11 631
16 августа 2023 в 17:10
Источник: Егор Корытько

В кино идет дикий и непредсказуемый триллер о выживании в замкнутом пространстве. Вот три причины его посмотреть

Источник: Егор Корытько

В некоторых минских кинотеатрах можно застать сеансы фильма «Импостер» — японского триллера про клерка, который ночью провалился в канализацию, но вместо того, чтобы звонить в службу спасения, просит помощи у соцсетей. Скромное кино из специальной программы Берлинского фестиваля изобретательно сочетает в себе саспенс картин о выживании в замкнутом пространстве (вроде «127 часов») и лютый драйв классического азиатского жанрового кино в духе «Олдбоя». Вот три причины не пропустить «Импостера» на больших экранах.

У фильма небанальный сюжет, который ломает рамки жанра

Шунсуке — успешный менеджер среднего звена, который готовится к свадьбе с дочерью своего начальника. Хорошенько отгуляв на мальчишнике, парень решает пойти домой пешком. Это его последнее воспоминание с веселой ночи — дальше Шунсуке просто приходит в себя и обнаруживает, что он весь такой при параде взял и провалился в канализационный колодец. Лестница наружу есть, но до нее, кажется, не дотянуться. Голова кружится с похмелья, а на улице по-прежнему темно и ни души — кричать бессмысленно.

Главную роль сыграл Юто Накадзима, певец из популярного японского бойз-бэнда Hey! Say! JUMP

Обычно все триллеры про выживание в замкнутом пространстве — от недавней «Вышки» до уже классического «Погребенного заживо» — первым делом лишают застрявших героев средств связи; заветная «палочка», исчезающая с экрана телефона, — обязательный пункт в программе по нагнетанию саспенса. Авторы «Импостера» с ходу ломают шаблон и не просто оставляют бедовому Шунсуке полностью заряженный смартфон с интернетом, но еще и делают устройство чуть ли не основным катализатором действия.

Выясняется, что дозвониться кому-то среди ночи с просьбой о помощи — тот еще квест. Друзья и невеста спят. Полиция, узнав, что Шунсуке жив-цел, не слишком торопится его искать. К тому же навигатор под землей сбоит: судя по точке на картах, герой слишком далеко от того места, где он, предположительно, мог бы не заметить открытый люк. Единственный человек, взявший трубку, — язвительная бывшая Шунсуке, с которой он, судя по всему, не очень хорошо расстался.

Моментами фильм напоминает лавкрафтианский хоррор. Авторы визуально подчеркивают ужас героя, который по жизни был наверху, а теперь физически и морально оказался на дне

Отчаявшись добиваться спасения бумерскими звонками, менеджер призывает силу соцсетей: создает в выдуманном аналоге Twitter новый профиль и начинает пилить треды с рассказами о своем положении и просьбами хоть как-нибудь выручить. Чтобы увеличить охваты, Шунсуке ставит на аватарку первую попавшуюся стоковую фотографию девушки и пишет все от женского лица. Это действительно работает: посты становятся вирусными, а сотни пользователей активно помогают «кавайной тяночке» выбраться из неприятной ситуации.

Такой подход позволяет сценаристу и режиссеру расширять границы сюжета, ничуть не теряя в камерности и клаустрофобности. Главный герой постоянно чередует способы спасения: то уламывает обиженную на него девушку приехать, то пытается вскарабкаться по ржавой и хлипкой лестнице, то ковыряется в реплаях и выуживает оттуда что-нибудь полезное. Некоторые советы «твиттерских» оказываются крайне абсурдными, но от безысходности Шунсуке проверяет и их тоже. В какой-то момент «Импостер» и вовсе начнет напоминать те самые тиктоки с проверками дурацких лайфхаков — кино при всей своей напряженной атмосфере не стесняется быть смешным.

«Импостер» — не только камерный триллер, но и комедийный детектив про культуру соцсетей

Частичный перенос действия в интернет раскрывает в «Импостере» жанр фильма-расследования. Помните, например, хитовую документалку «Руки прочь от котиков!», в которой пользователи Facebook по крупицам информации вычисляли маньяка-живодера? Или историю про то, как обитатели 4chan по теням и местоположению солнца на видео нашли место, где актер Шайя ЛаБаф проводил акцию-перформанс? Здесь происходит примерно то же самое — и это очень увлекательно.

Чтобы хоть как-то показать, где именно он находится, Шунсуке подбрасывает смартфон с включенной видеокамерой наружу, а пользователи в размазанных скриншотах умудряются рассмотреть полезные детали. Одни пытаются раскрыть координаты героя по звездам и погоде, другие — по узору на крышке канализационного люка (в Японии они разные в зависимости от провинции и района города). Вскоре из этого вырастает отдельная сюжетная линия с фриковатым стримером, который лично выезжает на поиски «девушки из люка».

При этом авторы вполне правдоподобно воспроизводят особенности интернет-культуры — сообщения, которые показывают на экране Шунсуке, выглядят так, будто их написали реальные пользователи. «Твиттерские» так вообще с удивлением могут обнаружить, что вайб местной аудитории в Японии, оказывается, очень похож на тот, что сложился в русскоязычном комьюнити. При этом не стоит ждать каких-то особенных откровений по поводу того, как соцсети повлияли на человеческое общение. «Импостер» ограничивается лишь ироничными заметками — и это к лучшему: занудные элементы социальной драмы только лишили бы картину нерва.

В одной из самых уморительных и напряженных сцен Шунсуке едва не тонет в пене — но все равно не расстается с телефоном

В сюжете есть дикий твист — и предсказать его правда невозможно

Довольно быстро становится понятно, что «Импостер» — не просто очередной выживальческий квест. Японцы все-таки чтят традиции локального жанрового кино: без эксцентричных твистов и сумасшедших деталей, переворачивающих простенький сюжет вверх дном, не обойдется. Те самые комментаторы из соцсетей вытаскивают из Шунсуке подробности о его работе и личной жизни, сталкерят его близких и коллег, а затем и вовсе принимаются строить теории о том, что парень оказался в канализации не случайно.

За первый час хронометража пространство «Импостера» успевает превратиться в целый оружейный магазин с чеховскими ружьями. Почему герой поначалу так долго тянет со звонком в полицию? Что за человек в капюшоне, который якобы привиделся Шунсуке? А может быть, некорректно работающие «гугл-карты» — не просто сюжетный костыль, а еще одна подсказка, намекающая на то, что менеджер привирает?

На все эти вопросы фильм даст ответ в самой дикой и неожиданной форме — увы, объяснить подробнее без спойлеров не получится. Несмотря на то, что мелких элементов пазла «Импостер» подкинет предостаточно, вряд ли вы сложите их именно в ту картинку, которую придумал сценарист Мититака Окада. Развязка фильма будет в лучших традициях старомодных азиатских триллеров, вроде того же «Олдбоя», и отборной «шьямалановщины» прямиком из нулевых.

При этом внезапный поворот не берется совсем уж из ниоткуда — и даже вполне неплохо подходит к общему эксцентричному настрою картины. И, пожалуй, главное в «Импостере» то, что он в конце концов по-настоящему удивляет — чем давно уже не может похвастаться большинство его собратьев по жанру.


Реклама
Кто выиграет Суперкубок УЕФА? По мнению Betera, фаворит «Манчестер Сити»


16 августа победители Лиги чемпионов и Лиги Европы сразятся за Суперкубок. Betera верит в успех команды Хосепа Гвардиолы, но «Севилья» — крепкий еврокубковый боец с рекордным количеством побед в Лиге Европы. 

Оставляйте свой прогноз на сайте и в приложении Betera. Если вы новый игрок, забирайте 50 BYN + 50 фриспинов.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро