16 727
27 апреля 2023 в 20:08
Источник: Егор Корытько

В кино показывают корейский триллер «Воспоминания об убийстве»: почему он уже 20 лет считается шедевром

Источник: Егор Корытько

Сегодня в минских кинотеатрах стартует повторный прокат (в оригинале и с субтитрами) корейского триллера «Воспоминания об убийстве». Его в 2003 году снял режиссер оскароносных «Паразитов» Пон Чжун-хо — и считается, что именно с этой картины кино из Южной Кореи начало покорять весь мир. На экранизацию дела о Хвасонском убийце при создании культового «Зодиака» оглядывался Дэвид Финчер, а Квентин Тарантино не раз называл «Воспоминания об убийстве» своим любимым фильмом (цитату мэтра прокатчики заботливо вынесли на новый постер). Критики и зрители тоже вот уже 20 лет вносят работу Пон Чжун-хо в списки шедевров XXI века. Вот пару причин почему.

Внимание: текст содержит спойлеры к фильму

Леденящая кровь реальная история

В «Воспоминаниях об убийстве» рассказывается реальная история поисков Хвасонского убийцы — первого и самого знаменитого маньяка из Южной Кореи, который в течение семи лет изнасиловал и убил как минимум 15 женщин. Действие стартует в 1986 году, когда в канаве рядом с деревенским полем обнаруживают тело изнасилованной девушки. Вскоре появятся новые жертвы — вместе с догадками, что убийства совершает один и тот же человек.

За расследование берутся двое местных детективов — Пак Ду-ман и Чон Ён-гу. Мужчины с самого начала чувствуют себя не в своей тарелке: преступления такого масштаба в их спокойной провинции происходят впервые. На помощь к ним присылают молодого детектива из Сеула Со Тхэ-юна — тот, правда, поначалу только тратит время на то, чтобы снять обвинения с невиновных, которых копы-недотепы уже успели упечь за решетку. Позже обнаружатся до этого никем не замеченные улики, однако это мало поможет делу. Маньяк продолжит орудовать, а тревога местных и недовольство халатностью сыщиков будут только расти.

В своем втором фильме режиссер Пон Чжун-хо много внимания уделил переносу на экран деталей реального дела. Так, настоящий маньяк тоже затыкал жертвам рты их нижним бельем, а у следователей не было доступа к оборудованию для анализа ДНК (что на первый взгляд как раз может выглядеть как художественное допущение). К некоторым фрагментам истории Пон и сам относился с одержимостью маньяка: режиссер настоял, чтобы бутафорские газеты с криминальной хроникой были напечатаны на той же бумаге, какая была в 1980-х.

Новаторским для детективов тех времен ходом стал намеренный отказ режиссера от очевидных спекуляций, касающихся личности маньяка. В «Воспоминаниях об убийстве» Хвасонского убийцу так и не нашли — как не нашли и реального преступника на момент выхода фильма. Виновного вычислили лишь в 2019 году — им оказался мужчина по имени Ли Чун-чжэ, который уже отбывал пожизненное за убийство родственницы. Преступник признался в содеянном, правда новый приговор ему не был вынесен из-за истечения срока давности. Маньяк также рассказал, что смотрел «Воспоминания об убийстве» в тюрьме, но «никаких особых эмоций не испытал».

Хвасонский убийца

Острый социальный комментарий

Скрупулезное отношение Пон Чжун-хо к фактам делает вроде бы банальную историю о серийном убийце слепком реалий Южной Кореи в конце прошлого века. Обращаясь к истории, режиссер также развивает главный мотив фильма — исследование человеческой памяти и неспособности отпускать прошлое. Со Тхэ-юн много лет спустя не может забыть старое дело — и это буквально разрушает его изнутри.

С помощью тех же приемов Пон Чжун-хо исследует тяжелый переход Южной Кореи от военной диктатуры к демократии, а затем к обществу потребления. С изменениями в стране меняются и источники опасности: главной угрозой для жизни становятся не тайные агенты полиции, а, допустим, ничем не примечательный сосед. Даже в самих убийствах можно рассмотреть метафору всеобщей растерянности: неуловимый маньяк действует как будто бы вообще без какой-либо логики и убивает просто ради убийств.

Больше всего от режиссера достается представителям корейской полиции: стражи порядка в «Воспоминаниях об убийстве» показаны абсолютно некомпетентными клоунами, которые не умеют обращаться с уликами, фабрикуют признания и дерутся друг с другом. Даже сеульский интеллектуал Тхэ-юн на деле оказывается высокомерным выскочкой, что тоже не лучшим образом сказывается на работе.

Актерский состав из будущих звезд корейского кино

Главную роль в «Воспоминаниях об убийстве» сыграл Сон Кан-хо, который стал мировой звездой после «Паразитов». А в образе деревенского детектива-простака он блестяще продемонстрировал свой талант развлекать зрителей даже в те моменты, когда он кого-то ругает или лупит. Главное достижение актера — в создании такого персонажа, который при всей своей грубости и жестокости если не кажется симпатичным, то как минимум не отбивает желания за себя переживать.

Знаменитый взгляд Сон Кан-хо из финальной сцены

Стоит отметить и Ким Сан-гёна в роли рационального и амбициозного полицейского из столицы. По ходу фильма его героя постепенно охватывает отчаяние из-за неудач в расследовании. На наших глазах он превращается из сосредоточенного «отличника», не приветствующего дуболомные методы коллег, в человека, который сам едва ли не способен пойти на убийство. Окончательно очевидным это становится в сцене в туннеле — самой известной и, пожалуй, самой душераздирающей во всем фильме.

Конечно же, никуда и без блестящего второго плана. Дебютная роль Пак Но-щика (он сыграл первого подозреваемого — умственно отсталого паренька) мгновенно прославила его на всю Южную Корею, «плохой коп» Ким Рве-ха отметился самыми эффектными ударами ногами в современном кино, а невинное лицо главного подозреваемого Пак Хэ-иля еще долго будет сниться в кошмарах после просмотра.

Оператор и монтажер как полноценные рассказчики

Для детектива о поисках маньяка «Воспоминания об убийстве» — на редкость красивый фильм. Оператор Ким Хён-гу создал целую галерею туманно-пасторальных кадров и образов повседневной сельской жизни корейцев в 1980-х. Чтобы максимально точно все это изобразить, съемочная команда много путешествовала по малодоступным и на первый взгляд ничем не примечательным закоулкам страны. К слову, фильм до сих пор считается рекордсменом в кино Южной Кореи по числу задействованных локаций.

Ким Хён-гу старался выстраивать освещение в каждой сцене так, чтобы оно рифмовалось с происходящим на экране и сразу давало понять, какого настроения стоит ждать от начавшегося эпизода. Поле в начале, моменты с допросами, тот самый туннель и ночной эпизод со слежкой за потенциальным убийцей: операторская работа ключевых сцен настолько продумана до мелочей, что буквально может считаться частью повествовательного ритма картины.

Стиль в «Воспоминаниях об убийстве» также задает монтаж. Динамичные нарезки и переходы поддерживают темп фильма, подчеркивают фирменную для Пон Чжун-хо жанровую пластичность и здорово работают на специфический комедийный вайб фильма: например, один из допросов смонтирован в духе старомодных голливудских боевиков 1980-х, а из сцены, где полицейские осматривают труп, монтажер Ким Сон-мин делает переход в локацию мясного ресторана.

Читайте также:


Реклама
Ваш багаж в зоне комфорта!


Оформляйте премиальную карту VISA Альфа Банка и упаковывайте свой багаж в аэропорту Минска бесплатно:

* VISA Platinum и Platinum Business — 2 раза в год;

* VISA Signature ー 4 раза в год;

* VISA Infinite ー 6 раз в год.

Подробнее

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро