Введение в йогу: что это и зачем ее практиковать? День первый

7122
05 декабря 2022 в 20:16
Источник: Onliner.by, Иллюстрации: Валерия Седлюковская

Введение в йогу: что это и зачем ее практиковать? День первый

Cегодня начался наш недельный бесплатный аудиомарафон с опытным практиком и преподавателем йоги и медитации Романом Нарейко. Как написали в комментариях марафона: «Нельзя просто взять и объяснить йогу». Мы постараемся сделать марафон полезным как для новичков, чтобы у вас была полная картина, ответив на вопросы «зачем?» и «с чего начинать?», так и для опытных практиков: раскрыть тонкости и дать возможность скорректировать свое развитие. Мы публикуем текстовую выжимку. Послушать про йогу можно в специальном телеграм-канале

Что такое йога?

1. Йога — это состояние прекращения колебаний ума, союз.

2. Система практик.

Мы будем во многом опираться на важные тексты, один из таких — «Йога-сутры Патанджали». За последние тысячелетия было много великих учителей, но, как отмечает Садхгуру, подход Патанджали и Будды отличается четкостью и математичностью: делай это и получишь такой-то результат. Этот подход не так насыщен красивыми историями, но его легко понять современному человеку и он дал наибольшее число просветленных личностей, он эффективен.

Йога-сутры Патанджали — это 196 предложений, которые можно распечатать на двух сторонах одного листа A4. Однако их трактовки занимают многие тома на сотни страниц комментариев от великих учителей.

Цитата из трактата «Йога-сутры Патанджали» о йоге:

«Йога — это прекращение колебаний ума. Затем, когда колебания прекращены, Наблюдатель/Видящий пребывает в своей собственной природе. Иначе она имеет ту же форму, что и колебания».

Многие считают, что йога — это положения тела, в которых люди забрасывают ноги за голову и сворачивают себя в бублик. Однако в Йога-сутрах положениям тела посвящено три, если очень постараться — три с половиной шлоки (предложения), это едва ли 1,5%. Остальные 193 шлоки про другое.

Йога — это состояние Читта Вритти Ниродха (транслитерация с санскрита). Читта — это ум, сознание, Вритти — колебание, Ниродха — прекращение. Дословно — прекращение колебаний ума.

Зачем мне прекращать колебания ума? Ну колеблется себе и колеблется, нормально себе живу.

Если говорить простыми словами, пока есть колебания ума, мы не видим реальность такой, какая она есть. Только когда колебаний нет, мы можем пребывать в нашей собственной природе. Когда мы смотрим на гладь озера, мы можем увидеть в нем отражение неба, Луны, себя. Условно такими, какие они есть. Но если бросить в озеро камень, на поверхности будет очень много волн и кругов, картина становится искажена, и в этом заключена большая ловушка. Колебания идут, и вы не видите реальность такой, какая она есть. К вашему озеру подходит человек, еще один — и вот вы через колебания пытаетесь построить какие-то отношения, семью, принимать важные решения.

Многие ребята говорят мне, что после начала медитаций начинают касаться интересных состояний. Говорят, что самые лучшие идеи приходят во время медитации, становишься гораздо более эффективным. Конечно! Если раньше человек видел реальность через десять кругов на воде, то есть сейчас он видит ее, условно, через пять или три. Может быть, это не идеальное видение, но он видит вещи гораздо более четко и ясно. Он видит те вещи, которые раньше разглядеть не мог.

Еще вы, наверное, замечали, что люди, которые выросли в разных семьях или странах, на разные вещи могут смотреть иначе. Они смотрят по-разному в зависимости от событий, которые с ними случились. Кого-то когда-то обидели физически или психологически. И человек видит реальность через призму этих искажений — события прошлого влияют на его жизнь и на принятие решений. Человек мало того что не может принять правильные решения, потому что видит все через искажения, он еще и несвободен. Об этом мы расскажем позже, и все можно будет собрать в единый пазл.

Второе значение йоги — это союз.

В разных писаниях говорится о том, что это единение индивидуальной души со сверхдушой. И тут, чтобы лучше понять, нужно немного коснуться космической геометрии. Возможно, вы слышали про фракталы — структуры, в любом масштабе похожие сами на себя, когда маленькое внешне точно такое же как и большое.

Для наглядности: считается, что у тела человека есть энергоструктура из каналов нади, по которым течет прана — базовая жизненная энергия, по аналогии с кровеносными сосудами. И эти тонкие каналы пересекаются в важных местах, там их особенно много. Возможно, вы слышали слово «чакра». Это узлы пересечения нади. Считается, что у человека их 114, из них только 108 — энергетические центры, с которыми можно что-то сделать. И вот это число, 108, оно отражено в человеке, потому что тело является отражением высшей космической геометрии.

Есть такой древнеиндийский астрономический трактат «Сурья-сиддханта», где описывается Солнце (Сурья), которое проделывает свой путь, и указываются единицы измерения. Если мы переведем это в метрическую систему, то это будет примерно 300 000 км/c. То есть цифра, которая была уточнена лишь в прошлом веке с современным оборудованием, была описана мудрецами, заглянувшими в себя более тысячи лет назад. Мы являемся маленьким отражением того, что происходит в гораздо большем масштабе планет Солнечной системы и космоса.

Космическая геометрия

Диаметр солнца = 108 диаметров Земли.
Расстояние от Земли до Солнца = 108 диаметров Солнца.
Расстояние от Земли до Луны = 108 диаметров Луны.

Наше физическое тело, энергетическое, ментальное и так далее нашло отражение этой космической геометрии. Три основных небесных тела влияют на нас очень сильно — Солнце, Земля, Луна. Когда люди не верят в это, я вспоминаю один случай в деревне в Молдове, откуда я родом, я был подростком. Там был старенький дедушка, который далек от духовного развития, но у него была маленькая книжка «Календарь огородника». Я с ним спорил: «Что за чушь? Какая разница растениям, что с Луной?» И он говорит: «Нет-нет, ты просто еще молодой, не столкнулся. В зависимости от фазы Луны деревья, саженцы, плодовые будут расти либо так, либо иначе». Уверен, что дачники могут подтвердить эти слова. Можно, конечно, говорить, что это глупости. Но если у нас есть приливы и отливы, когда огромная масса воды в океане в миллионы тонн поднимается или опускается, можно допустить некоторые изменения и в человеке, который состоит из воды на 72%. И моряков, и дачников астрономия не сильно волнует. Но им нужно успешно что-то посадить и успешно приплыть из точки А в точку B.

Есть много интересных примеров, связывающих нас с большим космосом. Наша маленькая система является отражением высшей системы. Понимая этот принцип, мудрецы прошлого могли заглянуть внутрь себя и познать скорость света больше тысячи лет назад. Просто внимательно посмотрев внутрь себя и познав, как работает наш микрокосм, познали аспекты высшего порядка о большом космосе. А ученые смогли подобраться к этой цифре со специальными приборами и спустя многие сотни лет.

Сейчас ученые утверждают, что космос — это одна энергия, которая проявляет себя по-разному. Во всех религиях толкуют то же самое о Боге. Уже очень долгое время говорят, что он есть везде, и все является им, и он проявляется во всем.

По факту это одни и те же слова, просто сказанные с разных сторон — либо с научной, либо с религиозной. Если про единство всего нам говорит и наука, и религия, то почему мы не воспринимаем все так, будто оно едино? Мы ограничены нашими отождествлениями и органами восприятия. Все это подводит к следующей теме: йога — это система практик. Мы поговорили о том, что йога — состояние прекращений колебаний ума, когда мы можем пережить состояние союза того, что мы есть, c тем, чем мы не являемся.

Зачем мы практикуем йогу?

Йога как система практик может привести нас к состоянию Союза, прекращению колебаний ума. Пока человек не коснется его, это что-то непонятное: я ведь и так более-менее нормально живу, все в порядке.

Пример: вы хотите хорошую работу, много денег, машину, путешествий, хорошего мужа/жену, успешных детей. Но на самом деле, если честно, вы делаете это все, чтобы обрести счастье.

В 2017 году мне повезло быть на аудиенции в Бодгае (место, где Будда достиг просветления) у Мингьюра Ринпоче, практика тибетского буддизма, автора книги "Будда, мозг и нейрофизиология счастья". Это очень интересный человек: в 13 он пошел в свой первый 3-летний ретрит, в 16 сам стал ведущим такого ретрита, к 20 годам у него уже было 6,5 года практик. Таких людей на самом деле много, однако Мингьюр активно и открыто сотрудничает с наукой и учеными и участвует в исследованиях.

У него нашли интересные аномалии: его мозг моложе своего возраста на 10 лет. Но еще более интересный момент — он считается самым счастливым человеком в мире. Он испытывает чувство счастья на 700% от cреднестатистического. То есть, погружаясь в медитацию, человек может обрести такое счастье, которое трудно представить, это cчиталось невозможным.

Есть выражение: «Отпивший амриту, из грязной лужи пить не хочет». Многие считают, что человек, который стоит на духовном пути, себя чего-то лишает. Это мнение обывателя, а не человека, который чего-то коснулся. Потому что когда человек чего-то коснулся в медитации, другие удовольствия по-прежнему смогут приносить радость. Но это уже не идет ни в какое сравнение с тем, что он переживает от состояния этого прекращения колебаний ума и от состояния Союза восприятия жизни как единого целого хотя бы до некоторой степени.

Те, кто на протяжении нескольких лет проходит ретриты по медитации, на определенном моменте доходят до определенного этапа. У всех звучит примерно одинаковая фраза: «Что делать? Этому миру больше нечего мне предложить». Потому что самое яркое ощущение, которое человек испытывал в жизни, не идет ни в какое сравнение с тем опытом, что он переживает внутри себя.

Определение йоги, которое будет понятно человеку, этих состояний не касавшемуся: «Йогическая дисциплина практикуется для достижения самадхи и устранения причин страданий (клеши)».

Какие могут быть причины страдания?

Я хочу, чтобы вы подумали об этом. Может быть, кто-то думает, что причина страдания — это если на работе не повысили или понизили, неприятное сказали, какие-то внешние события. Но мы говорили про опыт ощущения счастья — он приходит снаружи или изнутри? Конечно, вы испытываете его внутри себя.

Просто мы пользуемся внешними инструментами-костылями: вкусной едой, путешествиями и так далее, чтобы это чувство счастья появилось внутри. Учителя шутят: «Зачем вам эти посредники?» Просто испытывайте чувство счастья. И вот так же с причинами страданий: они не кроются в каких-то машинах, квартирах, отношениях. Причины страданий — это на самом деле омрачения нашего ума.

Интересно, что в йогической традиции и буддизме утверждают об одном и том же: буддизм говорит про коренные яды или причины страданий (клеши). Будда описывал гнев, привязанность и невежество. Патанджали говорит про них же, но добавляет эго и цепляние за жизнь. По факту двое великих мудрецов независимо друг от друга думали одно и то же.

Причины страданий (клеш) по Патанджали:

  • Авидья (невежество).
  • Асмита (эго).
  • Рага (желание, привязанность).
  • Двеша (ненависть, неприязнь).
  • Абхинивеша  (цепляние за жизнь).

Очень важный момент. Мы практикуем йогу не для того, чтобы сесть в шпагат (в балете этому учат лучше). Не для того, чтобы мы могли задержать дыхание или красиво сфотографироваться. Мы устраняем причины страданий. Каждый стремится к счастью и старается избегать страданий. Это абсолютно естественно для человека. И это система практик, которая способна полностью избавить от причин страданий, дать вам счастье, которое не связано какими-то условностями. У нас останутся желания, но мы уже не будем их рабами.

Признак движения по духовному пути — ослабевание хватки клеш (причин страданий, омрачений ума). Вы и ваше окружение замечаете, что вы теперь не гневаетесь на те вещи, которые раньше не могли выносить. Мы потихонечку избавляемся от нашего гнева, неприязни, злости. Если у нас есть привязанность к чему-то, мы в ловушке: если этот объект вожделений пропадет, мы будем страдать.

Йогическая дисциплина практикуется для достижения самадхи и устранения причин страданий (клеши).

Постепенно в медитации вы будете проходить более глубокие состояния. Каждый новый уровень — это уменьшение волн на поверхности озера вашего ума. Постепенно колебания прекратятся полностью — это приход к состоянию самадхи. И вот тут мы испытываем состояние союза (йоги). Часто про это состояние говорят как про единение с высшим, сверхдушой, Богом, Параматманом. Это все об одном и том же.

В христианстве есть 10 заповедей, в буддизме есть Панча Шила (5 нравственных предписаний), в йоге есть Яма Нияма — определенные нравственные настройки: не убивай, не воруй, не обманывай. Эти предписания нужны на этапе, пока человек не коснулся глубоких состояний. Когда он их коснулся, в таких правилах уже нет нужды, это становится естественным.

Прелесть йоги в том, что буквально с первых недель практик (при условии, что они адекватные, были правильно переданы и вы четко следуете инструкциям) вы сможете увидеть колоссальную разницу в том, как вы живете и функционируете. Люди начинают выпускать букашек из дома не потому, что им запретили убивать. Убийство начинает противоречить их восприятию жизни.

Освобождение

Есть важное понятие «мукти/мокша» — освобождение. От чего? И тут я хочу рассказать вам одну историю о концепции свободы, с которой я столкнулся. В 2017 году я проходил 5-месячный курс в Индии в ашраме у Садхгуру. Без единого выходного с раннего утра и до позднего вечера ты практикуешь и ходишь на лекции: это 8—9 часов в день минимум, остальное время занимают личные практики. Курс недешевый, на тот момент он стоил около $10 000 плюс билеты и дополнительные траты. Ты добровольно тратишь свое время, деньги. Нас было 170 человек. В последнюю неделю со мной заговорил один англичанин и сказал: «О, я так рад, что через неделю это все закончится! Я так скучаю по моей свободе. Каждое утро я просыпался и мог пить кофе. Здесь я не успеваю, я устал и хочу обратно».

Пожалуйста, подумайте. Человек добровольно отказался от своих денег и cвободного времени ради какой-то цели: практиковать, получить пользу и так далее. И на протяжении всего этого времени он страдает. Страдает, потому что у него нет кофе... Он скучает по своей свободе.

Подумайте, что же является истинной свободой? Свобода пить кофе, когда ты этого хочешь? Или свобода быть счастливым вне зависимости, есть кофе или нет? Это не значит, что кофе не нужно пить! Никаких проблем. Но если вдруг кофе не окажется рядом, даже добровольно потратив время и деньги на что-то для тебя важное, ты не будешь испытывать счастье, потому что кофе рядом не оказалось. А как часто, друзья, подумайте, в вашей жизни такого, образно говоря, важного для вас «кофе» не оказывалось рядом?

Что же тогда свобода: свобода делать то, что хочешь, когда хочешь? Или свобода не быть зависимым от cвоих ограничений и испытывать счастье, несмотря на то, есть кофе или нет?

В различных традициях концепция освобождения нашла себя в разных картинках и словах. В буддизме рисуют бхавачакру — в ее центре свинья, петух и змея кусают друг друга за хвост.

Невежество — свинья, желания и привязанности — петух, гнев — змея. Они закручивают пресловутое колесо перерождений, «колесо сансары». Это колесо держит Мара, в нашей традиции его условно можно назвать дьяволом-искусителем, если очень упростить.

Оказывается, из этого колеса можно освободиться и достичь нирваны (нибана) — состояния «без огня», отсутствия страстных желаний. В нем счастье становится необусловленным.

Это не значит, что «кофе» из примера ранее теперь не нужен. Некоторые великие практики могут выпивать кофе. Но если вдруг кофе не окажется рядом, это не повлияет на счастье человека.

В буддизме на предпоследней стадии просветления пропадают гнев и привязанность, на последней стадии пропадает и невежество. Патанджали говорит о нем так: «Невежество — питательная среда для всех остальных, спящих или ослабленных, чередующихся или действующих в полную силу».

Что такое невежество? В определении Патанджали это «принятие невечного, нечистого, недоброго, не-атмана за вечное, чистое, доброе, атман (душу)». Учителя приводят пример с сорняками на поле. Их можно вычистить, но при определенных условиях — пошел дождь, стало тепло — в чистой земле снова появляются сорняки. И пока невежество не убрано с корнем, все остальные омрачения ума могут пробудиться.

***

С 4 по 9 декабря в специальном канале для читателей Onlíner аудиолекции будет вести Роман Нарейко — опытный преподаватель йоги и медитации. Он любезно согласился уделить время и поделиться своими знаниями и опытом. Присоединиться к марафону вы можете в специальном телеграм-канале «Введение в йогу». Там можно послушать преподавателя в аудиоформате. Так интереснее!

  • День 1: «Что такое йога? И зачем вообще мы ее практикуем?» (текст|аудиосообщения);
  • День 2: «Как практиковать йогу? (Основы, Хатха-йога и Раджа-йога)» (текст|аудиосообщения);
  • День 3: «Питание с точки зрения йоги и Гуны (качества материального мира)»;
  • День 4: «Энергетическая структура человека»;
  • День 5: «Основы закона Кармы».

<< Нажмите, чтобы подписаться на наш марафон о йоге в Telegram >>

Ежедневно мы будем публиковать аудиосообщения от Романа и раскрывать новую тему.

Каждый день на сайте будет появляться текстовая версия самого главного.

Также вы сможете задавать преподавателю любые вопросы.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Источник: Onliner.by, Иллюстрации: Валерия Седлюковская