20 372
11 ноября 2022 в 15:37
Источник: Лора Нагапетян. Фото: Анна Иванова

Чашка капучино за 6, 7, 10 рублей… Почему так дорого? Здесь все ответы на этот больной вопрос кофеманов

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

Представьте. Вы заходите в кофейню, где на контрасте с холодной улицей сказочно уютно и тепло. Берете чашку капучино, бариста запускает аппарат и оглушает вас внезапной ценой — 6 рублей. Вы платите, но негодуете: «6 рублей? В прошлом году было 3!» Чашка греет руки, кофе проникает в клеточки, дарит дофамин, но осадочек все равно остается. Каждый день отдавать по 5—6 рублей — это больновато. Но если очень хочется наслаждаться напитком с пенкой, то никуда не денешься. Более того, скорее всего, рост цен на кофе не остановится в ближайшее время. Разбираемся почему. 

Ищем самый дорогой кофе

Поиск самого дорогого капучино в городе привел к выводу — в отдельных местах (чаще всего это какие-то рестораны) капучино может стоить и все 10 рублей. Одни из самых дорогих позиций — в гостиницах. Например, в лобби-баре гостиницы «Пекин» небольшая чашка капучино стоит 7,5 рубля. Правда, к нему прилагается вкусная конфетка.

В сети кофеен «Зерно» капучино стоит 6—8 рублей, латте — 7—10. В других кофейнях города цены колеблются от 4 до 6 рублей за стандартную чашку, за большую — они выше. Кто во что горазд.

А вот если мы говорим про авторские напитки, то за них придется отдать аж до 14 рублей. Авторские — это что-нибудь необычное, например раф, фраппе, матча-латте, пряный латте и так далее. Кофе раф в среднем стоит 6—7 рублей, а вообще — до 13.

Как видите, жизнь кофемана нелегка, и зачастую желанный напиток может стоить как полноценный обед офисного работника. Самое интересное, что еще два, а то и год назад все было иначе. В начале прошлого года кофе во многих кофейнях можно было купить за 3—3,5 рубля. Почему цены пошли вверх?

Что скажут кофейные бизнесмены?

На самом деле, за чашкой капучино скрываются такие глобальные процессы с точки зрения бизнесменов, владельцев кофейни, что потребителю и представить сложно.

Onlíner запросил комментарий у владельцев сети кофеен Varka. Анастасия и Андрей Шостаки развивают эту довольно популярную в Минске сеть начиная с 2020 года.

Важно понимать, из чего формируется цена на капучино, — ответили супруги. — Это не просто кофе плюс молоко.

Она складывается из арендной платы, системы налогообложения, бюджета на маркетинг, заработной платы сотрудников, коммунальных платежей. Также кофе — это еще стаканчик, крышка, сахар…

Есть пять ключевых факторов, которые связаны с увеличением цены на кофе конкретно в наших кофейнях. Начнем с того, что Varka изначально позиционировалась как бренд кофеен, куда можно прийти и купить кофе, круассан по средним ценам. И если цены повышаются в Varka, то это связано с внешними факторами.

По словам бизнесменов, заметное повышение цен началось именно в 2022 году:

— Подняли налог на УСН. Он стал не 5%, а 6%. Соответственно, это увеличило налоговую базу собственников всех кофеен. Также остановили регистрацию индивидуальных предпринимателей в Минске. У нас есть партнеры, которым приходится регистрировать ООО, что опять же увеличивает налоговую базу и забирает нашу прибыль. То есть добавляется еще 13% подоходного налога (которого нет у индивидуальных предпринимателей).

Также в странах СНГ сейчас высокая инфляция. И Беларусь не является исключением. Даже если нет каких-то критических факторов, цены на продукты увеличиваются. 

У общепита есть один важный показатель, который забирает большую часть денег из выручки, — это фуд-кост. В него входят траты на продукты, на одноразовую посуду, на десерты и так далее. В этом году произошло самое сильное влияние на фуд-кост.

И случилось это 24 февраля. В Беларуси сильно скакнул ценник абсолютно на все. Скакнул доллар. Сейчас он выровнялся, но тем не менее цены на продукты не стали ниже. Это еще один фактор, который усложняет нам жизнь. Например, один из поставщиков молока, у которого мы приобретали все по безналу, перестал отгружать по безналу маленькие объемы (около 100 литров). Сейчас нам приходится приобретать молоко исключительно у ретейлеров, у которых оно продается уже с наценкой. Если у магазина нет доставки, то управляющему кофейней надо своими ногами идти или ехать приобретать нужное количество молока — его очень много расходуется в наших кофейнях. А цены на молоко и сливки за полтора года выросли примерно на 50%. 

Также очень сильно подорожал зеленый кофе для обжарщиков. Чтобы вы понимали: за два года цена на кофе выросла на 50% для кофеен.

Разбираемся дальше:

— Также сейчас есть пробелы с курсом валют. Доллар относительно не подорожал, но есть проблема с дорогим российским рублем. Белорусы много товаров закупают в России и, соответственно, платят за них российским рублем. Таким образом, выросли цены на двухслойные одноразовые стаканчики для напитков с собой, так как они привозятся из России. Их цена стала на 50% выше, чем была полтора года назад. В России же есть недостаток сырья, так как многие страны перестали работать с этой страной. Картон, который используется для приготовления двойных стаканов, делает одна европейская страна и Китай. Одна страна, грубо говоря, закрылась, и остался только Китай. В связи с большой нагрузкой на Китай логистические цепочки подорожали. 

У каждой компании есть еще одна статья расходов — маркетинг. Мы рекламируемся где только возможно: в Instagram, TikTok, Telegram, в Yandex, Google. Маркетинг — это двигатель прогресса и успеха компании.

Все эти факторы, по словам Анастасии и Андрея, бьют по себестоимости продукта. Для того чтобы предприниматели хоть что-то могли зарабатывать, приходится поднимать цены.

— Когда стартовал проект Varka два года назад, большой капучино у нас стоил 3,9 рубля. Сейчас он стоит 5,5 рубля. При этом мы не стали больше зарабатывать. Мы стараемся выдерживать ту маржу, которая есть, чтобы держать бизнес на плаву и иметь хоть какие-то деньги. Хотя два года назад прибыли из нашей выручки было намного больше. 

Удерживать цены мы стараемся максимально долго, но когда кофейня работает в минус, а тебе нужно платить заработную плату, то цены поднимаем.

Какая цена на стандартную чашку капучино для вас является психологически приемлемой?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Источник: Лора Нагапетян. Фото: Анна Иванова