно поставила для себя отметку в «100 дней без сладкого» и назвала это челленджем.
Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от МАРИЯ СМОЛЯКОВА (@maryiasmoliakova)

Ох, как я пожалела об этом где-то на 12-й день! У меня началась самая настоящая ломка. Это ощущалось даже на физическом уровне — у меня не было сил, настроения, мир померк. Я стала подозревать, что у меня «падает сахар»...

Но я не сдавалась. Может, это спортивный характер пробудился, а может, мне не хотелось подвести людей, которые следили за мной в «инсте», но я держалась. Ну, как держалась: в ход пошли чипсы и фисташки, которые я раньше вообще особо не ела и не любила.

Оказалось, что в магазине есть не только отделы «с вкусняшками»

К 20-му дню все вокруг знали, что у меня челендж. Если я приходила на какое-нибудь мероприятие с чаепитием, мне предлагали зефир или мармелад (мол, он не такой калорийный) или говорили, что «ложечка меда ничего тебе не сделает». Но я не стремилась похудеть! Я хотела не зависеть от сладкого, а мне его постоянно предлагали — это было забавно.

Еще забавнее, когда ты заходишь в магазин и не знаешь, что тебе покупать. Сладкое нельзя, а ты, кроме него, раньше ничего не замечала. А теперь что? Пришлось готовить нормальную еду. Я, наконец, открыла для себя отделы фруктов, овощей и, о боже, мяса! А еще мне повезло, что возле работы есть столовая, она стала настоящим спасением.

Считается, что 21 день требуется человеку для формирования новой привычки. Так вот: ничего подобного! 21-й, 22-й и 23-й дни были самыми сложными за все время — я хотела бросить все к чертям. Пусть я буду слабой, пусть я всех подведу, в конце концов, все меня поймут и простят. И вообще, зачем я это придумала? Примерно такие тексты я писала в сторис, и опять лавина поддержки меня накрывала.

У меня даже появились последователи! Конечно, мне это льстило. Одна девушка отказалась от сладкого на десять дней. Пока я поддерживала ее, совсем не думала про себя — так прошло еще десять дней. Когда встречалась с друзьями, первым делом все обсуждали мой челендж. Потихоньку мне стала нравиться моя «новая» жизнь без сладкого, я чувствовала себя особенной.

Глядя на меня, моя дочка тоже стала меньше есть вкусняшек. Она видела, что я отказалась от сладкого, и подражала мне. Класс! Меньше соблазна дома — это то, что мне было нужно. Муж тоже был солидарен.

Честно скажу: к 30-му дню я стала мечтать о том, как объемся сладостями на сотый день. Опубликовала список любимых десертов: торт «Киевский», пирожное «картошка», эклеры и т. д. Но мой тренер по фитнесу написала: «Мария, держись!» Я держалась.

К 50-му дню стало чуть-чуть легче, я уже не заедала сахарную тягу чипсами и сэкономила на фисташках. И кстати, оказалось, что на сладости раньше уходило прилично денег. Я решила, что теперь абсолютно заслуженно могу тратить эти деньги на себя — например, на одежду, покупка которой приносит мне огромное удовольствие.

После того как челлендж перевалил за экватор, дни стали бежать быстро. Но иногда мне снились сны, что я случайно съедаю сладкое и очень сильно расстраиваюсь. Даже во сне я четко знала, сколько дней уже прошло и как мало мне осталось до конца челленджа.

В конце ноября у меня был день рождения. В свои 33 года я провела 82 из 100 дней без сладостей — это ли не лучший подарок?

Вы тоже устраивали ЗОЖ-эксперименты? Успешно отказались от вредностей, перестали пить кофе, всерьез увлеклись спортом или участвовали в необычном челлендже? Мы готовы опубликовать ваш рассказ на сайте. Пишите журналисту на почту sb@onliner.by или в Telegram.

Читайте также: 

Белорус решил испытать себя: с 1 января не пьет ни грамма алкоголя и бегает каждый день (без исключений!)

Минчанин по три часа в день крутил педали и похудел на 110 килограммов. Вдохновляющая история

Белоруска отказалась от кофе и сладостей ради здоровой кожи. И вот результат

К 100-му дню заказала медовик и пирожные «картошка»

Ближе к концу эксперимента я решила сдать биохимию крови. И первый раз за четыре года все показатели были в норме. Я чувствовала себя как никогда здоровой. А еще я словила себя на мысли о том, как приятно жить без угрызений совести за поедание сладостей. Ушли также навязчивые мысли по поводу сахарного диабета.

На фитнесе я, наконец, догнала ведущих девушек и стала выполнять все упражнения на уровне. Внешний вид перестал быть болезненным. Снимаю мерки: минус 2—3 см с бедер, ягодиц, талии, груди и минус 3 кг на весах. Отличный результат! Еще у меня прошла сухость кожи — не могу сказать точно, связано ли это с челленджем, но расцениваю как приятный бонус.

На 100-й день у друзей был мастер-класс в творческой студии — это отличное место, чтобы отпраздновать завершение челленджа! Основательница студии, моя подруга, кстати, вдохновилась моей историей и как раз в этот день начала свой челлендж по ежедневному рисованию.

Целый день я провела в ожидании. Заказала медовик и пирожные «картошка». Сладкого совсем не хотелось, но было интересно, изменились ли у меня вкусовые изменения и что я почувствую. И вы знаете, ничего сверхъестественного не случилось. Кусок торта я не доела — не потому, что он «невкусный», а потому, что стало как-то слишком сладко. В тот день мне захотелось именно «нормальной» человеческой еды. Придя домой, я сварила куриную грудку и съела ее с овощным салатом.

Прошло уже несколько дней после окончания челленджа. Мне по-прежнему не хочется сладкого, но теперь я не ставлю перед собой категорических запретов. Решила, что буду позволять себе сладкое аккуратно и по желанию. Уверена, что, если вкусностей станет слишком много в моей жизни, я всегда смогу снова повторить этот челлендж.

До начала эксперимента у меня не было слишком амбициозных целей — полностью изменить себя и свое тело за 100 дней. Этот челлендж был скорее нужен для психологического здоровья, я хотела перестать быть зависимой от сладкого. При этом я понимала, что если выдержу, то и физически мне это пойдет на пользу. Так и вышло. И я впервые почувствовала себя свободной. Во многом это стало возможным благодаря семье, друзьям и подписчикам в Instagram, которые все 100 дней следили за моими успехами и поддерживали меня.


Партнер проекта — Betera

Betera проводит новогоднюю ярмарку! Заходите на сайт betera.by и открывайте новые бонусы и развлечения каждый день! Карусель фрибетов, колесо обозрения фортуны и шар предсказаний на 2024 год — открывайте адвент-календарь Betera и заряжайтесь новогодним настроением!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by